ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-428/2022 от 21.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

административное дело № 3а-428/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Агибаловой В.О.

при секретаре

судебного заседания Минко Я.В.

с участием прокурора Глоба Э.Ю.

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело (УИД 23OS0000-01-2022-000051-74) по административному исковому заявлению АО «Пансионат «Шепси» к Совету Шепсинского сельского поселения Туапсинского района об оспаривании нормативных правовых актов,

установил:

решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 № 12 «Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района» (далее- Решение от 31.10.2014 № 12) утверждены ставки земельного налога по функциональному использованию земель Шепсинского сельского поселения Туапсинского района.

Решениями Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167 внесены изменения и дополнения в Решение от 31.10.2014 № 12.

Первоначально АО «Пансионат «Шепси» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия решение Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 № 12 «Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района» в редакции решений от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167 в части определения порядка вступления в силу нормативного правового акта.

Впоследствии АО «Пансионат «Шепси» уточнило заявленные требования, просив суд:

- признать нарушенным порядок вступления в законную силу решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 № 12 «Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района» (в редакции решений Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167);

- признать недействующим с момента принятия п.4 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 в той мере, в которой пункт 1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 применяется и распространяется на правоотношения возникшие с 01 января 2016 года;

- признать недействующим с момента принятия п.5 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 в той мере в которой п.1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 применяется и распространяется на правоотношения возникшие с 01 января 2017 года;

- обязать Совет Шепсинского сельского поселения Туапсинского района опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета Шепсинского сельского поселения, а также разместить на сайте Совета Шепсинского сельского поселения;

- обязать Совет Шепсинского сельского поселения Туапсинского района сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

В обоснование заявленных требований (с учетом их уточнения) АО «Пансионат «Шепси» указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№...> расположенного по адресу: <Адрес...> предназначенного для строительства пансионата отдыха «Шепси» и детского сада, сроком на 49 лет. Размер арендной платы за пользование данным земельным участком зависит от ставки земельного налога, установленной на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района. Полагает, что решения противоречат действующему федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части распространения пункта 1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 на правоотношения возникшие с 01 января 2016 года и п.1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 на правоотношения возникшие с 01 января 2017 года. По мнению административного истца, оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в этой части с момента их опубликования, поскольку с момента опубликования (вступления в законную силу) нарушаются права и обязанности административного истца, который является налогоплательщиком земельного налога.

В возражениях на административный иск администрация Шепсинского сельского поселения Туапсинского района просила отказать в удовлетворении административного иска АО «Пансионат «Шепси», так как решения, которыми были внесены изменения в Решение от 31.10.2014 № 12, не ухудшают положение налогоплательщиков, в том числе и административного истца. Ставка земельного налога для земельных, участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения, утверждена в размере 1 % от кадастровой стоимости и не изменялась решениями Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167.

В возражениях на административный иск Совет Шепсинского сельского поселения Туапсинского района и администрация МО Туапсинский район ссылаются на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска. Указали, что решениями Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167 было улучшено положение налогоплательщиков, так как установлены пониженные ставки земельного налога, либо не изменены, в связи с чем, порядок вступления в силу решений и распространение их на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 года и 01 января 2017 года, соответствует положениям законодательства. Просили прекратить производство по делу, поскольку права и обязанности административного истца оспариваемыми решениями не нарушаются.

Определением от 21 марта 2022 года отказано в прекращении производство по делу.

В судебном заседании 21 марта 2022 года представитель АО «Пансионат «Шепси» по доверенности Мартыч Ю.Ю. поддержала доводы административного искового заявления с учетом его уточнения, просила его удовлетворить.

Представитель Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, администрации МО Туапсинский район, администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района по доверенностям Синенко М.А. просил отказать в удовлетворении административного иска АО «Пансионат «Шепси» по изложенным в возражениям обстоятельствам.

Прокурор, участвующий в деле, Глоба Э.Ю. в заключении указал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы дела, обсудив доводы возражений, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Проверяя полномочия Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «в», «и», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных налогов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов.

Систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 1).

Земельный налог является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же кодекса.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (подпункт 3 пункта 10 статьи 35).

Из положений статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ следует, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно пункту 13 Решения от 31.10.2014 № 12, решение вступает в силу с 01.01.2015 года, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня опубликования.

Пунктом 4 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и пунктом 5 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 предусмотрено, что они вступают в силу с момента официального опубликования.

Решение от 31.10.2014 № 12 опубликовано в газете «Черноморье сегодня» от 26.11.2015 № 129 (2021); решение Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 опубликовано в газете «Черноморье сегодня» от 04.08.2016 № 85 (2121); решение Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 опубликовано в газете «Черноморье сегодня» от 04.05.2017 № 49 (2233).

Проверяя полномочия Совета, процедуру принятия оспариваемых правовых актов и порядок их опубликования (обнародования), суд, исходя из положений части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ и Устава Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты в пределах полномочий представительного органа - Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, с соблюдением порядка принятия таких актов, опубликованными и обнародованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии нормативных правовых актов в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Статьей 22 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район <...> между администрацией муниципального образования Туапсинский район и закрытым акционерным обществом «Пансионат «Шепси» заключен договор аренды земельного участка <...> площадью <...> с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, с видом разрешенного строительства «для строительства пансионата отдыха «Шепси» и детского сада», сроком на 49 лет.

При этом размер арендной платы за пользование земельным участком определяется исходя из ставки земельного налога, установленной на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района.

Так, ставки земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района утверждены решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014г. № 12 «Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района». Данным решением ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения (пансионатов), составляла 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка. Применялась указанная ставка с 01.01.2015 года.

Решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 20.11.2015 № 74 внесены изменения в Решение от 31.10.2014г. №12. Ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения (пансионатов), увеличилась с 0, 6 % до 1 %. Применялась указанная ставка с 01.01.2015 года.

Решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 внесены изменения и дополнения в Решение от 31.10.2014 № 12.

Пунктом 4 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 установлено, что оно вступает в силу с момента его официального опубликования и распространятся на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 года.

Решением Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 внесены изменения в Решение от 31.10.2014 №12.

Пунктом 5 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 установлено, что оно вступает в силу с момента его официального опубликования и распространятся на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года.

Вышеуказанными решениями Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167 ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения (пансионатов), не изменялась и составляла 1% от его кадастровой стоимости.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, АО «Пансионат «Шепси» ссылается на то, что распространение пункта 1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 года, а пункта 1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года, является нарушением положений части 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом административный истец не оспаривает размер ставок земельного налога, установленных данными решениями.

Суд полагает данные доводы административного истца необоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени предусмотрены статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 5 которого определено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Вместе с тем акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 № 1837-О, при решении вопроса о порядке введения в действие для целей налогообложения нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков надлежит учитывать положения статьи 5 Налогового кодекса, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При этом в зависимости от конкретного содержания нормативного акта общее правило - «по истечении одного месяца и не ранее 1-го числа очередного налогового периода» - подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков: такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (абзацы первый и четвертый пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса).

Из системного единства приведенных норм законодательства следует, что положения статьи 5 Налогового кодекса не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если правовым актом предусмотрено его применение с указанной даты.

Как видно из материалов дела, с 2015 года ставка земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения (пансионатов), составляет 1 %.

Решениями Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167 ставка за земельные участки вышеуказанной категории не изменялась.

Таким образом, суд не усматривает нарушений прав и обязанностей административного истца оспариваемыми положениями нормативных правовых актов, а также ухудшение его положения как арендатора земельного участка с кадастровым номером <№...>

Более того, решениями Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167 было улучшено положение налогоплательщиков, так как для некоторых категорий земель установлены пониженные ставки земельного налога, а в отношении иных - не изменены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действие решений Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167, которыми в Решение от 31.10.2014 № 12 внесены изменения, правомерно распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года и с 01 января 2017 года соответственно, указанное не противоречит требованиям налогового законодательства, поскольку улучшает положение налогоплательщиков.

Довод, изложенный в административном иске, о том, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права АО «Пансионат «Шепси» как налогоплательщика, является несостоятельным, поскольку земельный участок с кадастровым номером <№...> находится в пользовании у административного истца, в связи с чем, его права могут быть затронуты только как арендатора, уплачивающего арендные платежи за пользование данным объектом недвижимости.

Довод АО «Пансионат «Шепси» о том, что закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет, не может являться основанием для удовлетворения требований административного иска, так как в ходе рассмотрения дела судом не установлено ухудшение положения налогоплательщиков положениями оспариваемых нормативных правовых актов. Кроме того, доказательств в подтверждение данного довода административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, административный иск АО «Пансионат «Шепси» удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении административного искового заявления, оснований для взыскания судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления АО «Пансионат «Шепси» к Совету Шепсинского сельского поселения Туапсинского района о признании нарушенным порядка вступления в законную силу решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 31.10.2014 № 12 «Об установлении земельного налога на территории Шепсинского сельского поселения Туапсинского района» (в редакции решений от 29.07.2016 № 118 и от 27.04.2017 № 167); о признании недействующим с момента принятия пункта 4 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 в той мере, в которой пункт 1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 29.07.2016 № 118 применяется и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 года; о признании недействующим с момента принятия пункта 5 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 №167 в той мере, в которой пункт 1 решения Совета Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 27.04.2017 № 167 применяется и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2022 года.

Судья

Краснодарского краевого суда В.О. Агибалова