ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2015 от 30.12.2015 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а - 42/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 декабря 2015 года г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,

с участием:

представителей административного ответчика - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю., Гриценко Т.А.,

прокурора Холманских Т.А.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» о признании нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта, утверждённых приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40, противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта».

Нормативный правовой акт опубликован в издании «Биробиджанская звезда» от 05.10.2012 № 72.

Общество с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» (далее - ООО «ЕКС») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 2 обжалуемого приказа ввиду его несоответствия требованиям ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).

Оспариваемым пунктом норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) утверждён в размере 2,77 кВт. ч/кв. м.

В обосновании заявленных требований административный истец указал на противоречие оспариваемого пункта положениям ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, поскольку норматив рассчитан без учёта площадей подвалов в многоквартирном доме.

Также считает, что, несмотря на указание в пункте 1 оспариваемого приказа о применении метода аналогов, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитан с применением расчетного метода, так как не учитывает степень благоустройства дома, его конструктивные особенности (наличие подвалов, лифтов, силовых установок и т.д.), что противоречит пункту 22 Правил № 306.

Указанный норматив применяется при расчёте объёма коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учёта. В силу абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставляемый на общедомовые нужды, за расчётный период не может превышать объёма, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случае, когда таковым является ресурсоснабжающая организация) оплачивает образовавшуюся разницу за счёт собственных средств. Поэтому оспариваемый норматив непосредственно влияет на размер разницы превышения расчетного объема над нормативным, следовательно, нарушает интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности.

В заявлении об изменений оснований административного искового заявления от 16.12.2015 административный истец уточнил основание иска, указал, что ответчик утвердил оспариваемый норматив с нарушение метода аналогов без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства многоквартирных домов, без анализа документов, представленных для установления норматива, а также необоснованно занизив площадь, входящую в состав общего имущества многоквартирных домов, взятых в расчёт.

На административное исковое заявление и заявление об изменении оснований административного искового заявления административным ответчиком представлены возражения.

Представитель административного ответчика - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю. исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что информация для установления норматива была предоставлена уполномоченному органу по состоянию на 2012 год. Если при расчёте норматива учесть подвальные и цокольные помещения, то норматив составит 0,92919 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Представитель административного ответчика - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Гриценко Т.А. исковые требования не признала. Пояснила, что установленным нормативом интересы истца не затронуты. Расчёт произведен в соответствии с федеральным законодательством. Общие площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которые были учтены на момент расчета норматива, являются верными. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель административного истца - ООО «ЕКС» Овчинников В.М., представитель административного ответчика - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Левковский Д.П. не допущены к участию в деле, в связи с непредставлением документа о высшем юридическом образовании в соответствии с ч. 3 ст. 55 КАС РФ.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора ЕАО Холманских Т.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, приходит к следующему.

Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Пунктом 3 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Согласно п. 40 ст. 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области определяет орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчёта размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта.

В соответствии с п. 5.11 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 № 75-пп, управление утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению, применяемые для расчёта размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта.

Аналогичные полномочия были предусмотрены в п. 3.14 ранее действующего Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 14.10.2010 № 506-пп.

Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта.

Пунктом 4 установлено, что настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01.10.2012.

05.10.2012 приказ опубликован в газете «Биробиджанская звезда».

Считая пункт 2 настоящего приказа противоречащим федеральному законодательству, административный истец оспорил его.

Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд пришёл к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.

Проверяя содержание приказа на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Правилам № 306, суд установил следующее.

Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению использовало метод аналогов.

Согласно пункту 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объёма (количества) потребления коммунальных услуг приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (п. 21 Правил № 306).

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.

Описание последовательности и формулы расчёта при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам № 306 (формулы 1 - 4).

Так, п. 32 Правил № 306 предусмотрено, что уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В силу ст. 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учёта.

Согласно п.п. 34, 36 Правил № 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с п. 1 и 2 приложения № 1 к настоящим Правилам.

После формирования объёма выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятий показаний приборов учёта.

В соответствии с пп. в п. 37, п. 38 Правил № 306 показания приборов учёта снимаются: в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября.

При снятии показаний приборов учёта для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируется, в том числе общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.п. 40, 41 Правил № 306 при обработке данных по объёму выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающихся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.

На основании измерений объёма (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учёта определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов.

В соответствии с ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не представлено доказательств соблюдения при принятии оспариваемого норматива положений пунктов 32 - 42 Правил № 306.

При этом, из материалов дела установлено, что 06.09.2012 исх. 01-17/1233 управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в целях определения нормативов потребления электрической энергии филиалу «Энергосбыт ЕАО» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» адресована просьба произвести выборку жилых домов с указанием потребления электрической энергии (показаниями приборов учёта) в том числе по многоквартирным домам, оборудованным коллективными (общедомовыми) приборами учёта потребления электрической энергии (л.д. 112).

06.09.2012 на указанный запрос филиалом «Энергосбыт ЕАО» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» предоставлена выборка жилых домов с указанием потребления электрической энергии, в том числе расчёт норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (л.д. 120).

Из указанного расчёта следует, что в выборку вошли 10 многоквартирных домов, расположенных в г. Биробиджане по ул. Пионерская, 75; пер. Ремонтный, 7; ул. Бумагина, 19; ул. Дзержинского, 20А; ул. Миллера, 16 корп. 1; ул. Миллера, 18 корп. 1; ул. Пионерская, 71; ул. Шолом-Алейхема, 12; ул. Шолом-Алейхема, 83; ул. Шолом-Алейхема, 83А.

Вместе с тем, доказательств того, что указанные многоквартирные дома включены в представительность выборки с соблюдением указанных выше норм Правил № 306, ответчиком не представлено.

Также документально не подтверждена общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, которые вошли в выборку для расчёта норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Доказательств обоснованности применения при расчёте оспариваемого норматива размеров мест общего пользования, указанных в информации филиала «Энергосбыт ЕАО» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», ответчиком не представлено.

При этом из сообщения филиала по ЕАО ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 22.12.2015 № Ф-79/193 в ответ на письмо управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 18.12.2015 № 3303/15 следует, что техническая документация на объекты, указанные в запросе, не изготавливалась (л.д. 174).

Кроме того, в предоставленном 06.09.2012 филиалом «Энергосбыт ЕАО» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» расчёте указана площадь мест общего пользования многоквартирных домов, в том числе дома по ул. Пионерской, 75, в размере 1192,4 кв. м.

Однако из сообщения филиала «Энергосбыт ЕАО» ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» от 16.12.2015 № 2576 следует, что информация о площади мест общего пользования по адресу: г. Биробиджан, ул. Пионерская, 75, по состоянию на 01.09.2012 в филиале отсутствует (л.д. 151).

При этом согласно справкам ООО «Стандарт» от 14.12.2015 № 309 площадь помещений, входящих в состав общего имущества, информация о помещениях, входящих в состав общего имущества дома по адресу: г. Биробиджан, ул. Пионерская, 75, составляет 1112,7 кв. м, по состоянию на сентябрь 2012 года информация о площади отсутствует (л.д. 155, 156).

Такой же размер площади (1112,7 кв. м) указан в анкете данного дома, полученной с сайта http://reformagkh.ru/ (л.д. 129-130).

Таким образом, представленный суду расчёт норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, рассчитанный с использованием неподтвержденной информации по размеру общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов вошедших в выборку, не может являться законным и обоснованным.

Довод административного истца о том, что при определении норматива коммунальной услуги должно учитываться общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, является обоснованным.

Так, согласно ч. 1 статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому законодатель относит прежде всего помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Аналогичное правовое предписание содержится и в пункте 2 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Кроме того, согласно пункту 9 приложения к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 10:

,

где:

- суммарный расход электрической энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт·ч) за июнь и ноябрь в i-м многоквартирном доме за вычетом суммарного расхода электрической энергии в нежилых помещениях;

- расход электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета за июнь и ноябрь в l-м жилом помещении;

m - количество жилых помещений в i-м многоквартирном доме;

n - количество многоквартирных домов;

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);

2 - количество месяцев, используемых для снятия показаний приборов учета (июнь и ноябрь).

При этом содержание показателя в Правилах № 306, в редакции на момент принятия оспариваемого приказа, не раскрывалось.

Представители административного ответчика не отрицали, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитан без учёта площадей подвалов в многоквартирном доме.

Довод административного ответчика сославшегося на пункт 27 приложения № 1 к Правилам № 306, которым раскрывается показатель, который не содержит в себе площади подвалов, является несостоятельным, поскольку на момент утверждения нормативов Правила № 306 не раскрывали такого показателя, как общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Из представленного представителем административного ответчика расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды следует, что в случае учета подвальных и цокольных помещений при расчете норматива, норматив составит 0,93 кВт.ч/кв.м.

При таких обстоятельствах норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в размере 2,77 кВт.ч/кв.м указанный в пункте 2 оспариваемого приказа, нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Правилам № 306.

В силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу должны содержаться: указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти в котором были опубликованы или должны быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения, сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 КАС РФ.

Поскольку оспариваемый приказ применяется на территории ЕАО со дня его опубликования и по установленному нормативу производятся начисления за электроснабжение на общедомовые нужды, то суд считает возможным признать п. 2 оспариваемого приказа недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Опубликовать в газете «Биробиджанская звезда» сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.

Из материалов дела следует, что согласно платежному поручению от 01.04.2015 № 90 ООО «ЕКС» уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей (л.д. 68).

Поскольку административное исковое заявления удовлетворено с управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в пользу ООО «ЕКС» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 103, 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» о признании нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, утвержденных приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40, противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2 нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта, утверждённых приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40.

Взыскать с управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в пользу общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Опубликовать в газете «Биробиджанская звезда» сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.

Судья суда ЕАО С.А. Папулова