Дело № 3а-428/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовца А.А.,
при секретаре Еремеевой С.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «РЭМОС – Пермские моторы» о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
административный истец обратился с административным иском о признании не действующим пункта 5249 Таблицы 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», касающегося объекта недвижимости в виде с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
В обоснование иска указал, что является собственником данного здания, включение его в вышеуказанный Перечень нарушает его права, так как здание не отвечает требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога в большем размере.
О времени и месте рассмотрения дела стороны и заинтересованные лица извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 настаивает на удовлетворении иска.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2 с иском не согласна.
Прокурор Синева А.М. в заключении по делу просит иск удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах);
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (в соответствие указом губернатора Пермского края от 12.04.2019 № 47 переименовано в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края) уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (л.д. 12, 13).
Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 3 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 1 января 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый постановлением № 756-п содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень). Под № 5249 в Перечень включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: **** (л.д. 14).
Таким образом, на административного истца, являющегося собственником вышеуказанного здания, что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права от 27.03.2001, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 06.02.2020, в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта возложена обязанность по уплате налога на имущество с учетом определения налогооблагаемой базы в размере кадастровой стоимости.
Постановление Правительства Пермского края № 756-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемого нормативно правового акта, суд нарушений не установил, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что признается административным истцом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1, 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Из объяснений представителя административного ответчика и заинтересованного лица следует, что объект недвижимости был включен в перечень исходя из фактического использования в качестве административно-делового центра, установленного по результатам обследования.
Между тем, материалами дела подтверждается и не оспаривается представителем административного ответчика, что проверка фактического использования, осуществленная сотрудниками Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края 20.09.2018, проведена в отношении иного здания – пятиэтажного производственного корпуса № 3, тогда как спорное здание является 1-2-3 этажным производственным корпусом № 31. Таким образом, акт обследования (фактического) использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 20.09.2018 не имеет доказательственного значения.
Проверяя обоснованность включения здания с кадастровым номером ** в Перечень суд приходит к выводу, что его наименование согласно данным ЕГРН - «здание» не свидетельствует о предназначении для использования в качестве административно-делового центра, т.е. отвечающим критериям, указанным в п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Наименование помещений согласно технического паспорта (л.д. 20-28) также не подтверждает нахождение в нем помещений офисного назначения и сопутствующей офисной инфраструктуры, поскольку данное здание используется в производственной деятельности ответчика с размещением в нем лиц, состоящих в Обществом в трудовых отношениях.
Факт расположения здания с кадастровым номером ** на земельном участке, разрешенное использование которого не предусматривает размещение административно-деловых центров, подтвержден доказательствами, которые представителем административного ответчика и заинтересованного лица не оспариваются и суда сомнений в достоверности и относимости не вызывают.
При таких обстоятельствах заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Административным истцом заявлено о распределении судебных расходов – взыскании в его пользу уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 руб., почтовых расходов – 129 руб., платы за предоставление сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорное здание и земельных участок, на котором оно расположено – 2 540 руб., оплата изготовления фотографий с целью подтверждения использования нежилого здания для размещения производственных мощностей, складирования материалов и готовой продукции – в количестве 29 шт. – 261 руб.
В соответствие с п.п. 6, 7 ст. 106, ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца с Правительства Пермского края подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 4 500 руб., почтовые расходы по отправке административному ответчику и заинтересованному лицу административного искового заявления – 129 руб., плата за предоставление сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорное здание – 1 270 руб., оплата изготовления фотоматериалов – 261 руб., всего 6 160 руб.
Во взыскании платы за предоставление сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок в размере 1 270 руб. следует отказать, так как согласно предоставленной административным истцом выписке на земельный участок с кадастровым номером ** в его границах спорное здание не располагается, так как согласно аналогичной выписке, представленной административным ответчиком, оно располагается на земельном участке с кадастровым номером **.
Руководствуясь статьями 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление акционерного общества «РЭМОС – Пермские моторы» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 5249 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу АО «РЭМОС – Пермские моторы» с Правительства Пермского края судебные расходы в размере 6 160 (шесть тысяч сто шестьдесят) рублей 00 копеек, в удовлетворении остальной части требования о взыскании судебных расходов отказать.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 6 марта 2020 г.
Судья подпись.