ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-422/19 от 13.05.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 мая 2019 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-422/19 по административному исковому заявлению Попова Дениса Геннадьевича о признании не действующим с даты принятия постановления Правительства Московской области от 02 октября 2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» с приложением.

установил:

Попов Д.Г. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия постановления Правительства Московской области от 02 октября 2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» с приложением.

Административный истец пояснил, что постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области» утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 год с календарной разбивкой.

Для регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Экопромсервис», действующего в зоне Алексинская, предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, руб/куб. м. без НДС с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года установлены в размере 744, 33, с 1 июля 2019 по 31 декабря 2019 года в размере 744,33; предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, руб/куб. м. с НДС с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года установлены в размере 893,20, с 1 июля 2019 по 31 декабря 2019 года в размере 893,20.

По мнению административного истца постановление № 690/34 принято с нарушением нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы.

В результате принятия оспариваемого Постановления единый тариф на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области необоснованно завышен.

Постановление № 690/34 противоречит Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлению Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

В соответствии с частями 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся, в том числе оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональным оператором. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (Правила), утверждёнными Постановлением № 484.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Согласно пунктам 7, 8, 17, 19, 20 Правил установление тарифов производится органом регулирования путём рассмотрения предложения регулирующей организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, и отражает её результаты в своём экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Административный истец полагает, что в нарушение пункта 8 правил к заявлению об установлении тарифов не приложены материалы, подтверждающие обоснованность заявленных расходов организации, иные документа, которые бы подтверждали размер предложенного организацией тарифа, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, используемые для осуществления регулируемой деятельности.

В нарушение пункта 17 Правил органом регулирования не проведена экспертиза предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов.

Отсутствует решение правления (коллегии) органа регулирования, которое принимается на основании представляемых регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения органа регулирования.

В нарушение пункта 18 Правил отсутствует экспертное заключение органа регулирования, которое должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

В нарушение пункта 21 Правил отсутствует протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования с указанием основных показателей расчета тарифов региональных операторов на период регулирования, в том числе:

а) величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;

б) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс, потребляемый регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования;

в) стоимость, сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами и предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования инвестиционной программы.

В результате принятия Постановления № 690/34 имеется реальная угроза нарушения прав административного истца.

В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, которая определяется из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов).

На основании оспариваемых единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами производится исчисление платы за обращение с ТКО, подлежащей уплате административным истцом.

Представитель Правительства Московской области не согласилась с требованиями заявленными Поповым Д.Г. Пояснила, что постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области» утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 год с календарной разбивкой.

В частности для регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Экопромсервис», действующего в зоне Алексинская, предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, руб/куб. м. без НДС с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года установлены в размере 744, 33, с 1 июля 2019 по 31 декабря 2019 года в размере 744,33; предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, руб/куб. м. с НДС с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года установлены в размере 893,20, с 1 июля 2019 по 31 декабря 2019 года в размере 893,20.

В соответствии с пунктом 3 оспариваемого Постановления документ вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 7.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Пунктом «г» части 1 статьи 12 Закона Московской области № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области» установлено, что утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Правительства Московской области.

Постановление № 690/34 принято в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области», распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20 марта 2018 года № 104-РМ «Об утверждении документаций об отборе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, протоколами о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19 апреля 2018 года.

Единые тарифы на услугу региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлены на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами в соответствии с пунктом 94 Методических указаний исходя из величины необходимой валовой выручки, определённой в конкурсной заявке регионального оператора, тарифов и объёмов твёрдых коммунальных отходов, определённых в составе конкурсной документации.

Соглашение по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Алексинской зоне Регионального оператора заключено между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Экопромсервис» 28 апреля 2018 года.

Собственные расходы региональных операторов определены в конкурсной заявке, тарифы операторов по обращению с ТКО, масса отходов, учтённая при установлении тарифов в 2019 году и масса отходов, транспортирование которых будет осуществляться региональным оператором в 2019 году, определены в составе конкурсной документации.

Постановление № 690/34 принято в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия, не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области не согласился с административным исковым заявлением Попова Д.Г. Пояснил, постановление № 690/34 принято в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия нормативных правовых актов, не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы Административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 7.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно :а счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Пунктом «г» части 1 статьи 12 Закона Московской области № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области» установлено, что утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Правительства Московской области.

Согласно пункту 9 Перечня услуг, на которые государственное регулирование цен тарифов) осуществляется Правительством Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 01.09.2011 № 938/35 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Московской области» на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами государственное регулирование цен осуществляется Правительством Московской области.

Постановление № 690/34 принято также в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016г. № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области», распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ «Об утверждении документаций об отборе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, протоколами о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.09.2018г.

Единые тарифы на услугу региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлены на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами в соответствии с пунктом 94 Методических указаний исходя из величины необходимой валовой выручки, определённой в конкурсной заявке регионального оператора, тарифов и объёмов твёрдых коммунальных отходов, определённых в составе конкурсной документации.

Прокурор полагала административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия, содержание нормативного акта не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные Поповым Д.Г., не подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области» утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 год.

В соответствии с частью 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 7.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Пунктом «г» части 1 статьи 12 Закона Московской области от 08.11.2001г. № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области» установлено, что утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Правительства Московской области.

Согласно пункту 9 Перечня услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 01.09.2011г. № 938/35 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Московской области» на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами государственное регулирование цен осуществляется Правительством Московской области.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся, в том числе оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональным оператором. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Постановление № 690/34 официально опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 03.10.2018г., в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», № 194 от 16.10.2018г.

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными расходами», а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016г. № 163 8/16.

Постановление № 690/34 принято в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016г. № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области», распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018г. № 104-РМ «Об утверждении документации об отборе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, протоколами о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.09.2018г.

Единые тарифы на услугу региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлены на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами в соответствии с пунктом 94 Методических указаний исходя из величины необходимой валовой выручки, определённой в конкурсной заявке регионального оператора, тарифов и объёмов твёрдых коммунальных отходов, определённых в составе конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 94 Методических указаний единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами устанавливаются по формуле, содержащейся в Методических рекомендациях.

Собственные расходы региональных операторов определены в конкурсной заявке, тарифы операторов по обращению с ТКО, масса отходов, учтенная при установлении тарифов в 2019 году и масса отходов, транспортирование которых будет осуществляться региональным оператором в 2019 году, определены в составе конкурсной документации.

Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены по 7 зонам деятельности региональных операторов.

Доводы административного истца о том, что предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 год завышены, не состоятельны, опровергаются представленными в материалы административного дела расчетами.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, оснований для признания нормативного акта недействующим не имеется.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Попова Дениса Геннадьевича о признании недействующим с даты принятия постановления Правительства Московской области от 02 октября 2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» с приложением, оставить без удовлетворения.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.