ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2015 от 19.11.2015 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2015 года г.Липецк

Липецкий областной суд в составе:

председательствующего Жуковой Н.Н.

при секретаре Беляковой И.А.

с участием прокурора Кима И.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области по принятию решения о назначении досрочных дополнительных выборов и об обязании назначить досрочные дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области

установил:

Совет депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области по принятию решения о назначении досрочных дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области.

Свои требования административный истец обосновывал тем, что в настоящее время Совет депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области является неправомочным в связи с прекращением полномочий 8-ми депутатов из 18, зарегистрированных по результатам выборов 8.09.2013 г., а территориальная избирательная комиссия Долгоруковского района Липецкой области не исполнила требований п.8 ст. 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не назначила досрочные дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области.

Совет депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области просит суд обязать территориальную избирательную комиссию Долгоруковского района Липецкой области назначить досрочные дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области, поскольку Совет не может исполнять свои полномочия.

В судебном заседании представители Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области председатель Совета Лунин И.И. и адвокат Хоренко Н.С. поддержали требования, изложенные в заявлении, указывая на то, что 31.08.2015 г. на заседании Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области было вынесено решение о досрочном прекращении полномочий 8-ми депутатов в соответствии с поданными ими заявлениями.

Поскольку в составе Совета осталось 10 депутатов, что составляет менее 2\3 от установленной в Уставе Долгоруковского муниципального района численности – 18 депутатов, то данный Совет депутатов стал неправомочным, в связи с чем Лунин И.И. обратился к председателю территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области с заявлением о назначении даты проведения дополнительных выборов.

Председателем избирательной комиссии Липецкой области был дан ответ от 26.10.2015 г. о том, что решение о назначении дополнительных выборов будет принято не позднее 2 ноября 2015 г., а крайний срок, в течение которого будут проведены дополнительные выборы- 27 декабря 2015 г.

Поскольку до настоящего времени такое решение так принято и не было просят суд обязать территориальную избирательную комиссию Долгоруковского района назначить дополнительные выборы в Совет.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области Пономарева Н.М. и представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Липецкой области Пахомов А.С. заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что отсутствует бездействие избирательной комиссии, поскольку, рассмотрев обращение председателя Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Лунина И.И. о назначении дополнительных выборов в Совет, 28.09.2015 г избирательная комиссия определила крайний срок, в течение которого должны будут проведены дополнительные выборы в Совет- 27.12.2015 г., а решение о назначении дополнительных выборов должно быть принято в срок не позднее 2 ноября 2015 г.

Однако в связи с принятием 29.09.2015 г. Липецким областным судом решения о признании неправомочным состава Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области пятого созыва 2.11.2015 г. избирательная комиссия отложила рассмотрение вопроса о назначении дополнительных выборов в Совет до вступления в законную силу указанного решения суда, поскольку данное решение суда при вступлении его в законную силу будет являться основанием для формирования Совета в новом составе в порядке, предусмотренном Уставом Долгоруковского муниципального района Липецкой области, принятым в новой редакции.

По указанным основаниям в удовлетворения заявления Совета депутатов Долгоруковского муниципального района просили отказать.

Суд, выслушав объяснения представителей Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области председателя Совета Лунина И.И. и адвоката Хоренко Н.С., поддержавших доводы заявления, возражения против заявления представителей территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области и избирательной комиссии Липецкой области, заключение прокурора Кима И.Е., полагавшего требования необоснованными, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения заявления не находит.

Согласно ст.11 Закона Липецкой области от 06.06.2007 г. № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Срок, на который избирается представительный орган, депутаты этого органа, а также срок полномочий указанного органа, депутатов устанавливается уставом муниципального образования. Устанавливаемый срок не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий представительного органа исчисляется со дня его первого заседания.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В силу статьи 20 Устава Долгоруковского муниципального района Липецкой области, которая действует на момент рассмотрения данного дела, и утратит силу согласно п.4 ст.58 Устава в редакции, принятой решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района от 24.06.2015 N 141-рс с момента окончания срока полномочий Совета Долгоруковского муниципального района Липецкой области действующего пятого созыва, районный Совет состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы депутатов в районный Совет проводятся в соответствии с федеральными законами, законами Липецкой области и настоящим Уставом с применением мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

Совет депутатов состоит из 18 депутатов.

Срок полномочий районного Совета исчисляется со дня его первого заседания. Районный Совет считается правомочным, если в его составе избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов (12 человек).

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 18.06.2013 г. № 401-рс были назначены выборы депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва на воскресенье 08 сентября 2013 г.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района от 12.09.2013 г. № 49/97 на основании протокола о результатах выборов были зарегистрированы депутаты Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области в количестве 18 человек, среди которых значатся и Дербунова Л.А., Матюхин А.Н., Стрельников В.А., Востриков И.Е.,Карташов Ю.А., Болестев А.М., Кузьмин Н.А., Кондратов В.И.

13 и 14 августа 2015 года депутатами Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области Дербуновой Л.А., Матюхиным А.Н., Стрельниковым В.А., Востриковым И.Е., Карташовым Ю.А., Болестевым А.М., Кузьминым Н.А., Кондратовым В.И. поданы заявления о досрочном прекращении депутатских полномочий по собственному желанию, в связи с чем, 31.08.2015 г. на заседании Совета было принято решение о прекращении полномочий указанных депутатов.

После отставки по собственному желанию восьми депутатов в составе Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области осталось десять депутатов, что составило менее двух третей от установленного численного состава Совета, что в силу указанных выше норм свидетельствует о неправомочности оставшегося состава Совета.

В ответе председателя избирательной комиссии Липецкой области от 26.10.2015 г. (л.д.14) указан крайний срок, в течение которого будут проведены дополнительные выборы, а именно, 27 декабря 2015 г., а также указано, что решение о назначении выборов будет принято не позднее 2 ноября 2015 г.

Эти же сроки указаны и в постановлении территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района от 28.09.2015 г.

Согласно же представленному в суд постановлению избирательной комиссии от 2.11.2015 г. № 78/163 вопрос о назначении дополнительных выборов в Совет депутатов Долгоруковского муниципального района в связи со сложением депутатами своих полномочий отложен до вступления в законную силу решения Липецкого областного суда от 29.09.2015 г.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения данного дела решения избирательной комиссией о проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва принято не было.

В тоже время судом установлено, что действительно 29.09.2015 г. Липецким областным судом принято решение о прекращении полномочий Совета депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва по требованиям прокурора Липецкой области, обратившегося с таким заявлением 31.08.2015 г. Данное решение на момент рассмотрения данного дела не вступило в законную силу, поскольку на решение подана апелляционная жалоба, что следует из учетно-статистической карточки по делу № 3-32/2015.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрены основания, сроки, порядок проведения как досрочных, так и дополнительных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа.

Согласно пункту 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 03.11.2015 N 302-ФЗ) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Аналогичные положения содержатся и в ст.12 Законе Липецкой области от 06.06.2007 N 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области".

П. 4 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Основанием для прекращения полномочий представительного органа муниципального образования в силу подп.2 п.16 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Поскольку в силу п.17 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов, то в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом (п.18).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что при вступлении в законную силу решения Липецкого областного суда от 29.09.2015 г. прекратятся полномочия всего состава Совета депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва, в связи с чем, станет вопрос о необходимости досрочных выборов нового состава Совета, а не только дополнительных выборов восьми депутатов, сложивших свои полномочия.

Кроме того, решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района от 24.06.2015 N 141-рс принят Устав Долгоруковского муниципального района Липецкой области в новой редакции, который дополнен ст. 20.1, п.3 которой предусматривает иной порядок формирования состава Совета, а именно, не путем проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а из глав поселений, входящих в состав Долгоруковского района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства - по 1 депутату от каждого поселения, как это предусмотрено п.2 ч.4 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( в редакции ФЗ от 27.05.2014 N 136-ФЗ).

Указанная статья 20.1 Устава вступает в силу с момента окончания срока полномочий Совета депутатов действующего пятого созыва, что предусмотрено п.4 ст. 58 Устава Долгоруковского муниципального района Липецкой в редакции, принятой решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района от 24.06.2015 N 141-рс.

Таким образом, после прекращения полномочий действующего Совета депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва порядок формирования Совета будет иным.

С учетом вышеуказанных норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, а именно: даты выборов в действующий Совет депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва (8.09.2013 г.), даты принятия решения Советом депутатов Долгоруковского муниципального района о прекращении полномочий восьми депутатов (31.08.2015 г.), количественного состава Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой, оставшегося после прекращения полномочий 8 депутатов(10 депутатов), даты обращения прокурора Липецкой области в суд с требованиями о признании неправомочным состава Совета Долгоруковского муниципального района пятого созыва в связи с прекращением полномочий 8- ми депутатов (31.08.2015 г.), наличия судебного решения Липецкого областного суда от 29.09.2015 г., не вступившего в законную силу, о признании неправомочным состава Совета Долгоруковского муниципального района пятого созыва в связи с прекращением полномочий 8-ми депутатов и постановления территориальной избирательной комиссии Долгоруковского муниципального района от 2.11.2015 г. об отложении в связи с этим рассмотрение вопроса о назначении дополнительных выборов Совета, суд считает, что в данном случае отсутствует бездействие территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района по принятию решения о назначении даты дополнительных выборов Совета Долгоруковского муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Поскольку при установленных судом обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Долгоруковского муниципального района, то у суда не имеется предусмотренных законом оснований для возложения на нее обязанности по назначению дополнительных выборов Совета Долгоруковского муниципального района.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области по принятию решения о назначении досрочных дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области и об обязании избирательную комиссию назначить досрочные дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2015 г.

Председательствующий Н.Н.Жукова