ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/20 от 20.03.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

3а-42/2020

УИД 19OS0000-01-2019-000085-24

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Абакан 20 марта 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия

в лице председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Бедненко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Угдыжековой Надежды Валентиновны о признании не действующим в части Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

У С Т А Н О В И Л:

Угдыжекова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части отдельных положений Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ), мотивируя требования тем, что пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определенной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Тогда как диспозиция статьи 1(1) Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ не содержит указания сроков формирования и распределения специализированного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Она (административный истец) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 сентября 2017 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность обеспечить Угдыжекову Н.В. жилым помещением не менее 20 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения, 16 ноября 2017 г. возбуждено исполнительное производство, однако решение до настоящего времени не исполнено. Полагая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает ее права, просила признать не действующей со дня принятия статью 1(1) Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ в части отсутствия указаний о сроках формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменных возражениях представитель административного ответчика Верховного Совета Республики Хакасия Русинская Е.Н., требования административного искового заявления не признала, указала, что предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ являются правоотношения в сфере установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Содержание Закона № 85-ЗРХ полностью соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 1 (1) Закона № 85-ЗРХ содержит перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по решению вопросов социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

Определение порядка предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая сроки формирования и распределения специализированного жилищного фонда), не является предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ, который регулирует отношения между органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия, связанные с наделением последних государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе имущественные и межбюджетные отношения). Закон № 85-ЗРХ отношений с участием граждан не регулирует, каких-либо положений, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих права и обязанности граждан, не содержит.

Кроме того, административный истец указывает на отсутствие в статье 1 (1) Закона № 85-ЗРХ сроков формирования государственного специализированного жилищного фонда, однако государственный специализированный жилищный фонд в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия не формируется.

Учитывая разграничение полномочий в области жилищных отношений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленное статьями 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирование порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда, включая сроки его формирования как элемента такого порядка, не входит в полномочия субъектов Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а» (широта дискреционных полномочий) и «ж» (отсутствие или неполнота административных процедур) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в Законе № 85-ЗРХ отсутствуют, поскольку сроки формирования специализированного жилищного фонда не должны регулироваться данным Законом.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица Правительства Республики Хакасия Кунучаков В.Г. указал, что предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ являются правоотношения в сфере установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Статья 1 (1) Закона № 85-ЗРХ содержит перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по решению вопросов социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

Определение порядка предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая сроки формирования и распределения специализированного жилищного фонда), не является предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ, который регулирует отношения между органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия, связанные с наделением последних государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе имущественные и межбюджетные отношения). Закон № 85-ЗРХ отношений с участием граждан не регулирует, каких-либо положений, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих права и обязанности граждан, не содержит. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица Министерства финансов Республики Хакасия Романихина Е.А. полагала, что правовые основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, поскольку оспариваемое положение Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ регулирует правоотношения по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а именно по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также связанные с этим межбюджетные правоотношения, и не регулирует отношения с участием граждан.

В письменном заключении прокурор Васильева Е.В. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, указала, что в соответствии с пунктом 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3 названного закона, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На территории Республики Хакасия отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Республики Хакасия, на обеспечение жилыми помещениями наряду с Законом № 85-ЗРХ регулируется Законом Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 107-ЗРХ), в котором, в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, принят порядок предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 107-ЗРХ жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Республики Хакасия не позднее чем в 10-дневный срок со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (часть 3 статьи 4 этого же Закона).

То обстоятельство, что вопросы формирования и распределения специализированного жилищного фонда в Республике Хакасия урегулированы иным нормативным правовым актом, а не прописаны непосредственно в Законе № 85-ЗРХ, не свидетельствует о несоответствии положений статьи 1 (1) Закона № 85-ЗРХ требованиям статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ или иному федеральному нормативному правовому акту, регулирующему отношения в названной сфере.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3 названного закона, с передачей органам местного самоуправления необходимых шальных и финансовых ресурсов.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Законом Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в том числе полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями.

Согласно статье 73 Конституции Республики Хакасия, статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Закона № 85-ЗРХ, Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов.

Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия № 46).

В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия № 46 заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия № 46).

На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 25 ноября 2005 г. присутствовало 67 депутатов, за принятие Закона Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проголосовало 63 депутата.

На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 6 марта 2013 г. за принятие Закона Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в области предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки», которым в оспариваемый Закон № 85-ЗРХ внесения статья 1(1) проголосовало 60 депутатов.

Таким образом, Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.

В соответствии со статьей 18 Закона Республики Хакасия № 46 Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Конституция и законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета «Хакасия», газета «Хабар – Известия» и бюллетень «Вестник Хакасии» (пункт 1 статьи 35 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 87-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия»), действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона.

Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 5 декабря 2005 г., текст закона опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 9 декабря 2005 г. № 63.

Закон Республики Хакасия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в области предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки» подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 15 марта 2013 г., опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 18 марта 2013 г. № 16.

Предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ являются правоотношения в сфере установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.

В части 2 статьи 1 Закона № 85-ЗРХ указано, что осуществление вышеуказанных государственных полномочий предусматривает:

содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях;

обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями;

назначение вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и осуществление его выплаты.

При этом статья 1 (1) Закона № 85-ЗРХ конкретизирует, что в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями органы местного самоуправления:

1) формируют специализированный жилищный фонд для граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений;

2) устанавливают факт невозможности проживания граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;

3) выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания гражданам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4) приобретают в муниципальную собственность жилые помещения путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;

5).осуществляют строительство жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;

6) заключают договоры найма специализированных жилых помещений и однократно обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями на основании решений уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия, осуществляющего государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, об обеспечении жилыми помещениями;

7) в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществляют контроль за распоряжением ими.

Таким образом, указанная норма содержит перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по решению вопросов социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

Согласно пункту 4 статьи 3, абзацу десятому части первой статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Законы должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (пункт 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8).

Порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован Законом Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 107-ЗРХ), в котором в том числе предусмотрен срок распределения специализированного жилищного фонда для данной категории граждан.

Согласно статье 2 Закона № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, в список.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включение в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Закона № 107-ЗРХ жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Республики Хакасия не позднее чем в 10-дневный срок со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. № 154 утверждено Положение о порядке и сроках предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (в том числе жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Решением Совета депутатов города Абакана от 2 июля 2013 г. № 546 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Абакана, устанавливающее, в том числе порядок формирования фонда жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что определение порядка предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая сроки формирования и распределения специализированного жилищного фонда), не является предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ, который регламентирует отношения между органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия, связанные с наделением последних государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, отношений с участием граждан не регулирует, каких-либо положений, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих права и обязанности граждан, не содержит.

То обстоятельство, что вопросы формирования и распределения специализированного жилищного фонда в Республике Хакасия урегулированы иными нормативными правовыми актами, а не прописаны в Законе № 85-ЗРХ, не свидетельствует о несоответствии положений статьи 1 (1) Закона № 85-ЗРХ требованиям статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ или иному федеральному нормативному правовому акту, регулирующему отношения в названной сфере.

Оспариваемая норма не допускает возможности для ее произвольного толкования в процессе применения. Доказательств того, что при ее применении были нарушены принципы равенства и верховенства закона, не представлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд приход к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках предоставленных Верховному Совету Республики Хакасия полномочий, с соблюдением установленного порядка, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, является в достаточной степени определенным по своему содержанию, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Угдыжековой Н.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Угдыжековой Надежды Валентиновны о признании не действующим в части Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Л. Петрова