ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-427/2023 от 01.06.2023 Московского областного суда (Московская область)

УИД: <данные изъяты>

(номер производства суда первой инстанции <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты><данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Вертикаль-СПС» к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о признании недействительным Акт ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 07.07.2022 <данные изъяты> определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Административный истец ООО «Вертикаль-СПС», являясь собственником помещения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 10 272,6 кв.м., расположенном в здании Торгового центра по адресу: <данные изъяты>, шоссе Энтузиастов, <данные изъяты>А с кадастровым номером <данные изъяты>, обратился в Московский областной суд с административным иском с учетом уточнений, в котором просил суд признать недействительным Акт ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» определения кадастровой стоимости объекта недвижимости помещения с кадастровым номером <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в части даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) - <данные изъяты>; в части кадастровой стоимости объекта в размере 555 883 771,95 рублей, рассчитанной ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с учетом положений пункта 72 раздела 13 Методических указаний, утвержденных приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 10 272,6 кв.м., адрес помещения: <данные изъяты>, шоссе Энтузиастов, <данные изъяты>А, пом. II, расположенного в здании Торгового центра по адресу: <данные изъяты>, шоссе Энтузиастов, <данные изъяты>А с кадастровым номером <данные изъяты>

<данные изъяты> в связи с уменьшением площади и формированием границ части помещения в границах существующего помещения (пом. II) с кадастровым номером <данные изъяты> площадь помещения уменьшилась с 10 288,7 кв.м. до 10 272,6 кв.м., о чем было подано заявление соответствующего содержания в Управление Росреестра по <данные изъяты> и <данные изъяты> внесены соответствующие сведения.

ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в отношении указанного объекта недвижимости была определена кадастровая стоимость по состоянию на <данные изъяты> в размере 555 883 771,95 рублей с указанием даты начала применения кадастровой стоимости – <данные изъяты>, утвержденная актом № <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Между тем, актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> определена кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 469 123 873,86 рублей с указанием даты начала применения кадастровой стоимости – <данные изъяты>.

Не соглашаясь с актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» № <данные изъяты> от <данные изъяты> в указанной части административный истец считает, что датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта, должна быть указана дата <данные изъяты>, то есть дата последней кадастровой оценки, поскольку положения пункта 72 раздела 13 Методических указаний в данном случае неприменимы.

Кроме того, административный истец указывает на неверный расчет кадастровой стоимости в оспариваемом акте, поскольку кадастровая стоимость помещения должна рассчитываться с учетом положений пункта 73 раздела 13 Методических указаний, утвержденных приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке», то есть пропорционально изменению его площади с учетом последней по дате применения кадастровой стоимости, согласно акту ГБУ <данные изъяты> от <данные изъяты> и должна составить 468 389 777,78 рублей, согласно приведенным истцом расчетам (469 123 873,86 руб. / 10 288,7 кв.м. х 10 272,6 кв.м.).

С учетом изложенного, <данные изъяты> истец обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, согласно акту № <данные изъяты> от <данные изъяты>, однако решением <данные изъяты>в от <данные изъяты> истцу было отказано в перерасчете кадастровой стоимости в связи с отсутствием технических и методологических ошибок при определении кадастровой стоимости.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему помещения (пом. II) оспариваемым актом определена с нарушением методологии расчетов, что привело к завышению кадастровой стоимости и нарушает его права, как плательщика налога. Кроме того, неверно указана дата определения кадастровой стоимости объекта, поскольку должна быть указана последняя дата определения кадастровой стоимости объекта.

В судебном заседании представители административного истца Шушарина О.О.и Климковская И.Ю. заявленные требования с учетом уточнений поддержали, просили административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске с учетом последних уточнений.

В судебном заседании представитель ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» Тюленева Е.А. в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в возражениях с учетом дополнений. Показала, что кадастровая стоимость объекта недвижимости помещения с кадастровым номером <данные изъяты> определена в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>. Объект недвижимости был принят к расчету в рамках реализации требований статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом пакета сведений предоставляемых Единым государственным реестром недвижимости, в составе пакета от <данные изъяты> в связи с изменением параметра общей площади помещения с 10 288,7 кв.м. на 10 272,6 кв.м. При проведении расчетов ГБУ руководствовалось пунктом 72 Методических указаний, утвержденных приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке». Указала на ошибочность доводов истца касательно применения при расчетах кадастровой стоимости пункта 73 Методических указаний, поскольку изложенная в указанном пункте методика расчета применяется только в случае, когда последняя по дате применения кадастровая стоимость объекта была установлена в размере его рыночной стоимости, что к данному случаю неприменимо.

Иные участвующие в деле лица, в том числе Министерство имущественных отношений <данные изъяты>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав доводы представителей административного истца, представителя ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», исследовав материалы административного дела, дав оценку имеющимся в деле письменным доказательствам, приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец ООО «Вертикаль-СПС» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 50:15:0000000:55762 площадью 10 272,6 кв.м., адрес помещения: <данные изъяты>, шоссе Энтузиастов, <данные изъяты>А, пом. II, расположенного в здании Торгового центра по адресу: <данные изъяты>, шоссе Энтузиастов, <данные изъяты>А с кадастровым номером 50:15:0000000:5592.

В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>» в отношении спорного нежилого помещения административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в связи с чем определенная в установленном порядке кадастровая стоимость этого нежилого помещения напрямую затрагивает права ООО «Вертикаль-СПС».

Кадастровая стоимость нежилого <данные изъяты>

По состоянию на <данные изъяты><данные изъяты>

Поскольку административный истец оспаривает акт ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», которым была утверждена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> суд полагает, что настоящее административное дело является спором об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом положений главы 22 названного Кодекса).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также - Закон о кадастровой оценке) (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Согласно части 5 указанной статьи в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ).

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей: 1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка; 2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

В пункте 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - Методические указания от <данные изъяты><данные изъяты>) и действовавших на дату принятия оспариваемого акта (по состоянию на <данные изъяты>), было предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

В силу требований пункта 12.2 Методических указаний от <данные изъяты><данные изъяты> результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из анализа пунктов 12.1, 12.2 Методических указаний от <данные изъяты><данные изъяты>, в совокупности с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ и пунктом 1.1 Методических указаний от <данные изъяты><данные изъяты>, следует, что поступление в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений об изменении площади объекта является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, установленной в размере его рыночной стоимости.

Напротив, вышеприведенные пункты 12.1, 12.2 Методических указаний, от <данные изъяты><данные изъяты>, прямо предусматривают единственно возможным определение в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровой стоимости по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

То есть, приведенная норма статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.

Аналогичные положения закреплены в Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336, в связи с принятием которых были признаны недействующими Методические указания от <данные изъяты><данные изъяты>.

Согласно пункту 15 Методических указаний определение кадастровой стоимости включает в себя ряд мероприятий, в том числе определение ценообразующих факторов объектов недвижимости, примерный перечень которых указан в Приложении 3 к Методическим указаниям.

Таким образом, в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении ценообразующих факторах объекта недвижимости, которые были учтены при определении его кадастровой стоимости, подлежит пересчёту и сама кадастровая стоимость объекта.

Из материалов административного дела следует, что в соответствии с письмом филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-исх, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <данные изъяты> в ответ на электронный запрос КО-2022-263 от <данные изъяты> размещен Акт об определении кадастровой стоимости № АОКС-<данные изъяты> от <данные изъяты>, содержащий результаты определения кадастровой стоимости в отношении 2 080 объектов недвижимости, в рамках статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в котором содержались, в том числе, сведения и в отношении помещения с кадастровым номером 50:15:0000000:55762, с датой возникновения оснований для определения кадастровой стоимости – <данные изъяты>.

Таким образом, помещение с кадастровым <данные изъяты> поступило к расчёту в составе Перечня новых объектов, а также ранее учтённых объектов, в отношении которых произошли изменения, в связи с чем определялось в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона № 237-ФЗ.

По результатам проведенного анализа Учреждением было установлено, что в отношении спорного помещения в ЕГРН были внесены сведения об изменении его площади. <данные изъяты> объекта составила 10 272,6 кв.м.

Судом установлено, что на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости помещения с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, не были утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки, проводимой в 2022 году, в связи с чем, в соответствии с Методическими указаниями при определении кадастровой стоимости спорного объекта учреждение использовало алгоритмы расчёта на основе результатов последней государственной кадастровой оценки - 2018 год, с учетом ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта недвижимости.

Таким образом, спорный объект был рассчитан по состоянию на <данные изъяты>, но с учетом новой (измененной) характеристики об объекте – площади, которая уменьшилась с 10 288,7 кв.м. до 10 272,6 кв.м.

Согласно пункту 72 Методических указаний определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 73 Указаний.

Датой определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, на основании результатов которой осуществлялось определение кадастровой стоимости в соответствии с положениями настоящей главы Указаний.

Учитывая, что для определения кадастровой стоимости помещения использовались модель и алгоритм расчета, утвержденные по состоянию на <данные изъяты>, то и датой определения кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 50:15:0000000:55762 следует считать <данные изъяты>.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 Закона № 237-ФЗ.

Поскольку в ЕГРН сведения об изменении площади помещения были внесены <данные изъяты>, Управление Росреестра по <данные изъяты> правомерно указало, что сведения о кадастровой стоимости в размере 555 883 771,95 рублей подлежат применению для целей, предусмотренных действующим законодательством, с <данные изъяты>.

В силу Закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Итоги государственной кадастровой оценки, проводимой на территории <данные изъяты> в 2018 года, отражены в отчёте <данные изъяты>, утвержденном Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1633 от <данные изъяты>.

Согласно Методическим указаниям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> (действовавшим в период проведения государственной кадастровой оценки в 2018 году) при оценке затратным подходом помещений в зданиях и сооружениях рекомендуется производить расчет кадастровой стоимости здания или сооружения, частью которого является помещение, на основе доли площади, строительного объема, относящихся к данным помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения. При этом в рамках затратного подхода дальнейшие корректировки на занимаемый этаж, видовые характеристики, тип входа и прочее не проводятся, за исключением помещений, расположенных в подвальных этажах зданий и (или) отличающихся по виду использования.

Аналогичные положения содержатся в пункте 46.8 Методических указаний, утвержденных Приказом Росреестра <данные изъяты>/П от <данные изъяты>.

Согласно пункту 1.3.3.7.9 Тома 3 Отчёта <данные изъяты> помещения были привязаны к «родительскому» объекту по кадастровому номеру «родительского» объекта (<данные изъяты>

Стоимость помещений, в случае их нахождения в здании нежилого назначения, определялась на базе удельного показателя кадастровой стоимости «родительского» объекта, в связи с чем в случае нахождения помещения в здании жилого назначения, расчет стоимости помещений производился по алгоритму расчета зданий.

Положения пункта 1.3.3.7.9 Отчёта <данные изъяты>, касающиеся метода расчета помещений, соотносятся с вышеуказанными положениями Методических указаний в отношении расчета помещений и не признаны не соответствующими действующему законодательству о государственной кадастровой оценке в установленном законом порядке.

Спорное нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположено в нежилом здании (наименование «Торговый центр»), кадастровый <данные изъяты>, расположенном по адресу <данные изъяты>, ш. Энтузиастов, <данные изъяты>А.

Действующая кадастровая стоимость здания была определена Учреждением в соответствии со статьей 16 Закона № 237-ФЗ и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России <данные изъяты> от <данные изъяты> (действующими на дату определения кадастровой стоимости здания) в размере 801 011 352,62 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 54 113,25 руб./кв.м.).

Кадастровая стоимость здания утверждена Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты>_<данные изъяты> от <данные изъяты>.

Указанная стоимость здания не оспорена в установленном законом порядке, равно как и действия учреждения по определению его кадастровой стоимости.

На основании данных Перечня и в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям, помещению присвоен код подгруппы - 0403 «Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торговоадминистративные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы». Исходя из сведений о виде объекта недвижимости для целей определения кадастровой стоимости объект недвижимости отнесен к подгруппе «4.3. Помещения».

Таким образом, при поступлении нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> к расчёту в июне 2022 года в связи с изменением (уменьшением) его площади, учреждение, руководствуясь статьей 16 Закона № 237-ФЗ, а также положениями пунктов 46.8, 72 Методических указаний, определило кадастровую стоимость помещения с применением алгоритмов расчёта, указанных в отчёте <данные изъяты> (пункт 1.3.3.7.9 Том 3) для такого рода объектов недвижимости (нежилые помещения): УПКС здания 54 113,25 х 10 272,6 = 555 883 771,95 рублей, что судом признается верным.

Вопреки доводам административного истца, действующим законодательством не предусмотрено определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, установленной в размере его рыночной стоимости. Напротив, действующие на момент определения кадастровой стоимости Методические указания по государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, предусматривали единственно возможное определение, в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ, кадастровой стоимости по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавшей по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

Так, пунктом 73 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336, предусмотрено определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из кадастровой стоимости, установленной в размере его рыночной стоимости, только при изменении площади данного объекта недвижимости без изменения иных характеристик соответствующего объекта недвижимости. В случае же внесения в сведения ЕГРН изменений, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, пунктом 72 указанных Методический указаний также предусмотрено определение кадастровой стоимости по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

Статьей 1, пунктами 1,2 статьи 2 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, в том числе являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Из указанной нормы следует, что для установления единичной методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям Методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

<данные изъяты> истец обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, согласно акту № <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Решением <данные изъяты>в от <данные изъяты> истцу было отказано в перерасчете кадастровой стоимости в связи с отсутствием технических и методологических ошибок при определении кадастровой стоимости. При этом в решении указано, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> определена в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ.

Данное решение Обществом не обжаловалось.

Административный истец связывает наличие ошибки с неприменением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» положений пункта 73 Методических указаний, утв. приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке» при расчете кадастровой стоимости помещения при изменении площади данного объекта недвижимости без изменения иных характеристик соответствующего объекта недвижимости, поскольку в соответствии с приведенной нормой, которую, по мнению административного истца, следовало применить к разрешению спорных правоотношений, в случае изменения площади помещения, его кадастровая стоимость должна быть изменена пропорционально изменению площади исходя из кадастровой стоимости, установленной в размере его рыночной стоимости – акт <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Однако, суд не может согласиться с такой позицией административного истца по следующим основаниям.

Правовое регулирование отношений производится через конкретизацию конституционных положений посредством принятия федеральных законов, подзаконных к данным законам нормативных правовых актов и иных источников права.

Подзаконным к Федеральному закону № 237-ФЗ нормативным правовым актом до <данные изъяты> являлись Методические указания от <данные изъяты><данные изъяты> и определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в силу прямого указания подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ.

Именно эти Методические указания, вопреки позиции административного истца, обоснованно были использованы бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости помещения.

Таким образом позиция административного истца о том, что действующие в момент рассмотрения настоящего спора Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0336 устанавливают обязанность определения кадастровой стоимости при изменении его площади исходя из последней по дате применения кадастровой стоимости такого объекта недвижимости установленной в размере его рыночной стоимости, путем деления рыночной стоимости на старую площадь объекта и умноженную на новую площадь объекта (469 123 873,86 руб. / 10 288,7 кв.м. х 10 272,6 кв.м.), является ошибочной.

Так, пунктом 72 действующих Методических указаний № П/0336 установлено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 73 Указаний, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости в случае изменения его площади без изменения иных характеристик соответствующего объекта недвижимости, предусмотренных Порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0283, которое влечет за собой изменение его кадастровой стоимости, а также при условии, что последняя по дате применения кадастровая стоимость такого объекта недвижимости установлена в размере его рыночной стоимости, изменяется пропорционально изменению его площади.

Поскольку спорный объект недвижимости является объектом недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, положения пункта 73 на него распространяться не могут, поскольку изменение их кадастровой стоимости, должно осуществляться в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, а поскольку вновь установленная после изменения площади кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена по состоянию на дату <данные изъяты> (с учетом положений пункта 72 Методических указаний № П/0336), то в рассматриваемом случае должны применяться положения Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>, поскольку они действовали в период с <данные изъяты> (дата начала действия редакции документа) по <данные изъяты> (дата окончания ее действия).

Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - <данные изъяты>, определена в соответствии с пунктом 72 Методических указаний № П/0336, а именно - как ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, для которого датой определения кадастровой стоимости является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, на основании результатов которой осуществлялось определение кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого акта ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты><данные изъяты> незаконным, поскольку указанный акт соответствует требованиям Федерального закона № 237-ФЗ, а, поскольку кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения была определена по состоянию на <данные изъяты>, то к ее расчету обоснованно был применен порядок, установленный Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденный приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>, действовавший на дату определения кадастровой стоимости уменьшенного по площади объекта недвижимости.

Доводы Общества о неприменении административным ответчиком кадастровой стоимости, определенной в акте ГБУ <данные изъяты> от <данные изъяты>, судом отклоняются, поскольку указанной нормы в Методических указаниях от <данные изъяты><данные изъяты>, действовавших на дату определения новой кадастровой стоимости объекта после уменьшения его площади, предусмотрено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Вертикаль-СПС» к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о признании недействительным Акт ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты> № АОКС<данные изъяты> определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.