ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-424/18 от 28.08.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-424/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2018 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: склады) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственно-складские здания и сооружения производственно-технической комплектации) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: административные офисы) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, определенная в размере 127 707 470 рублей 20 копеек, 22 664 990 рублей 40 копеек, 63 094 537 рублей 20 копеек, 54 184 170 рублей, 14 792 325 рублей, 30 269 058 рублей 84 копеек, 7 181 028 рублей 72 копеек, 42 416 219 рублей 10 копеек соответственно, нарушают его права как налогоплательщика земельного налога. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... в размере 60 639 640 рублей, 13 539 840 рублей, 31 390 960 рублей, 25 821 930 рублей, по состоянию на 05 сентября 2016 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... – 48 769 242 рублей, 14 799 945 рублей, по состоянию на 10 июня 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... – 24 988 612 рублей, по состоянию на 15 февраля 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... – 6 489 910 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца уточнил административные исковые требования, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, в части требований оспаривания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... отказался от административного иска.

Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Федерального закона указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» является собственником: земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: склады) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственно-складские здания и сооружения производственно-технической комплектации) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: административные офисы) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... в размере 127 707 470 рублей 20 копеек, 22 664 990 рублей 40 копеек, 63 094 537 рублей 20 копеек, 42 416 219 рублей 10 копеек соответственно.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан и составила в отношении земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 05 сентября 2016 года в размере 54 184 170 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 10 июня 2016 года - 30 269 058 рублей 84 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 15 февраля 2016 года - 7 181 028 рублей 72 копеек.Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 1 л.д. 21-28). Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости. В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался. В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» представило отчет № 7365/НР от 04 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... по состоянию на 1 января 2013 года составила 60 639 640 рублей, 13 539 840 рублей, 31 390 960 рублей, 25 821 930 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 05 сентября 2016 года – 48 769 242 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 10 июня 2016 года – 24 988 612 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 15 февраля 2016 года – 6 489 910 рублей. Отчет подготовлен обществом с ограниченной ответственностью «Ди энд Эл Оценка», ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в страховом публичном акционерном обществе «Ингосстрах». По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости. Как следует из заключения эксперта ФИО1 общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертиз и оценки <данные изъяты>» №2107/Э-18 от 23 июля 2018 года, вышеназванный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... по состоянию на 1 января 2013 года в размере 63 865 000 рублей, 14 565 000 рублей, 33 242 000 рублей, 25 018 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 05 сентября 2016 года в размере 53 823 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 10 июня 2016 года в размере 27 000 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 15 февраля 2016 года в размере 6 405 000 рублей.Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату установления их кадастровой оценки.Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется. Данные о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждения необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах суд считает возможным разрешить требования административного истца, приняв за основу выводы о величине рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года, содержащейся в заключении экспертизы. Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом даты подачи общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 28 декабря 2017 года.

Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В то же время требование об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости предъявлено административным истцом также к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке, и не должен отвечать по требованиям административного истца. Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания ИНВЭНТ» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: склады) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 63 585 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственно-складские здания и сооружения производственно-технической комплектации) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 14 565 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 33 242 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: административные офисы) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 5 сентября 2016 года в размере 53 823 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 10 июня 2016 года в размере 27 000 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 15 февраля 2016 года в размере 6 405 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здания и сооружения котельной «Азино») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 25 018 000 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 28 декабря 2017 года.

В удовлетворении административного искового заявления в части требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 3 сентября 2018 года.

Судья Ибрагимов Р.С.