ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-429/2023 от 25.12.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3a-429/2023

УИД 26OS0000-04-2023-000338-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 25 декабря 2023 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.

при секретаре судебного заседания Смирновой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Олимп» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Еосударственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости

установил:

ООО «Олимп» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Е осударственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости:

- с кадастровым номером , площадью 69,1 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 1 563 000,00 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 74,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 1 669 000,00 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 72,3 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу<адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 1 626 000,00 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 74,2 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 1 662 000,00 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 1 358 000,00 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: Российская <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 1 358 000,00 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 71,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01,2019г. в размере 1 385 000,00 рублей.

В обоснование требований указав, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости установлена на основании решений уполномоченного органа - ЕБУ СК «Ставкрайимущество» и по состоянию на 01.01.2019 составила:

- объекта с кадастровым номером - 3 967 995,45

рубля (акт уполномоченного органа № АОКС-26/2022/000413 от 15.12.2022);

- объекта с кадастровым номером - 4 278 084,82

рубля (акт уполномоченного органа № АОКС-26/2022/000411 от 09.12.2022);

- объекта с кадастровым номером - 4 118 538,09

рубля (акт уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000026 от 02.03.2023);

- объекта с кадастровым номером - 4 260857,63 рубля (акт уполномоченного органа № АОКС-26/2022/000413 от 15.12.2022);

- объекта с кадастровым номером - 3 981 823,13 рубля (акт уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000124 от 16.05.2023);

- объекта с кадастровым номером - 3 981 823,13 рубля акт уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000124 от 16.05.2023);

- объекта с кадастровым номером - 4 072 966,45

рубля (акт уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000124 от 16.05.2023).

Административный истец считает оспариваемую кадастровую стоимость объектов недвижимости значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы собственника, размер налоговых платежей за которые исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно представленному истцом отчету об оценке № 061-KS/2023 от 11.08.2023, подготовленному оценщиком ООО «Капитал Инвест» Калашниковой В.Ю. итоговая величина рыночной стоимости объектов недвижимости составляет:

- с кадастровым номером – 1 563 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 669 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 626 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 662 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 358 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 358 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 385 000 рублей.

В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, возражений относительно доводов административного иска не представили.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащих образом.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенный в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый

комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК РФ.

Размер налоговых платежей, подлежащих уплате административным истцом за спорный объект недвижимости, напрямую связан с размером кадастровой стоимости.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Федеральный закон № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона). Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в собственности объекты размер налоговых платежей рассчитывается из кадастровой стоимости.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- с кадастровым номером , площадью 69,1 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 74,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 72,3 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 74,2 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м.,

вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м.,

вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное поадресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 71,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Данное обстоятельство подтверждается Сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости (т.1, л.д.17-38).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201041535 от 04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2022/000413 от 15.12.2022 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 3 967 995,45 рубля (т.1 л.д.39).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201043286 от

04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2022/000411 от

09.12.2022 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 4 278 084,82 рубля (т. 1 л.д. 40).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201044581 от

04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000026 от

02.03.2023 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 4 118 538,09 рубля (т.1 л.д.41).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201059339 от

04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2022/000413 от

15.12.2022 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 4 260 857,63 рубля (т.1 л.д.42).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201059538 от

04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000124 от

16.05.2023 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 3 981 823,13 рубля (т. 1 л.д.43).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201060582 от

04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000124 от

16.05.2023 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 3 981 823,13 рубля (т.1 л.д.44).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-201063937 от

04.09.2023 года актом уполномоченного органа № АОКС-26/2023/000124 от

16.05.2023 кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 4 072 966,45 рубля (т.1 л.д.45). Согласно представленному истцом отчету об оценке № 061-KS/2023 от 11.08.2023, подготовленному оценщиком ООО «Капитал Инвест» Калашниковой В.Ю., итоговая величина рыночной стоимости объектов недвижимости составляет:

- с кадастровым номером - 1 563 000 рублей;

- с кадастровым номером - 1 669 000 рублей;

- с кадастровым номером - 1 626 000 рублей;

- с кадастровым номером - 1 662 000 рублей;

- с кадастровым номером - 1 358 000 рублей;

- с кадастровым номером - 1 358 000 рублей;

- с кадастровым номером - 1 385 000 рублей.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, на основании определения суда от 24 октября 2023 года по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта ООО «Юридическое агентство «Аргумент» Трофимова А.С. от 27.11.2023 № 92-Э/11/2023 рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019 составила:

- с кадастровым номером , площадью 69,1 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес> -2 131 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 74,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес> помещение 4 - 2 202 000 рублей; - с кадастровым номером , площадью 72,3 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, помещение 5 -2 131 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 74,2 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес> 6 - 2 198 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м.,

вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> - 2 142 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м.,

вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> - 2 142 000 рублей;

- с кадастровым номером , площадью 71,5 кв.м.,

вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> - 2 163 000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы эксперта ООО «Юридическое агентство «Аргумент» Трофимова А.С. от 27.11.2023 № 92-Э/11/2023 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, и соответствует требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Исследование проведено методом сопоставления данных, содержащихся в предоставленных для производства экспертизы материалах административного дела, с нормативной и методической документацией проведения расчетов.

Экспертом проводилось исследование объектов лично и по материалам административного дела.

При идентификации объекта экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Для получения наглядного представления об объектах исследования в заключении приведены фото, чертежи и схемы.

В заключение судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.

При проведении судебной экспертизы в рамках поставленных судом вопросов эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.

Экспертом применялись сравнительный и доходный подходы, результаты расчетов согласованы.

Экспертом в заключении произведен анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки, использованы методы прямой капитализации и другие.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами - аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.

При расчете рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату государственной кадастровой оценки.

Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.

Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-0, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с их рыночной стоимостью. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости.

В установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика налогов.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на дату государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке данные об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске объектов в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 26.09.2023 года.

С заключением судебной оценочной экспертизы от 27.11.2023 № 92-Э/11/2023 от ООО «Юридическое агентство «Аргумент» поступило заявление о взыскании расходов, связанных с ее проведением в размере 210 000 рублей.

Разрешая данный вопрос суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу положений статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы подлежащие выплате экспертам.

Эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами (часть 3 статьи 108 КАС РФ).

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

При таких обстоятельствах, заявление ООО Юридическое агентство «Аргумент» о взыскании судебных расходов, суд находит подлежащим удовлетворению за счет административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Олимп» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 69,1 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 131 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с

кадастровым номером , площадью 74,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 202 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с

кадастровым номером , площадью 72,3 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 131 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 74,2 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, расположенное по адресу: Российская <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 198 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м., видобъекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое помещение, расположенное по адресу: Российская <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 142 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое

помещение, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 142 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 71,5 кв.м., вид объекта недвижимости: Помещение, назначение Нежилое, наименование Нежилое

помещение, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2019г. в размере 2 163 000 рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , .

Заявление административного истца ООО «Олимп» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной поступило в суд 26.09.2023 года.

Взыскать с административного истца ООО «Олимп» в пользу ООО «Юридическое агентство «Аргумент» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 210 000 рублей, путем перечисления на банковские реквизиты:

ООО «Юридическое агентство «Аргумент» (ООО «Аргумент»);

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Строчкина