ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/19 от 12.02.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-42/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Пушкаревой Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства

в городе Кемерово « 12 » февраля 2019 года

административное дело по административному исковому заявлению Хакимовой Антонины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Хакимова А.Н. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес> размере их рыночной стоимости и просит установить кадастровую стоимость:

- объекта индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №№, назначение – жилой дом, общей площадью 112,7 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 274 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером №№, площадью 2247 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 220 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что Хакимова А.Н., являясь собственником жилого дома и земельного участка, оплачивает налог на имущество физического лица, а также земельный налог, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка, составляющей 1 588 831,08 руб. и 1 005 892,02 руб. соответственно. Между тем их рыночная стоимость ниже кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ИП ФИО4. № ОА/86/18 от 25 октября 2018 г. в соответствии с которым рыночная стоимость спорных объектов составляет:

- с кадастровым номером №№ – 274 000 рублей, по состоянию на 15 июля 2016 г.;

- с кадастровым номером №№ – 220 000 рублей, по состоянию на 20 мая 2016 г.

Административный истец Хакимова А.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, представила заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» своего представителя в судебное заседание не направила, представили письменный отзыв (л.д. 168-170).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в письменных возражениях указало, что не является административным ответчиком по делу, т.к. судебным актом, принятым по данному делу, его права и интересы затронуты не будут (л.д. 157-158).

Коллегия Администрации Кемеровской области представила письменные объяснения (л.д. 164-165).

Комитет по управлению государственным имуществом, Администрация Новокузнецкого городского округа, будучи надлежащим образом извещенными о дате рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащем образом извещенных о дате судебного заседания, с применением ч. 7 ст. 150 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, о чем вынесено определение.

Изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, что Хакимова А.Н., является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:

- объекта индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №№, назначение – жилой дом, общей площадью 112,7 кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером №№, площадью 2247 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 05 декабря 2018 г., материалов реестровых дел кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами установлена в размере:

- 42:30:0227025:303 – 1 588 831,08 руб. по состоянию на 15 июля 2016 г., актом определения кадастровой стоимости от 15 июля 2016 г. в связи с постановкой на учет ранее учтенного объектам недвижимости;

- 42:30:0227025:302 – 1 005 892,02 руб. по состоянию на 20 мая 2016 г., актом определения кадастровой стоимости от 20 мая 2016 г.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Хакимовой А.Н. как собственника объектов недвижимости жилого дома и земельного участка, являющейся плательщиком налога на имущество физического лица, а также земельного налога размер которых определяется от кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка, в соответствии с частью 1 статьи 402, частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости.

Рыночная стоимость объектов недвижимости жилого дома и земельного участка определена отчетом оценщика ИП ФИО5 № ОА/86/18 от 25 октября 2018 г. в размере 274 000 рублей (по состоянию на 15 июля 2016 г.), 220 000 рублей (по состоянию на 20 мая 2016 г.)

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость объектов недвижимости - жилого дома и земельного участка по состоянию на 15 июля и 20 мая 2016 г. к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, определенные по состоянию на 2 июня 2011 г.

Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу жилого дома определена по состоянию на 15 июля 2016 г. путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, определенного Постановлением № 2 от 13 января 2012 года на площадь объекта, в связи с внесением сведений в государственный кадастр недвижимости об указанном объекте.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены решением КУГИ Кемеровской области от 25 ноября 2015 года №4-2/3904 по состоянию на 01 августа 2014 года.

Согласно материалам кадастрового дела кадастровая стоимость земельного участка определена актом от 20 мая 2016 года, в связи с образованием нового земельного участка, с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель, установленного решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области № 4-2/3904 от 25 ноября 2015 года, в размере 1 005 892,02 руб.

После 15 июля и 20 мая 2016 года согласно материалам кадастрового дела, в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении качественных либо количественных характеристик жилого дома и земельного участка, влекущие изменение их кадастровой стоимости не вносились.

Отчет об определении рыночной стоимости был составлен по состоянию на 15 июля 2016 г. и 20 мая 2016 г. После указанных дат, согласно материалам кадастровых дел, в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении качественных либо количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих изменение их кадастровой стоимости, не вносились.

Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости является относимым доказательством, подтверждающим размер их рыночной стоимости на даты, по состоянию на которые была установлена их кадастровая стоимость.

Поскольку административный истец просил определить кадастровую стоимость жилого дома и земельного участка в размере рыночной на даты, которые соответствуют датам определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о необходимости определения рыночной стоимости именно по состоянию на 15 июля 2016 г. в отношении объекта с кадастровым номером №№ и 20 мая 2016 г. в отношении объекта с кадастровым номером №№.

Суд приходит к выводу, что в представленном отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов недвижимости, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объекты оценки в полной мере идентифицированы, отчет содержат результат оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж относительного определения рыночной стоимости земельного участка и затратного
в отношении жилого дома. Оценщиком была использована достоверная информация об объектах оценки. Результат оценки согласован. Представленный отчет содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленный административным истцом отчет об оценке соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297; ФСО № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298; ФСО № 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299; ФСО № 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года № 328; ФСО № 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года № 628; ФОС № 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611. Отчет следует признать допустимым доказательством.

При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объектов оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившему рыночную стоимость спорных объектов недвижимости.

Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости жилого дома и земельного участка является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объектов недвижимости на даты, по состоянию на которые была установлена их кадастровая стоимость.

При этом административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо доказательств недостоверности величины установленной оценщиком в отчете о рыночной стоимости объектов капитального строительства, достоверности сведений о спорных объектах капитального строительства, использованных при определении их кадастровой стоимости либо иной рыночной стоимости.

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости жилого дома и земельного участка их рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.

Рыночная стоимость объектов недвижимости жилого дома и земельного участка существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, которая несет обязанность оплачивать налог на имущество физических лиц, исчисленный из кадастровой стоимости объектов недвижимости, т.е. в значительно большем размере, в связи с чем, она вправе требовать установление кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что Хакимова А.Н. является собственником спорных объектов недвижимости жилого дома и земельного участка 1 июля 2006 г., кроме того обязанность по оплате налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости возникла у физических лиц в отношении объектов налогообложения на территории Кемеровской области с 2016 года, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала права таких собственников объектов недвижимости, суд считает, что срок для подачи административного искового заявления в суд Хакимовой А.Н. не пропущен, поскольку решение о проведении очередной государственной кадастровой оценки в отношении объектов капитального строительства на территории Кемеровской области после 3 января 2012 года не принималось.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области, а также Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что они не являются надлежащими административными ответчиками по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанных лиц каких-либо неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах исковые требования Хакимовой А.Н. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Хакимовой Антонины Николаевны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:

- объекта индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №№, назначение – жилой дом, общей площадью 112,7 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 274 000 рублей, определенной по состоянию на 15 июля 2016 г.;

- земельного участка с кадастровым номером №№, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью 2247 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной 220 000 рублей, определенной по состоянию на 20 мая 2016 г.

Дата обращения Хакимовой А.Н. в Кемеровский областной суд 26 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда не позднее пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле его копии.

Судья: Пушкарева Н.В.

-