ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-422/18 от 08.05.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело №3а-52/2019

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 8 мая 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 8 мая 2019 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 мая 2019 года.

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Козловской Л.И.,

с участием представителя административного истца ООО «Ставнефть» по доверенности Кутуть О.И., представителя административных ответчиков Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края, заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Марченко К.С., представителя заинтересованных лиц Администрации Петровского городского округа Ставропольского края и Отдела имущественных и земельных отношений Администрации Петровского городского округа Ставропольского края по доверенности Мишура Н.А., представителя прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ставнефть» к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Ставнефть» обратилось в суд с административным иском (впоследствии уточненным) к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании недействующей графы 39 строки 5 таблицы 2 (часть IV) приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п, со дня его принятия; возложении обязанности на Правительство Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии решения суда в газете «Ставропольская правда» и на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что на основании договора аренды от 31 октября 2005 года №439 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 2091 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, для производственных целей (проектирование и строительство АЗС с объектами сервисного обслуживания), срок аренды установлен до 29 октября 2054 года.

6 сентября 2007 года Администрацией города Светлограда и обществом подписано соглашение, которым в пункт 1.1 договора аренды слова «проектирование и строительство АЗС с объектами сервисного обслуживания» заменены на «проектирование и строительство многотопливной станции с объектами сервисного обслуживания».

15 февраля 2008 года за ООО «Ставнефть» зарегистрировано право собственности на возведенную на вышеуказанном земельном участке многотопливную автозаправочную станцию с объектами сервисного обслуживания литер К с кадастровым номером .

Законом Ставропольского края от 14 апреля 2017 года №36-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Петровского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Петровского района Ставропольского края» муниципальные образования, входящие в состав Петровского муниципального района, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Петровский городской округ Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов (далее – Порядок).

На момент заключения обществом договора аренды вышеназванного земельного участка базовый размер ставки арендной платы в городе Светлограде, установленный постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №64-п, составлял 15% от кадастровой стоимости земельного участка. В связи с принятием оспариваемого постановления Правительства Ставропольского края №112-п ставка арендной платы составила 30% от кадастровой стоимости земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.

По мнению административного истца, в результате увеличения параметров, влияющих на итоговый размер арендной платы, существенно увеличился размер арендной платы за арендуемый земельный участок. Ставки арендной платы, установленные в графе 39 строки 5 таблицы 2 (часть IV) приложения к Порядку определения размера арендной платы в Ставропольском крае, не основаны на основных принципах, закрепленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

В отзыве на административное исковое заявление Министерство имущественных отношений Ставропольского края просит в удовлетворении административного искового заявления ООО «Ставнефть» к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части отказать в полном объеме, одновременно указывая на то, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерацией и в рамках полномочий исполнительного органа Ставропольского края. При разработке проекта нормативного правового акта учитывались мнения органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по вопросу установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории конкретных муниципальных образований Ставропольского края, в том числе и мнение Администрации Петровского муниципального района Ставропольского края; установление размера арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков соответствует принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы.

Определением Ставропольского краевого суда от 30 января 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Петровского городского округа Ставропольского края и Министерство имущественных отношений Ставропольского края (том 1, лист дела 133).

Определением Ставропольского краевого суда от 7 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел имущественных и земельных отношений Администрации Петровского городского округа Ставропольского края (том 11, лист дела 115).

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Ставнефть» Кутуть О.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что увеличение базовой ставки арендной платы за земельный участок с 15% до 30% повлекло за собой увеличение арендной платы до 810 973 рублей в год, при этом размер арендной ставки установлен без учета уровня доходности земельного участка и с нарушением принципов экономической обоснованности и простоты расчета, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Представитель административных ответчиков Правительства Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края, а также заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края Марченко К.С. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то обстоятельство, что обжалуемый нормативный правовой акт является законным и обоснованным, поскольку при утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков ответчики руководствовались Методикой расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, разработанной Ставропольским Государственным центром исследования проблем собственности, а также в полной мере учли принцип экономической обоснованности определения размера арендной платы.

Представитель заинтересованных лиц Администрации Петровского городского округа Ставропольского края, Отдела имущественных и земельных отношений Администрации Петровского городского округа Ставропольского края по доверенности Мишура Н.А. в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований, пояснил, что постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п уже неоднократно обжаловалось и признавалось недействующим в части, и поскольку оно затрагивало права и интересы граждан и организаций, то его следует признавать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Допрошенный в качестве свидетеля один из разработчиков Методики расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, ФИО10 пояснил суду, что указанная Методика подготовлена в рамках заключенного соглашения от 9 июня 2014 года о взаимодействии между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и Ставропольским государственным центром исследований проблем собственности с целью совершенствования механизмов и способов распоряжения и управления объектами государственной собственности Ставропольского края. Формула определения размера арендной платы была установлена Министерством финансов Ставропольского края, ими разрабатывались коэффициенты. Для анализа брались обобщенные данные экономических показателей, принципы экономической обоснованности и доходности земельного участка при подготовке Методики были реализованы через соответствующие показатели и через анкетирование. При расчете оспариваемой арендной ставки не учитывались данные об оценке доходности земельных участков коммерческого использования (под торговую деятельность), расположенных в городе Светлограде Петровского района Ставропольского края, о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанных с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельных участков, поскольку такие сведения не были представлены Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

В заключении прокурор Колячкина И.В. полагала, что представленная Методика не отражает экономическую обоснованность определения арендной платы земельных участков, поскольку указанные в ней коэффициенты не включают в себя данные об оценке доходности земельных участков, расположенных в Петровском городском округе Ставропольского края, о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанных с использованием земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения. Таким образом, по мнению прокурора, оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года №601-п оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу с 1 января 2019 года. Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время. Поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения оспариваемый нормативный акт утратил силу, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, а также с целью восстановления нарушенных прав административного истца исковые требования подлежат удовлетворению, оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с даты его принятия.

Изучив материалы дела, доводы искового заявления и отзыва на него, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, показания свидетеля ФИО11. и заключение прокурора Колячкиной И.В., суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

Данное постановление подписано Губернатором Ставропольского края, опубликовано в установленном законом порядке на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 31 марта 2016 года и вступило в законную силу 1 апреля 2016 года.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства.

Обжалуемый в части нормативно-правовой акт принят в соответствии с требованиями Законов Ставропольского края от 12 октября 1994 года №6-кз «Устав (основной закон) Ставропольского края», от 31 июля 1996 года №15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края», от 6 ноября 1997 года №32-кз «О Правительстве Ставропольского края», подписан Губернатором Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года №419-п «О регламенте Правительства Ставропольского края».

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года №209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года №1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 1 января 2015 года.

В связи с принятием данного приказа ранее действующий приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года №203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 года, утратил силу.

В силу части 1 статьи 22 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Ставропольского края.

В целях реализации вышеназванных полномочий по вопросам регулирования земельных отношений Правительством Ставропольского края 29 марта 2016 года принято постановление №112-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Прежнее постановление Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №64-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утратило силу с принятием данного постановления.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года №601-п обжалуемое истцом постановление признано утратившим силу с 1 января 2019 года.

В таблице 2 (часть IV) приложения к Порядку, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п, в графе 39 строки 5 утверждена ставка арендной платы за использование земельных участков пятого вида разрешенного использования, предназначенных для размещения объектов торговли, расположенных на территории горда Светлограда Петровского района Ставропольского края, в размере 30% от кадастровой стоимости (том 11, лист дела 50, оборотная сторона).

До принятия и введения в силу оспариваемого в части постановления Правительства Ставропольского края №112-п ставка арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, составляла 15% и была утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №64-п.

Установленная ставка арендной платы в размере 30% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

Вместе с тем, установленная ставка арендной платы этому принципу не отвечает.

В обоснование законности определения оспариваемой арендной ставки ответчиками представлена Методика расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представляемых в аренду без торгов, разработанная Ставропольским Государственным центром исследования проблем собственности в рамках заключенного 9 июня 2014 года соглашения с Министерством имущественных отношений Ставропольского края с целью совершенствования механизмов и способов распоряжения и управления объектами государственной собственности Ставропольского края.

Как следует из содержания Методики, Петровский район расположен в переходной зоне от Ставропольской возвышенности (плато) к степному Ставрополью. В настоящее время площадь района равна 2 741 кв.км. Население района составляет 77 119 человек, из них 47,8% проживают в городе, 52,2% – в сельской местности. Плотность населения на 1 кв.м составляет 28,9. В результате переоценки 2015 года произошло значительное увеличение кадастровой стоимости в Петровском районе Ставропольского края по всем видам решенного использования (таблица 6.20). Исключением стали земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (том 2, лист дела 174; том 3, листы дела 4-6, таблица 6.20). По городу Светлограду Петровского района Ставропольского края таких данных не представлено.

Разработчиками Методики предложена следующая формула, позволяющая на их взгляд, рассчитать арендную плату на основе системного подхода:

РАП = (КС х С),

где РАП – размер арендной платы,

КС – кадастровая стоимость земельного участка (рублей),

С – ставка арендной платы за использование земельного участка, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с приложением к данному Порядку (том 11, лист дела 47).

С = Кк ? Ккп ? Ку ? Кхр,

где С – ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется по следующей формуле:

б + К0 + Кэ) ? Ккп ? Ку ? Кхр,

где Кб – безрисковая ставка капитализации;

К0 – коэффициент, отражающий объективной состояние рыночной среды;

Кэ – корректирующий коэффициент с учетом экспертных оценок;

Ккп – коэффициент коммерческой привлекательности земельного участка;

Ку – коэффициент удорожания с поправкой на уровень инфляции;

Кхр – коэффициент хронотопической адаптации к изменению условий аренды (том 2, лист дела 151).

Из представленной Методики следует, что при определении коэффициента капитализации земли учитывались показатели анкетирования, которые, в свою очередь, учитывали в основном статистические показатели и не учитывали реальные доходы населения, платежеспособность населения и бизнес-активного сообщества, а также иные показатели, объективно отражающие возможности арендаторов земельных участков.

Коэффициент коммерческой привлекательности определялся на основе результатов кадастровой оценки и при определении данного коэффициента использовались данные удельного показателя кадастровой стоимости по различным видам разрешенного использования, но не учитывались реальные рыночные показатели стоимости земельных участков, объективно отражающие уровень коммерческой привлекательности земельных участков.

Принцип построения коэффициента хронотопической адаптации основан на математических моделях, которые, как пояснил в судебном заседании один из разработчиков Методики ФИО12., основываются на значениях, заведомо предполагающих прямой учет пожеланий арендодателей, без учета какого-либо анализа о доходности этого вида разрешенного использования в городе и интересов арендаторов земельных участков.

Коэффициент хронотопической адаптации (Кхр), по мнению авторов Методики, введен в формулу с целью устранения выпадающих доходов бюджета при изменении размера кадастровой стоимости.

Доводы авторов Методики о том, что введение коэффициента хронотопической адаптации несет социально-экономическую направленность, так как позволяет обоснованно сглаживать резкие изменения кадастровой стоимости, базовой ставки арендной платы и обеспечивает плавный переход к новым условиям реализации арендных платежей, суд оценивает критически, поскольку это опровергается самой формулой его расчета, где в итоге все сводится к линейному (прямому) учету тех величин, которые предлагает арендодатель. Интересы арендаторов земельных участок при построении данного коэффициента не учитываются.

Кроме того, в формулу, повлиявшую на определение величины арендной ставки, заложен Ку – коэффициент удорожания с поправкой на уровень инфляции. Как следует из Методики, коэффициент удорожания учитывает изменение арендной платы, произошедшее в силу инфляционных процессов за период с даты определения кадастровой стоимости до даты определения размера арендной платы за временное пользование земельным участком. В качестве коэффициента удорожания применен процент инфляции 6,4, который использовался при формировании бюджета на 2016 год (том 2, листы дела 156, 187).

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

В материалах данного административного дела отсутствуют доказательства использования при подготовке оспариваемого постановления данных об оценке доходности земельных участков, расположенных в городе Светлограде Ставропольского края; о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; о влиянии увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации; о фактической возможности арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.

Из Методики также следует, что основы дифференциации арендной платы заложены в механизме определения кадастровой стоимости, базирующимся на принципе классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и плодородия земель (том 2, лист дела 163).

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы за пользование земельными участками пятого вида разрешенного использования в размере 30%, расположенных в городе Светлограде Петровского района Ставропольского края, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п.

Установление повышенного размера ставки арендной платы продиктовано исключительно интересами городского округа в целях избежания выпадающих доходов бюджета, получении максимальной прибыли от арендных платежей.

Судом отклоняется довод представителя административных ответчиков о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки земельного участка, на основе результатов которой рассчитана ставка арендной платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.

Административный истец ООО «Ставнефть» является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером общей площадью 2091 кв.м в городе Светлограде Ставропольского края по договору аренды №439 от 31 октября 2005 года, земельный участок предоставлен для производственных целей (проектирование и строительство АЗС с объектами сервисного обслуживания), срок аренды установлен сроком до 29 октября 2054 года.

Указанный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

В отношении арендованного земельного участка при исчислении размера арендной платы арендодателем применяются положения графы 39 строки 5 таблицы 2 (часть IV) приложения к Порядку, являющиеся предметом настоящего спора, где установлена базовая арендная ставка в размере 30% от кадастровой стоимости в городе Светлограде (административный центр Петровского района Ставропольского края).

Таким образом, административный истец, являясь арендатором земельного участка, арендная плата за пользование которым исчисляется из ставки, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Ставропольского края, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие его права как арендатора земельного участка.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками не представлено доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки арендной платы для земельных участков города Светлограда Ставропольского края. Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, а также уровень их доходности, определение доли арендных платежей в совокупных затратах арендаторов, изучение влияния размера арендной платы на рентабельность по их эксплуатации и фактической возможности арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения, не проводились.

Доказательств того, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка изменился, что позволило повысить ставку арендной платы и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, административными ответчиками не представлено.

Проанализировав формулу и коэффициенты, способ их исчисления, суд приходит к выводу о том, что ставка арендной платы, являющаяся предметом настоящего спора, не отвечает принципам экономической обоснованности и простоты расчета, закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемой части нормативно-правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем требования административного истца в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48, суд считает, что оспариваемый в части по настоящему делу нормативный правовой акт подлежат признанию недействующими с момента его принятия, исходя из следующего.

Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время.

Согласно статье 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Как указывалось выше, постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п с 1 января 2019 года утратило силу.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, действие которого прекратилось, суд может признать данный акт недействующим полностью или в части, когда такой акт вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты.

Указание в резолютивной части решения о том, что оспариваемое положение подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу решения суда устанавливает невозможность применения нормы, которая уже и так не может применяться в связи с утратой силы ввиду отмены самим органом, принявшим нормативный акт.

Поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения оспариваемый нормативный акт утратил силу, с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд, с целью восстановления нарушенных прав административного истца, приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт приложения к нормативному акту подлежит признанию недействующим с даты его принятия.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года №56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 предусматривает, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, и (или) официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.

Поскольку первоначально оспариваемый нормативный акт был опубликован на интернет-портале www.pravo.stavregion.ru, суд приходит к выводу о возложении на административных ответчиков – Правительство Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края – обязанности опубликовать на данном сайте сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ОО «Ставнефть» удовлетворить.

Признать графу 39 строки 5 таблицы 2 (часть IV) приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п недействующей со дня его принятия.

Возложить обязанность на Правительство Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева