ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2016 от 30.05.2016 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-42/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2016 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре Настепанине В.Н.,

с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Лубышева В.В.,

административного истца <...> Г.В., представителя административных истцов <...> И.Н., представителя административного ответчика <...> районного Совета народных депутатов <...> области <...> С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <...> и <...> к <...> районному Совету народных депутатов о признании недействующим в части решения <...> районного Совета народных депутатов <...> области от <...> 2015 года № <...> «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от <...> 2008 года №<...>»,

установил:

Решением <...> районного Совета народных депутатов № <...> от <...> 2008 года утверждено Положение «О муниципальной службе в <...> районе» в новой редакции, которое официально опубликовано <...> 2008 года в районной газете «<...>», № <...>.

<...> 2015 года решением <...> районного Совета народных депутатов № <...> в Положение «О муниципальной службе в <...> районе» внесены изменения. Данное решение было обнародовано и размещено в сети Интернет на официальном сайте <...> района, <...>, <...> 2015 года.

<...> Г.В. и <...> Н.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к <...> районному Совету народных депутатов о признании недействующим пункта 1.5 решения <...> районного Совета народных депутатов <...> области от <...> 2015 года № <...> «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от <...> 2008 года №<...>» в части изменений, изложенных в новой редакции в пункте 3 статьи 22 Положения «О муниципальной службе в <...> районе», которая регулирует пенсионное обеспечение муниципального служащего.

Ссылаются на то, что в результате принятия оспариваемого решения муниципальная пенсия определена всем бывшим муниципальным служащим <...> района в размере <...> рублей независимо от категории, заработной платы, образования, стажа работы и занимаемой должности, что противоречит положениям статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статье 15 Закона <...> области «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы <...> области».

Данное решение в оспариваемой части затрагивает права <...> Г.В. и <...> Н.Н., как бывших муниципальных служащих, получающих пенсию за выслугу лет, размер которой уменьшился почти в <...> раза.

Указывают также на то, что административным ответчиком не был соблюден порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта в районной газете «<...>», в связи с чем он не подлежит применению.

В судебном заседании административный истец <...> Г.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям. Ссылалась на то, решение <...> районного Совета народных депутатов <...> области от <...> 2015 года принято неправомочным составом, так как за него проголосовало менее 2/3 от числа избранных депутатов.

Административный истец <...> Н.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом.

Представитель административных истцов <...> И.Н., действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика <...> районного Совета народных депутатов <...> области <...> С.А. возражала против удовлетворения иска, поскольку нормативный правовой акт принят в пределах полномочий <...> районного Совета народных депутатов, процедура принятия и обнародования оспариваемого нормативного правового акта ответчиком соблюдена. Полагала, что пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является доплатой к государственному пенсионному обеспечению, поэтому уменьшение размера выплат, с учетом финансовых возможностей районного бюджета, не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, показания свидетеля <...> В.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора <...> областной прокуратуры <...> В.В., полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Особенности организации муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих Орловской области урегулированы Законом Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

В соответствии со статьей 23 названного Закона Орловской области условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 1591-О, институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

В судебном заседании установлено, что <...> Г.В. замещала должность муниципальной службы <...> администрации <...> района <...> области, <...> Н.Н. замещал <...> администрации <...> района <...> области.

В связи с увольнением с занимаемых должностей на основании Положения «О муниципальной службе в <...> районе», утвержденного решением <...> районного Совета народных депутатов от <...> 2008 года № <...>, с <...> 2015 года <...> Г.В. была назначена пенсия за выслугу лет в размере <...> рублей <...> копеек, <...> Н.Н. - <...> рубля <...> копейка, как лицам, ранее замещавшим должности муниципальной службы в администрации <...> района <...> области.

Решением <...> районного Совета народных депутатов № <...> от <...> 2015 года были внесены изменения в Положение «О муниципальной службе в <...> районе», в соответствии с которыми статья 22 «Пенсионное обеспечение муниципального служащего» Положения изложена в новой редакции.

Пункт 3 статьи 22 названного Положения в редакции от <...> 2015 года предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет не может превышать 75 % среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), установленных в соответствии с федеральным законодательством о пенсионном обеспечении, и не может быть ниже <...> рублей. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,2 должностного оклада (0,65 денежного вознаграждения), установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 решения <...> районного Совета народных депутатов № <...> от <...> 2015 года предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, назначенные в соответствии с «Положением о муниципальной службе в <...> районе», утвержденным решением районного Совета народных депутатов от <...> 2008 года № <...>, до вступления в силу настоящего решения, подлежат перерасчету с учетом изменений, установленных настоящим решением, с 1 января 2016 года.

С учетом внесенных изменений размер пенсии за выслугу лет <...> Г.В. и <...> Н.Н. с 1 января 2016 года составил <...> рублей.

Проверяя доводы административного иска о правомерности внесения изменений в решение <...> районного Совета народных депутатов от <...> 2008 года № <...> «О положении «О муниципальной службе в <...> районе» в оспариваемой части, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 18 Устава <...> района <...> области (в редакции от 25.11.2011) предусмотрено, что районный Совет народных депутатов состоит из <...> депутатов, избираемых в соответствии с избирательной системой, установленной в части 2 статьи 7 настоящего Устава (т. 1 л.д. 192-217).

К полномочиям <...> районного Совета народных депутатов относится внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты районного Совета в соответствии с действующим законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 18.1 Устава <...> района <...> области).

Заседание районного Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 % от избранной численности депутатов районного Совета народных депутатов (ч. 5 ст. 18.3 Устава <...> района <...> области).

Согласно п. 1 статьи 42 Устава <...> района <...> области решения районного Совета народных депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета народных депутатов, если иное не установлено федеральным законом.

Из протокола № <...> заседания районного Совета народных депутатов четвертого созыва от <...> 2015 года установлено, что оспариваемое решение принято на заседании <...> районного Совета народных депутатов, на котором присутствовало из <...> депутатов <...>, то есть более половины от числа избранных депутатов.

Пунктом 7 повестки дня заседания рассматривался вопрос о внесении изменений в решение районного Совета народных депутатов от <...> 2008 года № <...> в Положение «О муниципальной службе в <...> районе», за принятие которого <...> депутатов проголосовали единогласно.

Как следует из показаний свидетеля <...> В.А., являющегося секретарем <...> районного Совета народных депутатов, заседание <...> 2015 года являлось правомочным, на нем депутатами было единогласно принято оспариваемое административными истцами решение.

Подготовка и вступление в силу муниципальных правовых актов <...> районного Совета народных депутатов предусмотрено статьей 47 Устава <...> района <...> области (в редакции от 25.11.2011), согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

Муниципальные правовые акты района вступают в силу со дня их подписания, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.

Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в газете «<...>».

Одновременно с опубликованием (обнародованием) текст муниципальных правовых актов размещается на официальном Интернет сайте района (<...>).

Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем помещения официальных текстов правовых актов в администрации района, библиотеке района и других учреждениях и организациях, находящихся на территории района, где возможен свободный доступ населения для ознакомления с правовыми актами.

В соответствии с названными положениями Устава <...> района <...> области решение <...> районного Совета народных депутатов от <...> 2015 года № <...> было обнародовано на информационном стенде, расположенном на 1 этаже в здании администрации <...> района в период с <...> ноября 2015 года по <...> декабря 2015 года и размещено на официальном Интернет-сайте <...> района <...> 2015 года.

С учётом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят <...> районным Советом народных депутатов в пределах его компетенции, при наличии кворума, и с соблюдением установленного порядка обнародован.

Как следует из объяснений административного ответчика, а также финансово-экономического обоснования к проекту оспариваемого решения, на 2015 год бюджет <...> района являлся дотационным, доля собственных доходов составила 26 процентов, исполнение доходной части бюджета запланировано на 76 процентов. На 2016 год прогнозируется дефицит бюджета, в связи с чем сложившаяся социально-экономическая ситуация требует принятия правовых актов, снижающих нагрузку на бюджет. При принятии проекта решения нагрузка на бюджет будет снижена на 37 процентов в месяц, что позволит частично снизить планируемый дефицит бюджета (т. 1 л.д. 190).

Из представленного административным ответчиком расчета денежных средств, необходимых для выплаты пенсии за выслугу лет, экономия бюджетных средств в 2016 году в связи с внесением изменений в существующий порядок назначения пенсии за выслугу лет составит <...> рублей (т. 1 л.д. 156).

С учетом того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что районный Совет народных депутатов вправе с учетом бюджетных возможностей изменить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим, в том числе в отношении ранее назначенных пенсий.

Кроме того, поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих <...> района <...> области, в том числе <...> Г.В. и <...> Н.Н.

Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение <...> районного Совета народных депутатов от <...> 2015 года № <...> «О внесении изменений в решение <...> районного Совета народных депутатов от <...> 2008 года № <...> «О положении «О муниципальной службе в <...> районе» принято <...> районным Советом народных депутатов в пределах предоставленных ему полномочий, процедура его принятия соблюдена, в установленном порядке обнародован, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления <...> и <...> к <...> районному Совету народных депутатов о признании недействующим в части решения <...> районного Совета народных депутатов <...> области от <...> 2015 года № <...> «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от <...> 2008 года №<...>» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 8 июня 2016 года.

Председательствующий Л.В. Майорова