Дело №3а-424/2022
52OS000001-2022-000042-55
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 04 мая 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца Алькиной М.В., старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кокуриной Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафонова ФИО10 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год,
УСТАНОВИЛ:
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2020 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
Сафонов А.Д. обратился Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанных частях.
Как указал административный истец, он является собственником на праве общей долевой собственности объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], общей площадью 2046,6 кв.м., этажность - 4, в том числе подземных -1, назначение: нежилое, наименование: гостиница, расположенного по адресу: [адрес]; указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации базы отдыха «Чайка»;
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], общей площадью 498,4 кв.м., этажность - 3, в том числе подземных -1, назначение: нежилое, наименование: фабрика-кухня, расположенного по адресу: [адрес]; указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации базы отдыха «Чайка»;
- нежилого здания с кадастровым номером [номер], общей площадью 6167,1 кв.м., этажность - 5, в том числе подземных -1, назначение: нежилое, наименование: гостиница с конференц-центром, расположенного по адресу: [адрес] указанное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами [номер] и [номер], которые имеют вид разрешенного использования: для эксплуатации базы отдыха «Чайка».
Здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер], предоставлены в аренду ООО «Ресурсснабстрой» на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.11.2016 (изначально договор аренды был заключен с ООО «<данные изъяты>», дополнительным соглашением от 15.06.2018 о замене стороны по договору, права и обязанности арендатора по договору аренды были переданы ООО «Ресурсснабстрой»).
Часть помещений здания с кадастровым номером [номер], площадью 671,1 кв.м., предоставлена в пользование ООО «<данные изъяты>» по договору субаренды № [номер] от 25.12.2019. Согласно п.1.4 указанного Договора субаренды, помещения предоставляются с целью осуществления деятельности ресторанов (баров) и оказания услуг питания, а также иной сопутствующей деятельности. Однако площадь предоставленных в субаренду помещений составляет 10,9% от общей площади здания, что не является основанием для включения данного здания в Перечень на 2020 год.
Исходя из анализа технической документации на спорные нежилые здания и условий их фактического использования, отсутствуют основания полагать, что 20 и более процентов от общей площади зданий предусматривает или используется под размещение офисных объектов или сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и/или объектов бытового обслуживания.
Кроме того, решением Нижегородского областного суда от 23.11.2018 по делу № 3а-[номер]/2018, были признаны недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018 годы, в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер].
В указанном решении судом был сделан вывод о том, что «правовых и фактических оснований для включения нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер] в Перечни на 2017, 2018 годы, не имелось». В материалах дела № 3а-[номер]/2018 имеются Акты обследования фактического использования спорных объектов недвижимости.
Также доказательством, подтверждающим отсутствие правовых и фактических оснований для включения указанных зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер] в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 02.12.2019 № 326-13-383068/19 «Об исключении пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «городской округ [адрес]» из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, которым нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер], были исключены из Перечня на 2019 год.
При таких обстоятельствах административный истец считает, что принадлежащие ему на праве общей долевой собственности нежилые здания, неправомерно включены в вышеуказанный Перечень, что неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в завышенном размере.
Административным ответчиком в суд представлен отзыв по административному исковому заявлению Сафонова А.Д., в котором административный ответчик указал, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год включены объекты, принадлежащие административному истцу на праве долевой собственности:
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] (пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год);
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] (пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год);
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] (пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год).
В соответствии с выпиской из ЕГРИП, полученной на сайте ФНС России, основным видом деятельности, которую осуществляет собственник спорных объектов, является Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код 68.20).
Исходя из положений ст.606 ГК РФ, аренда является коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли от пользования имуществом.
Сособственником объектов является административный истец, соответственно он является плательщиком налога на имущество, которое им используется в коммерческих целях посредством сдачи объекта в аренду, извлекая систематическую прибыль от пользования имуществом.
В целях применения ст.378.2 НК РФ правовое значение может иметь только использование объекта налогоплательщиком, поскольку является первичным использованием объекта относительно использования третьим лицом.
Нежилое здание с кадастровым номером [номер] согласно сведениям ЕГРН, имеет следующие характеристики: назначение - нежилое здание, наименование - фабрика-кухня, площадью 498,4 кв.м.
Фабрика-кухня - это здание для крупного механизированного предприятия общественного питания с полным циклом приготовления пищи.
Согласно Терминологическому словарю по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР), фабрика-кухня – это крупное предприятие общественного питания с массовым механизировать приготовлением пищи.
Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. содержит определение, что фабрика-кухня - крупное механизированное предприятие общественного питания законченным циклом производства, от первичной обработки сырья до приготовления пищи. Обычно имеет цехи: овощной, мясо-рыбный, холодных закусок, кондитерский, и может включать несколько обеденных залов. Часть готовой пищи реализуется также в раздаточных пунктах буфетах ближайших предприятий.
То есть, само название спорного здания с кадастровым номером [номер] подразумевает расположение в нем объекта общественного питания.
Согласно ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный Стандарт общественного питания. Предприятия общественного питания классификация и общие требования», предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены: в жилых зданиях; общественных зданиях, том числе в отдельно стоящих и зданиях гостиниц и иных средств размещения, вокзале торговых, торгово-развлекательных, комплексных развлекательных центров, культурно-развлекательных и спортивных объектах, образовательных, научных медицинских организации офисах компаний; на территории промышленных объектов, воинских частей, исправительных учреждений, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений; на транспорте.
На момент включения данного объекта в Перечень на 2020 год использовались также данные технической документации, составленной ГП НО «Нижтехинвентаризация» Дзержинский филиал, по состоянию на 07.04.2006, согласно которой помещения первого этажа: №7 - овощной цех (10,9 кв.м.), №9 - холодильник (43,7 кв.м.), №10 - цех (37,6 кв.м.), помещения второго этажа: №7 - цех (9,3 кв.м.), №8 - цех (30,3 кв.м), №9 - моечная (5,4 кв.м.), №10 - цех (7,7 кв.м.), №11 - холодильник (7,0 кв.м.), имеют общую площадь 151,9 кв.м., что составляет 5% от общей площади спорного здания (498,4 кв.м.). Наименование и назначение указанных помещений предусматривает размещение в здании объектов общественного питания.
Следовательно, по мнению административного ответчика, нежилое здание с кадастровым номером [номер] обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, так как соответствует пп.2 п.4 ст.378.2 НК РФ (как предназначенное для использования размещения объектов общественного питания) (л.д.233-236 том 1).
Административный истец Сафонов А.Д., представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Представитель административного истца - Алькина М.В., поддержала заявленные требования, указала, что административный истец считает, что указанные здания включены в оспариваемый Перечень необоснованно, так как все здания входят в комплекс базы отдыха «Чайка».
Два здания используются под гостиницу, одно здание имеет наименование «фабрика-кухня» и используется для обеспечения питания посетителей базы отдыха и гостиницы.
Согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 2046,6 кв.м, этажность - 4, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: [адрес]; имеет назначение «нежилое здание», наименование - «гостиница», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.12.2021 № 99/2021/435606042.
Здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер]. Земельный участок с кадастровым номером [номер] имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации базы отдыха «Чайка».
Здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 498,4 кв.м, этажность - 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: [адрес]; имеет назначение «нежилое здание», наименование - «фабрика-кухня», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.12.2021 № 99/2021/435607805.
Здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер]. Земельный участок с кадастровым номером [номер] имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации базы отдыха «Чайка».
Здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 6167,1 кв.м, этажность - 5, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: [адрес]; имеет назначение «нежилое здание», наименование - «гостиница с конференц-центром», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.12.2021 № 99/2021/435610034.
Здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельных участках с кадастровыми номерами [номер], [номер], которые имеют вид разрешенного использования «для эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>».
Указала, что на территории базы отдыха пропускная система. Но так как в комплексе есть еще рестораны (<данные изъяты>, <данные изъяты>), однако они расположены в другом здании, включение которого в Перечни они не оспаривают. Здание «фабрика-кухня» используется для обеспечения питания постояльцев базы отдыха.
Также указала, что Акт осмотра был составлен в 2018 году. С 2018 году назначение помещений не изменилось.
Заслушав представителя административного истца, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кокуриной Р.В., полагавшей заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Сафонову А.Д. на праве общей долевой собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: гостиница, общей площадью 2046,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], доля в праве – 1818/10 000, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-11383201 от 27.01.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.165-170 том 1).
Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2020 год.
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: фабрика-кухня, общей площадью 498,4 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], доля в праве - 1818/10 000, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-11382821 от 27.01.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.172-176 том 1).
Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2020 год.
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: гостиница с конференц-центром, общей площадью 6167,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], доля в праве – 8182/10 000, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-11382681 от 27.01.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.179-185 том 1).
Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2020 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Сафонов А.Д. является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 1767 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказ № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 1767 года № 109-З «О налоге на имущество организаций».
Согласно ч.1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости;
- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 2046,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «гостиница», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-11383201 от 27.01.2022 (л.д.165-170 том 1).
В материалах дела имеется копия технического паспорта на нежилое отдельно стоящее здание (гостиница), расположенное по адресу: [адрес], составленного по состоянию на 10.06.2014 (л.д.54-62 том 2).
Из экспликации площади нежилого здания следует, что в здании расположены помещения со следующими назначениями:
- по 1 этажу: лестничная клетка (2), кабинет (7), коридор (3), тамбур, комната приема пищи, умывальник, ванная, уборная (6) жилая комната (7) (л.д.60 том 2);
- по 2 этажу: лестничная клетка (2), жилая комната (15), уборная (13), коридор (6), кабинет, служебное помещение, вестибюль (л.д.60-61 том -2);
- по 3 этажу: лестничная клетка (2), жилая комната (17), уборная (12), коридор (6), вестибюль, кладовая (л.д.61 том 2);
- по подвалу: лестничная клетка, подвал (14), вентиляционная камера (2) (л.д.61-62 том 1).
Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 1053+/-11,4 кв.м., с видом разрешенного использования «для эксплуатации базы отдыха «Чайка»» (л.д.188-194 том 1).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 498,4 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «фабрика-кухня», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-11382821 от 27.01.2022 (л.д.172-178 том 1).
В материалах дела имеется копия технического паспорта на нежилое отдельно стоящее здание (фабрика-кухня), расположенное по адресу: [адрес], составленного по состоянию на 07.04.2006 (л.д.63-73 том 2).
Из экспликации площади нежилого здания следует, что в здании расположены помещения со следующими назначениями:
- по 1 этажу: тамбур (2), лестничная клетка, подсобное помещение (5), подъемник, овощной цех, уборная, холодильная камера, цех (л.д.72 том 2);
- по 2 этажу: лестничная клетка, подсобное помещение (3), подъемник, коридор (4), кладовая, цех (3), моечная, холодильная камера, кабинет (2), уборная, раздевалка (2), душ (2), умывальник (л.д.73 том 2);
- по подвалу: лестничная клетка, коридор, подсобное помещение (8) (л.д.70 том 1).
Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 358+/-6,6 кв.м., с видом разрешенного использования «для эксплуатации базы отдыха «Чайка»» (л.д.195-202 том 1).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 6167,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «гостиница с конференц-центром», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-11382681 от 27.01.2022 (л.д.179-185 том 1).
В материалах дела имеется копия технического паспорта на нежилое отдельно стоящее здание (гостиница с конференц-центром), расположенное по адресу: [адрес], составленного по состоянию на 10.06.2014 (л.д.74-86 том 1).
Из экспликации площади нежилого здания следует, что в здании расположены помещения со следующими назначениями:
- по 1 этажу: холл, лестничная клетка (4), лифт (2), кладовая (3), подсобное помещение (4), переговорная (3), коридор (12), интернет-клуб, конференц зал (2), эл.сборка, уборная (2), умывальник, электрощитовая (2), бар, кабинет (6), касса, столовая, моечная (4), кухня, тамбур, холодильная камера, цех, зал ресторана, раздевалка, уборная (15), умывальник (6) (л.д.81-82 том 2);
- по 2 этажу: лестничная клетка (2), санузел (36), жилая комната (38), коридор (2), уборная, холл, лифт (2), подсобное помещение (2), бытовое помещение (л.д.82-83 том -2);
- по 3 этажу: лестничная клетка (3), санузел (35), жилая комната (39), коридор (2), подсобное помещение (3), холл, лифт (2), электрощитовая (л.д.83-84 том 2);
- по 4 этажу: лестничная клетка (3), санзуел (15), жилая комната (21). Уборная, коридор (2), холл, лифт (2), подсобное помещение (2), элеткрощитовая (л.д.84-85 том 1);
- по подвалу: лестничная клетка, вентиляционная камера (5), подвал (14), коридор (9), раздевалка, лифт, подсобное помещение (4), разбор белья, прачечная, уборная (л.д.85-86 том 1).
Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 2609+/-17,9 кв.м., с видом разрешенного использования «для эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>» (л.д.203-208 том 1).
Материалами дела установлено, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: [адрес], представляют собой объекты единой инфраструктуры базы отдыха «Чайка», находящиеся на земельных участках с разрешенным использованием «для эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>»: два здания используются под гостиницу, одно здание имеет наименование «фабрика-кухня» и используется для обеспечения питания посетителей базы отдыха и гостиницы. На территории базы отдыха пропускная система. Но так как в комплексе есть еще рестораны (<данные изъяты>, <данные изъяты>), то в указанные рестораны вход свободный. Здание «фабрика-кухня» используется для обеспечения питания постояльцев базы отдыха.
Согласно положениям статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, действующей до 01.01.2021, бытовые услуги - это платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации
Исследуя изложенное, суд принимает во внимание то, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК-00493 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, содержит исчерпывающий перечень кодов деятельности, которые могут быть отнесены к бытовым услугам. Кода деятельности 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» среди них нет, т.е. услуги гостиниц не отнесены к объектам, в отношении которых статьей 378.2 Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы.
В пункте 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. № 490, определено, что «гостиница» - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.
Наличие в выписке из ЕГРН наименования объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] как «фабрика-кухня», не может свидетельствовать об отнесении спорного объекта к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данный объект недвижимости не предназначен и фактически не используется для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Указанное здание фабрики-кухни используется не в целях самостоятельного извлечения прибыли, посредством оказания услуг по общественному питанию, а только для организации питания отдыхающих, проживающих на базе отдыха. Нежилое здание - здание фабрики-кухни носит вспомогательный характер, направлено на обеспечение деятельности туристической базы отдыха «Чайка» как единого туристического комплекса, функционально от него неотделимо и входит в его состав в качестве места, предназначенного для организации питания отдыхающих. Сведений о том, что указанное здание доступно для неограниченного круга лиц, не имеется.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что нежилое здание с кадастровым номером [номер] обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, так как соответствует пп.2 п.4 ст.378.2 НК РФ (как предназначенное для использования размещения объектов общественного питания), отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанные земельные участки также не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что вышеуказанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 28.11.2018 по делу № 3а-[номер]/2018.
В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Указанной позиции придерживаются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, согласно которой факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, имеют преюдициальное значение для другого дела.
Решением Нижегородского областного суда от 28.11.2018 (дело № 3а-[номер]/2018) дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным в деле, суд удовлетворил административное исковое заявление Сафонова А.Д.
В указанном решении судом был сделан вывод о том, что «правовых и фактических оснований для включения нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер] в Перечни на 2017, 2018 годы, не имелось». В материалах дела № 3а-[номер]/2018 имеются Акты обследования фактического использования спорных объектов недвижимости.
Решением Нижегородского областного суда от 28.11.2018 (дело № 3а-[номер]/2018) суд также признал недействующим пункты №<данные изъяты>, №<данные изъяты> и №<данные изъяты> раздела «городской округ город [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»; пункты №<данные изъяты>, №<данные изъяты> и №<данные изъяты> раздела «городской округ город [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в которые были включены нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер] и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорное здание из указанных Перечней. Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 28.12.2018.
Также доказательством, подтверждающим отсутствие правовых и фактических оснований для включения указанных зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер] в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 02.12.2019 № 326-13-383068/19 «Об исключении пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «городской округ Дзержинск» из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, которым нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер], были исключены из Перечня на 2019 год.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества - нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер], расположенные по адресу: [адрес], исходя из их назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены данные объекты, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в Перечень 2020 пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]), принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление Сафонова ФИО11 о признании недействующим пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2020 год, со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сафонова ФИО12 - удовлетворить.
Признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв.Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в указанной части в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 20 мая 2022 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева