ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-422/2015 от 19.08.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

...

дело № 3а-56/2016 (предыдущий - № 3а-422/2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2016 года г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

судьи Шумкова Е.С.

при секретаре Четиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ОАО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» (далее также административный истец) является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым номером 66:48:0000000:27, площадью 2967136 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения сооружений промышленности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, 4 квартал, участок № 1 (т.1, л.д. 48);

- с кадастровым номером 66:48:0301001:3, площадью 80177 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для профилактория, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, профилакторий «Зеленый мыс» (т.1, л.д. 49);

- с кадастровым номером 66:48:0302001:4, площадью 28165 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленной и коммунально-складской застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона (т.1, л.д. 50);

- с кадастровым номером 66:48:0302001:11, площадью 57 860 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации зданий и сооружений, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира здание на основной производственной территории, Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона (т.1, л.д. 51);

- с кадастровым номером 66:48:0303001:3, площадью 21 530 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленной и коммунально-складской застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона (т.1, л.д. 52);

- с кадастровым номером 66:48:0303001:5, площадью 218 278 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона (т.1, л.д. 53);

- с кадастровым номером 66:48:0303001:7, площадью 179 173 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленной и коммунально-складской застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона (т.1, л.д. 54);

- с кадастровым номером 66:48:0303001:8, площадью 62 354 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, автогараж № 2, промплощадка (т.1, л.д. 55);

- с кадастровым номером 66:48:0303001:218, площадью 15 792 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – участок заготовки металлолома, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира межевой знак 5109, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона (л.д. 56).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0000000:27 была установлено актом государственного органа от 17 ноября 2014 года по состоянию на 17 ноября 2014 года в сумме 2125331663 рубля 45 копеек (т.1, л.д. 39).

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:48:0301001:3; 66:48:0302001:4; 66:48:0303001:3; 66:48:0303001:5; 66:48:0303001:7; 66:48:0303001:8; 66:48:0303001:218 была установлена Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года № 695-ПП по состоянию на 01 января 2010 года в размерах: 33704005 рублей 49 копеек; 22730844 рубля 90 копеек, 16649579 рублей 60 копеек, 161724352 рубля 98 копеек, 134109198 рублей 77 копеек, 48200889 рублей 08 копеек, 12675764 рубля 64 копейки соответственно (т.1, л.д. 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0302001:11 определена актом государственного органа от 27 июля 2011 года по состоянию на 11 августа 2011 года в размере 24011900 рублей (т.1, л.д. 42).

Административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, просил установить их кадастровую стоимость в размере, равном их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в соответствии с выводами проведенной по делу судебной экспертизы.

Представители административных ответчиков – Правительства Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителей административных ответчиков на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).

Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статья 24.18 названного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации и Решения Качканарской городской Думы от 17 ноября 2005 года № 90 «О земельном налоге на территории Качканарского городского округа» является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельного участка. Досудебный порядок урегулирования данного вида спора соблюден, 17 сентября 2015 года истец обращался в соответствующую комиссию по разрешению споров о результатах определения кадастровой стоимости, но его заявление не было рассмотрено (т.1, л.д. 88-90).

Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в настоящее время являются архивными, поскольку новые результаты кадастровой оценки утверждены Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588. Однако, исходя из требований абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров об определении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости за административным истцом сохранялось право на применение результатов пересмотра результатов определения кадастровой стоимости на период с 01 января 2015 года. Поэтому заявленные требования подлежат рассмотрению по существу, что согласуется с правовой позицией, изложенной во 2-м абзаце пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке.

В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет оценщика (т.2, л.д. 1-265).

Однако в ходе рассмотрения дела у суда возникли сомнения относительно обоснованности выводов оценщика, в связи с этим по делу была назначена судебная экспертиза (т.3, л.д. 144-146).

Согласно заключению эксперта ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы» от 29 июля 2016 года № 5/07-4 рыночная стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков составляет:

- участка с кадастровым номером 66:48:0000000:27 по состоянию на 17 ноября 2014 года - 707394893 рубля 80 копеек;

- участка с кадастровым номером 66:48:0301001:3 по состоянию на 01 января 2010 года - 18274743 рубля 61 копейка;

- участка с кадастровым номером 66:48:0302001:4 по состоянию на 01 января 2010 года - 10584125 рублей 35 копеек;

- участка с кадастровым номером 66:48:0302001:11 по состоянию на 11 августа 2011 года - 15420268 рублей 60 копеек;

- участка с кадастровым номером 66:48:0303001:3 по состоянию на 01 января 2010 года - 8129943 рубля 30 копеек;

- участка с кадастровым номером 66:48:0303001:5 по состоянию на 01 января 2010 года 67207796 рублей 20 копеек;

- участка с кадастровым номером 66:48:0303001:7 по состоянию на 01 января 2010 года - 56962680 рублей 16 копеек;

- участка с кадастровым номером 66:48:0303001:8 по состоянию на 01 января 2010 года - 21972302 рубля 52 копейки;

- участка с кадастровым номером 66:48:0303001:218 по состоянию на 01 января 2010 года - 6121610 рублей 88 копеек (т. 4, л.д. 2-215).

Часть 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.

Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует вышеперечисленным требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.

Лицами, участвующими в деле, не представлено каких-либо доказательств опровергающих выводы эксперта. У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта. Учитывая изложенное и, принимая во внимание, что лицами, участвующими в деле, не представлено допустимых, относимых и не вызывающих сомнений доказательств иной величины рыночной стоимости вышеназванных земельных участков, чем указана в заключении эксперта, основываясь на выводах эксперта, суд находит доказанным, что рыночная стоимость вышеперечисленных земельных участков составляет суммы, указанные в заключении эксперта.

Указанная рыночная стоимость земельных участков в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – 17 января 2015 года (т.1, л.д. 88).

Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 01 января 2015 года (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Поскольку обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Установить на период с 01 января 2015 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0000000:27, площадью 2967136 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения сооружений промышленности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, 4 квартал, участок № 1, в размере 707394893 (семьсот семь миллионов триста девяносто четыре тысячи восемьсот девяносто три) рубля 80 (восемьдесят) копеек, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2014 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0301001:3, площадью 80177 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для профилактория, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, профилакторий «Зеленый мыс», в размере 18274743 (восемнадцать миллионов двести семьдесят четыре тысячи семьсот сорок три) рубля 61(шестьдесят одна) копейка, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0302001:4, площадью 28165 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленной и коммунально-складской застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона, в размере 10584125 (десять миллионов пятьсот восемьдесят четыре тысячи сто двадцать пять) рублей 35 (тридцать пять) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0302001:11, площадью 57 860 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации зданий и сооружений, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира здание на основной производственной территории, Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, в размере 15420268 (пятнадцать миллионов четыреста двадцать тысяч двести шестьдесят восемь) рублей 60 (шестьдесят копеек), равном его рыночной стоимости по состоянию на 11 августа 2011 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:3, площадью 21 530 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленной и коммунально-складской застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона, в размере 8129943 (восемь миллионов сто двадцать девять тысяч девятьсот сорок три) рубля 30 (тридцать) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:5, площадью 218 278 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, в размере 67207796 (шестьдесят семь миллионов двести семь тысяч семьсот девяносто шесть) рублей 20 (двадцать) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:7, площадью 179 173 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд промышленной и коммунально-складской застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона, 56962680 (пятьдесят шесть миллионов девятьсот шестьдесят две тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 16 (шестнадцать) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:8, площадью 62 354 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, автогараж № 2, промплощадка, в размере 21972302 (двадцать один миллион девятьсот семьдесят две тысячи триста два) рубля 52 (пятьдесят две) копейки, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года;

- земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:218, площадью 15 792 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – участок заготовки металлолома, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира межевой знак 5109, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Российская Федерация, Свердловская область, г. Качканар, тер. промышленная зона, в размере 6121610 (шесть миллионов сто двадцать одна тысяча шестьсот десять) рублей 88 (восемьдесят восемь) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 17 сентября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Шумков Е.С.