ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-422/18 от 19.09.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-422/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2018 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Криковой Лидии Валентиновны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Сармановского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Крикова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости: нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером ....; земельного участка, площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .....

В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость нежилого помещения и земельного участка, определенная в размере 5 933 532 рублей 23 копеек и 702 891 рубля 45 копеек соответственно, нарушает его права как собственника спорных объектов недвижимости. В связи с определением рыночной стоимости объектов просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 3961 000 рублей, земельного участка - по состоянию на 01 января 2015 года в размере 186 000 рублей.

Крикова Л.В. в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет Сармановского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования «Сармановское сельское поселение» Сармановского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему

Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.

На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.

Решением Совета муниципального образования «Сармановское сельское поселение» Сармановского муниципального района Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 12 установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как видно из материалов дела, Крикова Л.В. является собственником нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером ...., и земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественных деловых целей) площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .....

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе земельного участка с кадастровым номером .... в размере 702 891 рубля 45 копеек.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером .... утверждена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» по состоянию на 01 января 2014 года в размере 5 933 532 рублей 23 копеек.

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (том 1 л.д. 219, 220).

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости объектов недвижимости, Крикова Л.В. обратилась в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов Крикова Л.В. представила отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № 01-026-010/17 и № 01-025-010/17 от 20 декабря 2017 года, составленные по ее инициативе индивидуальным предпринимателем ФИО1 Согласно отчетам рыночная стоимость нежилого помещения без НДС по состоянию на 01 января 2014 года составила 3 357 000 рублей, земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года - 186 000 рублей.

По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2018 года назначена судебная экспертиза для определения действительной величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Как следует из заключения эксперта ФИО2 общества с ограниченной ответственностью «Независимая оценка «Сувар - Сервис» № 17-С/06.2018 от 18 июня 2018 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 января 2014 года в размере 5 819345 рублей, земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года - 572 000 рублей.

Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную на дату утверждения его кадастровой оценки.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.

Данные о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждения необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, материалы дела не содержат.

Доказательств, которые могли бы опровергнуть содержащиеся в заключении эксперта выводы, равно как и сведений об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.

Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом даты подачи Криковой Л.В. настоящего административного искового заявления в суд, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 15 марта 2018 года.

Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, не могут быть удовлетворены требования Криковой Л.В. о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного объекта по следующим основаниям.

Полномочиями по внесению сведений о результатах определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (в соответствии с действующим законодательством - в Единый государственный реестр недвижимости) обладает федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое в соответствии с прямым предписанием закона обязано принять к исполнению вступившее в законную силу судебное решение об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 7 и 14 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). В связи с чем установление судом рыночной стоимости является достаточным основанием для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В случае наличия препятствий при исполнении решения суда, административный ответчик не лишен возможности оспорить действия органа, на которого возложена обязанность по внесению сведений о результатах определения кадастровой стоимости, в установленном законом порядке.

Кроме того, требование об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости предъявлено административным истцом также к исполнительному комитету Сармановского муниципального района Республики Татарстан, который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и не должен отвечать по требованиям административного истца. Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Криковой Лидии Валентиновны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Сармановского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость:

1) нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 5 819 345 рублей;

2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественных деловых целей) площадью 1095 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 572 000 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 марта 2018 года.

В удовлетворении административного искового заявления Криковой Лидии Валентиновны в части требований о возложении на административного ответчика обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости, а также требований к исполнительному комитету муниципального образования Сармановского муниципального района Республики Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 24 сентября 2018 года.

Судья Ибрагимов Р.С.