ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/19 от 11.07.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело № 3а-42/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2019 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Кутлановой Л.М.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

с участием представителя административного истца - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости. В обоснование требований указал, что является собственником нежилого здания, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, а также нежилого здания пекарни - кондитерского цеха, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Данные изъяты> составляет <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копейки, нежилого здания с кадастровым номером <Данные изъяты>-<Данные изъяты>рублей <Данные изъяты> копейки. Считая кадастровую стоимость завышенной, ФИО3 обратился в ООО «<Данные изъяты>» с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчетам ООО «<Данные изъяты>» по состоянию на 21 ноября 2011 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Данные изъяты> составляет <Данные изъяты> рубль, нежилого здания с кадастровым номером <Данные изъяты> - <Данные изъяты>рубля. Завышенный размер кадастровой по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по налогу на имущество, чем нарушаются права административного истца как собственника объектов недвижимого имущества и налогоплательщика. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2011 года в размере <Данные изъяты> рубль и утвердить период действия установленной кадастровой стоимости с 1 января 2019 года до даты утверждения новой кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость нежилого здания пекарни - кондитерского цеха, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2011 года в размере <Данные изъяты> рубля и утвердить период действия установленной кадастровой стоимости с 1 января 2019 года до даты утверждения новой кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО2 заявил ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, заявленные исковые требования поддержал.

Административный истец ФИО3, представители административных ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав административного истца и его представителя, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <Данные изъяты> и здания с кадастровым номером <Данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 октября 2012 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истек 27 октября 2017 года. Вместе с тем, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец обратился 25 июня 2019 года.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Исследуя причины пропуска истцом срока обращения в суд, суд принимает во внимание, что на момент обращения ФИО3 в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Калмыкия. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока, в связи с чем, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению, административное исковое заявление ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий подлежит рассмотрению по существу.

Разрешая требования административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО3 является собственником автомойки, назначение: нежилое, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., условный номер <Данные изъяты> (кадастровый номер <Данные изъяты>), расположенной по адресу: <Данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 июля 2012 года сделана запись регистрации № <Данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 июля 2012 года <Данные изъяты> и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 апреля 2019 года.

Свидетельством о государственной регистрации права <Данные изъяты> от 31 июля 2012 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 апреля 2019 года подтверждается, что ФИО3 является собственником пекарни-кондитерского цеха, назначение нежилое, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., условный номер <Данные изъяты> (кадастровый номер <Данные изъяты>), расположенной по адресу: <Данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 июля 2012 года сделана запись регистрации № <Данные изъяты>.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года № 112-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Калмыкия.

Кадастровая стоимость здания автомойки, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года № 112-пр, составляет <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копейки, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 апреля 2019 года. Дата утверждения кадастровой стоимости - 27 сентября 2012 года. Дата определения кадастровой стоимости - 21 ноября 2011 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 27 октября 2012 года.

Кадастровая стоимость здания пекарни-кондитерского цеха, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года № 112-пр, составляет <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копейки, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 апреля 2019 года. Дата утверждения кадастровой стоимости - 27 сентября 2012 года. Дата определения кадастровой стоимости - 21 ноября 2011 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 27 октября 2012 года.

Объектами налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являются: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 январягода, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закона об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административный истец, являясь плательщиком налога на имущество, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости зданий автомойки и пекарни - кондитерский цех в соответствие с их рыночной стоимостью.

Не согласившись с размерами установленной кадастровой стоимости, ФИО3 обратился в ООО «<Данные изъяты>» (ИНН/КПП: <Данные изъяты>, ОГРН <Данные изъяты>, полис страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор № <Данные изъяты> от 9 октября 2018 года АО «<Данные изъяты>») для установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Согласно отчету № <Данные изъяты>, составленному оценщиком ООО «<Данные изъяты>» ФИО1 (включена в реестр членов Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 3 марта 2008 г. под регистрационным № <Данные изъяты>, свидетельство о членстве в СРО № <Данные изъяты> от 29 января 2017 г., диплом о профессиональной переподготовке ПП № <Данные изъяты> по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», выданный Московским институтом профессиональной оценки 25 декабря 2003 года, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» № <Данные изъяты>от 12 апреля 2018 года, договор (страховой полис) обязательного страхования ответственности оценщика СПАО <Данные изъяты> от 7 сентября 2018 года, срок действия договора с 1 января 2019 года по 30 июня 2020 года) итоговая рыночная стоимость нежилого здания автомойки, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, по состоянию на 27 ноября 2011 года составляет <Данные изъяты>рубль.

Согласно отчету № <Данные изъяты>, составленному оценщиком ООО «<Данные изъяты>» ФИО1 итоговая рыночная стоимость нежилого здания пекарни-кондитерского цеха, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, по состоянию на 27 ноября 2011 года составляет <Данные изъяты> рубля.

При определении рыночной стоимости зданий автомойки и пекарни-кондитерский цех оценщик применил затратный подход, реализуемый методом сравнительной единицы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Изучив представленные истцом отчеты об оценке, суд приходит к выводу об их достоверности и соответствии требованиям действующего законодательства.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.

Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным.

Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчеты об определении рыночной стоимости здания офиса и магазина не представлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что указанные в отчетах об оценке итоговые величины рыночной стоимости зданий автомойки и пекарни-кондитерского цеха являются достоверными.

При таких обстоятельствах, суд признает заявленное ФИО3 административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости здания автомойки с кадастровым номером <Данные изъяты> по состоянию на 21 ноября 2011 года, равной <Данные изъяты> рублю, и здания пекарни-кондитерского цеха с кадастровым номером <Данные изъяты> по состоянию на 21 ноября 2011 года, равной <Данные изъяты> рублям, подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

ФИО3 обратился в Верховный суд Республики Калмыкия 25 июня 2019 года.

Таким образом, кадастровая стоимость зданий автомойки и пекарни-кондитерского цеха в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административные исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость автомойки, назначение: нежилое, с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <Данные изъяты>, в размере рыночной стоимости - <Данные изъяты> (<Данные изъяты>) рубль по состоянию на 21 ноября 2011 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 июня 2019 года.

Установить кадастровую стоимость пекарни-кондитерского цеха, назначение: нежилое, с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <Данные изъяты>, в размере рыночной стоимости - <Данные изъяты> (<Данные изъяты>) рубля по состоянию на 21 ноября 2011 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.М.Кутланова