ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-424/2021 от 07.12.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-424/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 07 декабря 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при помощнике судьи Прорубщикове Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абаровича Александра Эдмундовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Абарович Александр Эдмундович обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>:

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 639 200 (шестьсот тридцать девять тысяч двести) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 597 100 (пятьсот девяносто семь тысяч сто) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 716 300 (семьсот шестнадцать тысяч триста) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 530 500 (пятьсот тридцать тысяч пятьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 595 700 (пятьсот девяносто пять тысяч семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 644 700 (шестьсот сорок четыре тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 695 000 (шестьсот девяносто пять тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 512 400 (пятьсот двенадцать тысяч четыреста) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 513 700 (пятьсот тринадцать тысяч семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 730 300 (семьсот тринадцать тысяч триста) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 516 000 (пятьсот пятнадцать тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 559 000 (пятьсот пятьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года (далее также – Земельные участки).

В обоснование требований указано, что административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, который им был отчужден в 2021 году, а также до настоящего времени является собственником остальных вышеуказанных земельных участков, в отношении которых определена кадастровая стоимость не соответствующая, существенно превышающая их рыночною стоимость, что следует из отчета об оценке ООО «Базилевс» от 30.07.2021 №51/2-н/2021. Завышенная кадастровая стоимость земельных участков, из которой исчисляется земельный налог, нарушает права административного истца, как налогоплательщика по уплате налога.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация муниципального образования «Лопухинское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, Ефимов Александр Вадимович.

В представленных ранее письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. считала, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, при этом указала, что кадастровая стоимость земельных участков определена по правилам, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В возражениях относительно заявленных требований представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. вопрос об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда, указала, что кадастровая стоимость земельных участков определена исходя из их площади и удельного показателя кадастровой стоимости 725,43 руб./кв.м, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости – 05.02.2019. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Ленинградской области.

В судебное заседание представитель административного истца Зеленчук О.В. административное исковое заявление поддержал.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. вопрос об удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости оставила на усмотрение суда, ссылаясь на представленные в суд в письменной форме возражения.

Административный истец Абарович А.Э., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованные лица администрация муниципального образования «Лопухинское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, Ефимов А.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка названных представителей не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Частью 1 статьи 245 КАС РФ закреплено право юридического лица и гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.

В частности, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков дачных объединений на территории Ломоносовского муниципального района Ленинградской области определено в размере 725,43 руб./кв. м.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в частности установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (ЕГРН) от 10.07.2021, 13.07.2021 и 14.07.2021 следует, что земельные участки расположены по адресу: <адрес>, имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – дачное строительство, дата присвоения кадастрового номера – 05.02.2019. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Земельные участки (за исключением участка с кадастровым номером №) принадлежат Абаровичу А.Э. на праве собственности. При этом ранее принадлежавший на праве собственности Абаровичу А.Э. земельный участок с кадастровым номером № зарегистрирован на праве собственности за Ефимовым А.В. с 02.07.2021.

В выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.06.2021 указано, что кадастровая стоимость земельных участков:

с кадастровым номером № – 1023581,73 рубля;

с кадастровым номером № – 956116,74 рублей;

с кадастровым номером № – 1146904,83 рубля;

с кадастровым номером № – 885024,6 рублей;

с кадастровым номером № – 885024,6 рублей;

с кадастровым номером № – 885024,6 рублей;

с кадастровым номером № – 885024,6 рублей;

с кадастровым номером № – 849478,53 рубля;

с кадастровым номером № – 953940,45 рублей;

с кадастровым номером № – 957567,6 рублей;

с кадастровым номером № – 957567,6 рублей;

с кадастровым номером № – 957567,6 рублей;

с кадастровым номером № – 957567,6 рублей;

с кадастровым номером № – 1032286,89 рублей;

с кадастровым номером № – 1112809,62 рубля;

с кадастровым номером № – 820461,33 рубля;

с кадастровым номером № – 824813,91 рубль;

с кадастровым номером № – 1169393,16 рублей;

с кадастровым номером № – 826264,77 рублей;

с кадастровым номером № – 895180,62 рубля.

Дата определения кадастровой стоимости земельных участков – 05.02.2019.

Управлением Росреестра по Ленинградской области заявление Абарович А.Э. от 24.08.2021 о пересмотре определения кадастровой стоимости земельных участков не принято к рассмотрению, при этом заявителю разъяснено право оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Из представленного административным истцом в суд отчета ООО «Базилевс» от 30.07.2021 № 51/2-н/2021 следует, что по состоянию на 05.02.2019 рыночная стоимость земельных участков:

с кадастровым номером - 639 200 рублей;

с кадастровым номером - 597 100 рублей;

с кадастровым номером - 716 300 рублей;

с кадастровым номером - 552 700 рублей;

с кадастровым номером - 552 700 рублей;

с кадастровым номером - 552 700 рублей;

с кадастровым номером - 552 700 рублей;

с кадастровым номером - 530 500 рублей;

с кадастровым номером - 595 700 рублей;

с кадастровым номером - 598 000 рублей;

с кадастровым номером - 598 000 рублей;

с кадастровым номером - 598 000 рублей;

с кадастровым номером - 598 000 рублей;

с кадастровым номером - 644 700 рублей;

с кадастровым номером - 695 000 рублей;

с кадастровым номером - 512 400 рублей;

с кадастровым номером - 513 700 рублей;

с кадастровым номером - 730 300 рублей;

с кадастровым номером - 516 000 рублей;

с кадастровым номером - 559 000 рублей.

Данный отчет подготовлен оценщиками Ждановой О.А и Ждановым Д.А., являющимися членами Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки».

В соответствии со ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

При исследовании отчета об оценке ООО «Базилевс» от 30.07.2021 № 51/2-н/2021 судом установлено, что отчет содержит подробное описание проведённого оценщиками исследования, проведен анализ рынка и диапазон значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия. В рамках исследования оценщиком использовался сравнительный подход с применением метода сравнения продаж. В отчёте указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщиков мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено.

Поскольку документальных данных, содержащих сведения об иной рыночной стоимости заявленных объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, определенном в соответствии с отчетом об оценке ООО «Базилевс» от 30.07.2021 № 51/2-н/2021 по состоянию на 05.02.2019.

С учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может согласиться с обоснованностью утверждения представителя Правительства Ленинградской области о том, что Правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Абаровича Александра Эдмундовича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>:

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 639 200 (шестьсот тридцать девять тысяч двести) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 597 100 (пятьсот девяносто семь тысяч сто) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 716 300 (семьсот шестнадцать тысяч триста) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 552 700 (пятьсот пятьдесят две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 530 500 (пятьсот тридцать тысяч пятьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 595 700 (пятьсот девяносто пять тысяч семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 598 000 (пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 644 700 (шестьсот сорок четыре тысячи семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 695 000 (шестьсот девяносто пять тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 512 400 (пятьсот двенадцать тысяч четыреста) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 513 700 (пятьсот тринадцать тысяч семьсот) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 730 300 (семьсот тринадцать тысяч триста) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 516 000 (пятьсот пятнадцать тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 559 000 (пятьсот пятьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 05 февраля 2019 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2021 года.