Дело № 3а-424/2020
УИД 76OS0000-01-2020-000390-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 17 ноября 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.
с участием прокурора Качаловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области о признании недействующим в части решения Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 «Об утверждении бюджета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на 2020 год»,
установил:
Решением Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 утвержден бюджет данного муниципального образования на 2020 год.
В разделе «Расходы бюджета Волжского сельского поселения по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2020 год» по коду 0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» установлены расходы бюджета в размере 997 626 рублей.
Решением Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 25 февраля 2020 года № 119 в решение Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 внесены изменения и дополнения, которыми, помимо прочего, по коду 0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» установлены расходы бюджета в размере 700 000 рублей.
Решением Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 28 августа 2020 года № 134 в решение Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 внесены изменения и дополнения, которыми, помимо прочего, по коду 0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» установлены расходы бюджета в размере 550 000 рублей.
Решения обнародованы на территории сельского поселения.
Территориальная избирательная комиссия (ТИК) Рыбинского района Ярославской области обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим решение Муниципального Совета Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 в действующей редакции в части установления величины расходов на обеспечение проведения выборов и референдумов на 2020 год (код 0107) в размере 550 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2020 году имело место проведение выборов главы и депутатов Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области.
Организующей выборы избирательной комиссией является ТИК Рыбинского района Ярославской области.
Обязанность по финансированию организации и проведения выборов законодательством о выборах возложена на бюджет соответствующего муниципального образования, в данном деле – бюджет Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области.
Определенных бюджетом поселения денежных средств в 550 000 рублей недостаточно для проведения выборов, что свидетельствует о нарушении требований статьей 20 и 57 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 69 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления Ярославской области».
Кроме того, до принятия решения органом местного самоуправления об утверждении бюджета ТИК Рыбинского района Ярославской области в указанный орган направлялось решение от 13 ноября 2019 года № 69/184 «Об утверждении сметы расходов ТИК Рыбинского района на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления сельских поселений Рыбинского района Ярославской области 13 сентября 2020 года».
Данным решением величина расходов на проведение выборов указанных органов в Волжском сельском поселении Рыбинского района Ярославской области определена в размере 909 116 рублей.
В силу пункта 13 статьи 20 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанное Решение при утверждении бюджета было для органа местного самоуправления обязательным.
В судебном заседании председатель ТИК Рыбинского района Ярославской области ФИО1 административное исковое заявление поддержал.
Административный ответчик Муниципальный Совет Волжского сельского поселения, заинтересованные лица глава Волжского сельского поселения и администрация Волжского сельского поселения своих представителей в судебное заседание не направили.
Муниципальный Совет в письменном отзыве на административный иск его не признал, привел доводы о том, что оспариваемый в данном административном деле нормативный акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, процедура его принятия соблюдена. Определенные в бюджете поселения денежные средства на обеспечение проведения выборов и референдумов в размере 550 000 рублей соответствуют доходам муниципального бюджета и достаточны для организации и проведения выборов. Определенные расходы на проведение выборов в смете ТИК Рыбинского района Ярославской области необоснованны и завышены.
Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Заслушав представителя административного истца, заключении прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ТИК Рыбинского района Ярославской области и признания недействующим решения Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 «Об утверждении бюджета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на 2020 год» в части определения расходов на обеспечение проведения выборов и референдумов (код 0107) в размере 550 000 рублей.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 части 1, часть 3 статьи 14 указанного Федерального закона содержат аналогичные положения.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, помимо прочего,
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
На территории Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области действует Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Волжского сельского поселения, утвержденное решением Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 30 октября 2007 года № 97.
В соответствии со статьей 85 Положения полномочиями по утверждению бюджета муниципального образования наделен Муниципальный Совет поселения. До утверждения бюджета проводятся публичные слушанию по проекту решения Муниципального Совета об утверждении бюджета поселения на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 4 Положения бюджет поселения составляется на один финансовый год.
На основании приведенных положений федерального законодательства и нормативных актов органа местного самоуправления Волжского сельского поселения суд приходит к выводу о том, что полномочиями на утверждение бюджета сельского поселения наделен представительный орган местного самоуправления.
В соответствии со статьей 22 Устава Волжского сельского поселения таким органом является Муниципальный Совет Волжского сельского поселения.
Судом проверена процедура принятия оспариваемого нормативного акта.
Судом установлено, что 30 октября 2019 года администрацией Волжского сельского поселения объявлено проведение публичных слушаний по проекту бюджета сельского поселения на 2020 год 16 декабря 2019 года.
16 декабря 2019 года на территории поселения проведены публичные слушания по проекту бюджета поселения, на которых рекомендовано Муниципальному Совету поселения принять проект бюджета поселения.
24 декабря 2019 года на заседании Муниципального Совета при наличии кворума принято решение об утверждении бюджета поселения.
На основании приведенных положений федерального законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления Волжского сельского поселения и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в данном административном деле нормативный акт, которым утвержден бюджет Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на 2020 год, принят уполномоченным представительным органом местного самоуправления Волжского сельского поселения, с соблюдением процедуры принятия данного нормативного акта. Требования статей 35 и 38 Устава Волжского сельского поселения к форме нормативного акта и порядку его обнародования и введения в действие соблюдены.
Судом установлено также, что внесение изменений в решение от 24 декабря 2019 года № 115 25 февраля 2020 года и 28 августа 2020 года имело место с соблюдением процедуры их принятия, уполномоченным органом, при наличии для этого установленного кворума для голосования, с соблюдением требований к форме нормативного акта и порядка введения его в действие.
Проверяя нормативный акт в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии со статьей 69 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления Ярославской области» расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, а также связанные с деятельностью избирательных комиссий в течение срока их полномочий, производятся за счет финансовых средств, выделяемых из местных бюджетов, а в случаях и порядке, установленных законом Ярославской области, - также из областного бюджета.
За счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:а) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;
б) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
в) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
г) на транспортные расходы;
д) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение;
е) на развитие избирательной системы, в том числе на внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов, на реализацию целевых программ;
ж) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
На основании приведенных положений законодательства о выборах суд приходит к выводу о том, что расходы, связанные с организацией и проведением выборов главы Волжского сельского поселения и депутатов Муниципального Совета Волжского сельского поселения, имевших место в 2020 году, подлежали включению в расходную часть бюджета Волжского сельского поселения.
Исполнение данной обязанности органом местного самоуправления Волжского сельского поселения по делу установлено. Указанные расходы в сумме 550 000 рублей предусмотрены в оспариваемом нормативном акте.
Проверяя доводы административного истца о противоречии нормативного акта в оспариваемой его части вышеприведенному законодательству о выборах недостаточностью предусмотренных бюджетом Волжского сельского поселения денежных средств, суд приходит к следующему:
Законодательство, имеющее большую юридическую силу, в сфере бюджетного регулирования и в сфере обеспечения избирательных прав граждан, не содержит положений, предписывающих органам местного самоуправления при составлении и утверждении местных бюджетов в части определения расходов на обеспечение проведения выборов и референдумов определять величину данных расходов в определенном порядке.
По смыслу вышеприведенных положений статьи 57 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и 69 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления Ярославской области» указанная сумма должна быть достаточной для организации и проведения выборов.
Обосновывая определение величины указанных расходов в 550 000 рублей административный ответчик ссылался на то, что она определялась, исходя из величины доходной части бюджета и оказалась достаточной для организации проведения выборов на территории сельского поселения.
Приведенные доводы административного ответчика и представленные в их подтверждение доказательства лицами, участвующими в деле, не опровергнуты. В связи с этим, суд не находит оснований не согласиться с обоснованностью данной правовой позиции административного ответчика.
Достаточность утвержденных в бюджете денежных средств на организацию и проведение выборов в органы местного самоуправления Волжского сельского поселения подтверждается фактом состоявшихся выборов в 2020 году.
При этом, из материалов дела следует, что ТИК Рыбинского района Ярославской области не имеет задолженности по оплате транспортных расходов, расходов, связанных с изготовлением печатной продукции, необходимой при проведении выборов, по оплате труда лиц, привлеченных к оказанию услуг избирательной комиссии на основании гражданско – правовых договоров.
Доводы административного истца сводились к недостаточности дополнительного вознаграждения членам избирательных комиссий, осуществлявших подготовку и проведение выборов органов местного самоуправления Волжского сельского поселения, исходя их тех средств, которые предусмотрены бюджетом поселения в оспариваемой его части.
Вместе с тем, законодательство о выборах не содержит положений определяющих величину дополнительного вознаграждения члена избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такое вознаграждение может быть установлено избирательной комиссией за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.
Таким образом, исходя из принципов самостоятельности, сбалансированности и достоверности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, избирательная комиссия вправе определить дополнительное вознаграждение членам избирательной комиссии в соответствии с тем объемом денежных средств, которые предусмотрены бюджетом сельского поселения.
Суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 61 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Волжского сельского поселения ТИК Рыбинского района Ярославской области, как распорядитель бюджетных средств на организацию и проведению выборов, вправе вносить предложения по величине данных расходов, подлежащих установлению в бюджете.
Из материалов дела следует, что такое предложение ТИК Рыбинского района Ярославской области направило в орган местного самоуправления 6 декабря 2019 года.
Вместе с тем, рассчитанная ТИК Рыбинского района сумма расходов на организацию и проведение выборов в размере 909 116 рублей, в том числе расходы на дополнительную оплату труда членам избирательных комиссий в размере по 274 844 рублей на выборы главы поселения и на выборы депутатов поселения, ею не обоснована. Обоснование указанных сумм не представлено избирательной комиссией ни в представительный орган при решении вопроса о составлении и утверждении бюджета, ни в суд при рассмотрении настоящего административного спора.
В судебном заседании председатель ТИК Рыбинского района ФИО1 давал пояснения о том, что указанная сумма рассчитана аналогично соответствующим выплатам при проведении выборов и референдума в рамках иных избирательных компаний – по выборам в органы государственной власти Российской Федерации и Ярославской области.
Вместе с тем, доказательств данным утверждениям представитель административного истца не представил.
Кроме того, такой расчет законодательством не обоснован.
Напротив, различная величина бюджетных средств, выделенных на проведение соответствующего уровня выборов и референдумов, является доказательством того, что она подлежит определению в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, исходя из вышеприведенных принципов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающей, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и стремиться к уменьшению дефицита бюджета.
Доводы административного истца о противоречии нормативного акта в оспариваемой части положениям пункта 13 статьи 20 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаны на неверном толковании законодательства о выборах и бюджетного законодательства в указанной части.
Установленная данной нормой обязательность решений и иных актов комиссий, принятых в пределах их компетенции, для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, направлена на гарантии исполнения избирательными комиссиями возложенных на них полномочий по организации и проведению выборов, но не в иных сферах общественной деятельности, в том числе не в рамках бюджетного процесса.
Напротив, при составлении и утверждении бюджета, избирательная комиссия как распорядитель средств соответствующего бюджета не наделена правом императивного установления величины данных расходов.
В силу вышеприведенных положений бюджетного законодательства определение величины бюджетных расходов при составлении и утверждении местного бюджета относится к компетенции органа местного самоуправления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в данном деле нормативный акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления сельского поселения с соблюдением процедуры его принятия.
В оспариваемой его части нормативный акт законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на обеспечение проведения выборов и референдумов оспариваемым актом предусмотрены, они оказались достаточны для данных целей.
Величина данных расходов определена органом местного самоуправления в соответствии с установленными бюджетным законодательством принципами бюджетной системы Российской Федерации.
Несоответствия нормативного акта в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с низким уровнем дополнительной оплаты труда членам избирательных комиссий, исходя из объема выделенных бюджетных средств, судом не установлено.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска ТИК Рыбинского района Ярославской области.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области о признании недействующим решения Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2019 года № 115 «Об утверждении бюджета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на 2020 год» в части определения расходов на обеспечение проведения выборов и референдумов (код 0107) в размере 550 000 рублей отказать.
Опубликовать в средствах массовой информации Волжского сельского поселения сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2020 года