№ 3а-428/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Пронченко И.Е.
при секретаре Хайминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2016 года
административное дело по административному исковому заявлению Лукиной В. В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Лукина В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: № площадью 3446 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленческие и общественные объекты (административное здание), расположенного: <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме 4 848 522 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанного земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 17 445 789,33 рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет 4 848 522 рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п. 3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Истец вправе заявить указанные требования, поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно выше его рыночной стоимости, в связи с чем, истец вынужден оплачивать земельный налог в большем размере, что нарушает его права как собственника.
Истец Лукина В.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом. Её представитель Мурашкинцева А.Н., действующая на основании доверенности от 21.06.2016, представившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № 825 от 03.07.2015, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.
Представитель администрации г. Кемерово в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление.
В соответствии с требованиями статьи 247 ч. 4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела Лукина В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий №), площадью 3446 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленческие и общественные объекты (административное здание), расположенного: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2003 года (л.д.16).
Согласно кадастровой справке от 14.06.2016 датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является 01.08.2014, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляет 17 445 789,33 рублей (л.д.13).
Согласно кадастровому паспорту, дата внесения номера земельного участока с кадастровым номером № в ГКН – 26.11.2005 года (л.д. 14-15).
Очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены на основании решения от 25.11.2015 № 4-2/3904 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125).
Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО «Независимая профессиональная оценка» № 160220 от 15.04.2016. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3446 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленческие и общественные объекты (административное здание), расположенного: <адрес>, составляет 4 848 522 рублей (л.д. 17-83).
В отношении данного отчета НП СОО «СВОД» представлено экспертное заключение № 1436/С-16 от 31.05.2016, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 160220 от 15.04.2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки подтверждена (л.д. 84-99).
Оценивая в совокупности, полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, очередные результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения от 25.11.2015 № 4-2/3904 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области и определенные по состоянию на 01 августа 2014 года.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 26.11.2005, является ранее учтенным, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок и кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельных участков на дату оценки, оценщиком дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей его расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО № 3,4,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.
В своей совокупности представленные стороной истца доказательства не противоречат друг другу, подтверждают доводы, изложенные в исковом заявлении.
При этом, административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины рыночной стоимости спорных земельных участков.
В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку он обязан к оплате земельного налога, который рассчитан исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах требования Лукиной В.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Лукиной В. В. - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 3446 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие административно-управленческие и общественные объекты (административное здание), расположенного: <адрес>, в размере равной его рыночной стоимости в сумме 4 848 522 рублей, по состоянии на 01 августа 2014 года.
Датой обращения Лукиной В.В. в суд считать 21.06.2016.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.07.2016