ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2017 от 03.02.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2017 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре Усенко А.О.,

с участием:

прокуратуры Самарской области в лице прокурора Кабановой Е.Ю.,

представителя административного ответчика Правительства Самарской области ФИО1,

представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Самара ФИО2,

представителя заинтересованного лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара ФИО3,

представителя заинтересованного лица Думы г.о. Самара ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-42/2017 по административному исковому заявлению прокурора Самарской области о признании недействующими п. 4 Постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», раздела 1У.1 региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 (в редакции от 03.11.2016) и абзаца второго раздела 1У указанной региональной программы в части,

у с т а н о в и л:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства постановлением Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области. В разделе 1У паспорта Региональной программы определено, что в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации Программы органами местного самоуправления городских округов, поселений Самарской области (далее - органы местного самоуправления) приняты решения о сносе или реконструкции в порядке, установленном разделом IV.I настоящей Программы. Многоквартирные дома, в отношении которых органами местного самоуправления приняты соответствующие решения, в том числе в рамках муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления до вступления в силу порядка, установленного разделом IV.I настоящей Программы, подлежат исключению из Программы при ее очередной актуализации. Однако, указанная норма региональной программы не отвечает признакам определенности. Данная норма не определяет порядок принятия, вид и форму решения о сносе или реконструкции многоквартирного дома, а определяет только орган, уполномоченный на такое решение. В 2016 году из Региональной программы необоснованно исключены 2 339 многоквартирных домов г.о. Самара. Данные дома исключены из региональной программы в рамках ее очередной актуализации постановлением Правительства Самарской области от 19.04.2016г. №180. В качестве решения о сносе и реконструкции Правительством области рассмотрено решение Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540 «Об утверждении адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара». Однако, указанная адресная программа г.о. Самара не может быть отнесена к решению о сносе или реконструкции многоквартирных домов, которое является основанием для исключения из региональной программы на основании п. 1 ч.2 ст. 168 ЖК РФ. Адресная программа является целевой и не предусматривает финансирование мероприятий. Данная программа необходима для реализации ст.ст. 46.1-46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержит адресный перечень многоквартирных домов, планируемых для сноса и реконструкции на основании договоров о развитии застроенных территорий, заключенных по результатам проведенных аукционов на право заключения соответствующих договоров. Принимая решение об исключении домов из Региональной программы, Правительство области не обладало сведениями о том, принято ли органами местного самоуправления г.о. Самара решение о развитии застроенной территории, заключен ли договор о развитии застроенной территории, предусматривающий снос или реконструкцию многоквартирных домов, расположенных на застроенной территории.

Незаконное решение Правительства области об исключении многоквартирных домов г.о. Самара из Региональной программы нарушает законные интересы граждан – собственников помещений указанных домов, так как в настоящее время не формируются фонды капитального ремонта данных многоквартирных домов, что впоследствии может привести к невозможности проведения капитального ремонта общего имущества домов и соответственно к нарушению жилищных прав граждан.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», исключенные на основании адресной программы г.о. Самара многоквартирные дома, восстановлены в Региональной программе с ранее запланированными видами и сроками выполнения работ.

Вместе с тем, в нарушение требований закона пунктом 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. определено, что постановление вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу изменений в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара от 20.03.2008 г. № 540 в части исключения из нее соответствующих многоквартирных домов (отдельного многоквартирного дома), указанных в приложении №1 к данному постановлению.

Таким образом, Правительством области незаконно определено основание включения указанных многоквартирных домов в Региональную программу – исключение их из адресной городской программы, пункт 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 противоречит п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.

Прокурором области 29.08.2016 г. внесено представление Председателю Правительства Самарской области, однако акт прокурорского реагирования удовлетворен не был.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор, с учетом уточнений, просит суд признать не соответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункт 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в части слов «но не ранее дня вступления в силу изменений в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденную решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540, в части исключения из нее многоквартирных домов (отдельного многоквартирного дома), указанных в приложении №1 к настоящему постановлению;

- абзац второй раздела 1У «Перечень программных мероприятий» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707, в части слов «Многоквартирные дома, в отношении которых органами местного самоуправления приняты соответствующие решения, в том числе в рамках муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления до вступления в силу порядка, установленного разделом 1У.1 настоящей Программы, подлежат исключению из Программы при ее очередной актуализации»;

- раздел 1У.1 «Порядок принятия решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707.

Представитель административного истца прокуратуры Самарской области - прокурор Кабанова Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в уточненном административном иске.

Представитель административного ответчика Правительства Самарской области - ФИО1 в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, принят в строгом соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ. Он устанавливает порядок принятия решения о сносе и реконструкции многоквартирных домов (в части определения уполномоченного органа – органа местного самоуправления в Самарской области), а также фиксирует запрет включения подобных домов в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области. Тот факт, что в градостроительном законодательстве используется термин «планируемые» по отношению к многоквартирным домам, подлежащим сносу или реконструкции, включенным в муниципальные адресные программы не имеет решающего значения, поскольку фактически любая программа, в том числе государственная программа Самарской области, представляет собой определенный план (план действий по достижению каких-либо запланированных показателей). Однако, это не отменяет ее нормативного содержания и не ставит под сомнение ее статуса нормативного правового акта. Это в полной мере относится и к адресной программе. Ее содержание представляет собой перечень домов, подлежащих сносу или реконструкции, что совпадает с предметом требуемого решения о сносе или реконструкции домов. При этом, отсутствие в нормативном правовом акте Самарской области детального порядка принятия муниципальных адресных программ, утверждаемых в соответствии с п.2 ч.3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ не препятствует их принятию, о чем свидетельствует факт существования адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденной решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №540, легитимность которой не оспаривается прокуратурой Самарской области.

Представители заинтересованных лиц - Администрации г.о. Самара – ФИО2, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара - ФИО3, Думы г.о. Самара - ФИО4 в судебном заседании требования прокурора Самарской области поддержали.

Присутствовавшие до перерыва в судебном заседании представители заинтересованных лиц - Администрации г.о. Самара – ФИО5 и Департамента градостроительства г.о. Самара - ФИО6 требования прокурора Самарской области также поддержали.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно ст. 1 Устава Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006 г. Самарская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации.

Государственно-правовой статус Самарской области в силу ст. 2 Устава определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Самарской области.

Систему органов государственной власти области на основании ст. 59 Устава Самарской области составляют законодательный (представительный) орган области - Самарская Губернская Дума, высшее должностное лицо области - Губернатор Самарской области, высший исполнительный орган области - Правительство Самарской области и иные органы исполнительной власти области.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области», принятого Самарской Губернской Думой 27.09.2011 г. Правительство Самарской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, законов и иных нормативных правовых актов Самарской области на территории Самарской области.

Статьей 6 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» определено, что Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Самарской области. Акты по оперативным, организационно-распорядительным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Судом установлено, что постановлением Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. утверждена «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 вместе с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области и приложения к ней опубликованы на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 29.11.2013, в газете «Волжская коммуна», N 399(28815), 04.12.2013, "Волжская коммуна", N 409(28825), 11.12.2013.

Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в целях реализации Закона Самарской области "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).

Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ст. 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3).

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса РФ.

Статьей 167 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определены Законом Самарской области №60-ГД от 21.06.2013 г. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

Подпунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона к полномочиям Правительства Самарской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества отнесено утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена постановлением Правительства Самарской области во исполнение полномочий, предоставленных ему Законом Самарской области, что соответствует ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, в силу которой порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена и не оспорена.

Согласно паспорту Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области целью Региональной программы является улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а задачами – эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Региональной программой предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области №180 от 19.04.2016 г. из Региональной программы капитального ремонта в рамках ее очередной актуализации были исключены многоквартирные дома, перечисленные в Приложении к адресной программе сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденной решением Думы г.о. Самара №540 от 20.03.2008 г.

Постановлением Правительства Самарской области №370 от 12.07.2016 г. в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» внесены изменения, в Региональную программу капитального ремонта включены многоквартирные дома, планируемые к сносу и реконструкции на территории г.о. Самара, перечисленные в Приложении к адресной программе сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденной решением Думы г.о. Самара №540 от 20.03.2008 г., с ранее запланированными видами и сроками выполнения работ.

Пунктом 4 вышеуказанного постановления определено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу изменений в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории городского округа Самара, утвержденную решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 540, в части исключения из нее многоквартирных домов (отдельного многоквартирного дома), указанных в приложении 1 к настоящему постановлению.

Постановление Правительства Самарской области №370 от 12.07.2016 г. опубликовано на официальном интернет – портале правовой информации http://www.pravo.gov. ru, 14.07.2016 и в газете «Волжская коммуна», N 177 (29723), 14.07.2016.

Постановлением Правительства Самарской области N 627 от 03.11.2016 г. в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» внесены изменения, абзац второй раздела IV "Перечень программных мероприятий" изложен в следующей редакции: "В вышеуказанный перечень не включаются дома, в которых имеется менее чем три квартиры, а также многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации Программы органами местного самоуправления городских округов, поселений Самарской области (далее - органы местного самоуправления) приняты решения о сносе или реконструкции в порядке, установленном разделом IV.I настоящей Программы. Многоквартирные дома, в отношении которых органами местного самоуправления приняты соответствующие решения, в том числе в рамках муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления до вступления в силу порядка, установленного разделом IV.I настоящей Программы, подлежат исключению из Программы при ее очередной актуализации."

Региональная программа дополнена разделом IV.I "Порядок принятия решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области" следующего содержания:

«Настоящий порядок разработан в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирует вопросы принятия решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, в целях формирования перечня многоквартирных домов, в отношении которых на период реализации Программы планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

Решения о сносе или реконструкции многоквартирных домов принимаются органами местного самоуправления. Механизм и процедуры принятия органами местного самоуправления решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решения о сносе или реконструкции многоквартирных домов принимаются органами местного самоуправления в форме муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления в соответствии пунктом 2 части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации."

Постановление Правительства Самарской области N 627 от 03.11.2016 г. опубликовано на официальном интернет – портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.11.2016 и в газете" Волжская коммуна", N 295(29841), 08.11.2016.

Обращаясь с настоящим иском, прокурор Самарской области указывает, на то, что вышеизложенные положения Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области противоречат требованиям ст. 168 Жилищного кодекса РФ, то есть положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также не отвечают признакам определенности.

Сопоставив предписания Региональной программы в их системном единстве с положениями федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, суд приходит к выводу о том, что доводы прокурора Самарской области нашли свое подтверждение. При этом суд исходит из следующего.

Частью 1 ст. 168 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.

Полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на Правительство Российской Федерации (статьи 12, 15, 32).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения определено, что решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) на основании заключения межведомственной комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Судом установлено, что решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540 (ред. от 20.12.2016) утверждена «Адресная программа сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара».

Согласно паспорту Адресной программы ее целью является реконструкция и снос многоквартирных домов, расселение жителей, проживающих в жилищном фонде, планируемом к сносу в городском округе Самара. Реализация Программы должна обеспечить достижение следующих показателей: создание условий для принятия решений о развитии застроенных территорий г.о. Самара, выполнение государственных и муниципальных обязательств по переселению граждан из ветхих жилых помещений.

Из преамбулы Адресной программы следует, что она утверждена в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Понятие градостроительной деятельности дано в статье 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены в том числе, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. После чего, проводится аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории, заключается договор о развитии застроенной территории, который реализуется и застройщику предоставляется земельный участок, на территории которого будет осуществляться градостроительный проект.

Таким образом, адресная программа - это долгосрочное планирование мероприятий по сносу и реконструкции многоквартирных домов, в случае если принято решение о развитии застроенной территории.

Изложенное свидетельствует о том, что между понятиями «многоквартирные дома, признанные в установленном порядке подлежащими сносу или реконструкции», которые в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ не включаются в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и «адресная программа планируемых к сносу и реконструкции многоквартирных домов», которая утверждается представительным органом местного самоуправления в целях реализации решений о развитии застроенной территории, в порядке, предусмотренном ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ имеются существенные отличия и данные понятия не тождественны, как утверждает в своих возражениях на иск административный ответчик.

Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что в отношении многоквартирных домов, включенных в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденную решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540 (ред. от 20.12.2016 ) не принимались решения о сносе или реконструкции, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47. Указанные многоквартирные дома не обследовались, межведомственная комиссия не создавалась, соответствующее заключение ею не составлялось, распоряжение с указанием о дальнейшем использовании многоквартирных домов, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания их подлежащими сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ не принималось.

Вышеизложенные обстоятельства подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО , работающий заместителем руководителя Управления развития Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара (л.д. ).

Таким образом, суд приходит к выводу, что абзац второй раздела 1У «Перечень программных мероприятий» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707, ( в редакции от 03.11.2016) в части слов «в том числе в рамках муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления до вступления в силу порядка, установленного разделом 1У.1 настоящей Программы» противоречит п.1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, поскольку основанием для исключения многоквартирных домов из Региональной программы капитального ремонта является не муниципальная адресная программа, утвержденная в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях принятия решений о развитии застроенной территории, а решение о сносе или реконструкции конкретного многоквартирного дома определяющее порядок, сроки и финансирование данных мероприятий.

Вместе с тем, суд полагает, что вышеуказанный абзац в части слов «Многоквартирные дома, в отношении которых органами местного самоуправления приняты соответствующие решения подлежат исключению из Программы при ее очередной актуализации» соответствует п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, согласно которого в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта приняты решения о сносе или реконструкции.

Как было указано выше, п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ предусмотрено, что порядок принятия решения о сносе или реконструкции многоквартирных домов устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени Правительством Самарской области не издан нормативный правовой акт определяющий порядок принятия решения о сносе или реконструкции многоквартирных домов на территории Самарской области.

При этом, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 (в редакции от 03.11.2016) «Порядок принятия решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области», в той формулировке, которая изложена в Разделе 1У.1 региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области не определяет механизм и процедуру принятия указанных решений, а, делегирует органам местного самоуправления полномочия по изданию нормативного правового акта, устанавливающего этот порядок (в отсутствие нормативного правового акта по перераспределению указанных полномочий), что противоречит положениям п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ. Поскольку само изложение оспариваемой нормы не позволяет признать ее недействующей в части, суд приходит к выводу о необходимости признания противоречащим законодательству и недействующим всего Раздела 1У.1 региональной программы.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в случае признания указанных положений недействующими порядок принятия решений о сносе и реконструкции многоквартирных домов вообще не будет урегулирован нормативными правовыми актами Самарской области, несостоятельны, поскольку препятствий для издания нормативного правового акта соответствующего положениям федерального законодательства у Правительства Самарской области не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации установлен федеральным законодателем в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации".

Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

В соответствии со ст. 100 Устава Самарской области порядок принятия, подписания, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Самарской области определяется законодательством Самарской области в соответствии с федеральным законодательством

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона Самарской области "О Правительстве Самарской области" постановления Правительства области, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном Законом Самарской области "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области".

В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" №3-ГД от 10.05.1995 г. нормативные правовые акты Правительства Самарской области направляются для официального опубликования председателем Правительства Самарской области. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Волжская коммуна", "Российская газета", "Самарские известия" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Самарской области в подразделе "Официальное опубликование" раздела "Документы" (www.pravo.samregion.ru). Нормативные правовые акты подлежат обязательному размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном действующим законодательством.

Статьей 9 Закона Самарской области №3-ГД от 10.05.1995 г. определено, что законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или другими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законы и другие нормативные правовые акты Самарской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в порядке, установленном федеральным законом.

Юридико-техническая конструкция правовой нормы должна отвечать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающим из положений статьи 19 Конституции Российской Федерации.

Неясность и неоднозначное толкование нормативного правового акта или его части является самостоятельным основанием для признания нормативного правового акта или его части противоречащими федеральному законодательству и недействующими (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

Из буквального толкования оспариваемого прокурором в части пункта 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» следует, что данное постановление вступает в силу под условием, а именно – после внесения изменений в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденную решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540, исключения из указанной адресной программы многоквартирных домов (отдельного многоквартирного дома), указанных в приложении №1 к постановлению от 12.07.2016 г. №370, и вступления в силу данных изменений.

Вместе с тем, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации", Уставом Самарской области, Законом Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области", Законом Самарской области "О Правительстве Самарской области" не предусмотрен порядок вступления в силу нормативного правового акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации под условием внесения изменений в нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления и вступления его в силу.

Таким образом, оспариваемая прокурором в части норма п. 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 не отвечает признакам определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

Учитывая, что оспариваемые прокурором Самарской области нормы противоречат положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также не отвечают признакам определенности, суд полагает, что требование заявителя является частично обоснованным, и в соответствии со ст. 215 КАС РФ подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункт 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в части слов «но не ранее дня вступления в силу изменений в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденную решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540, в части исключения из нее многоквартирных домов (отдельного многоквартирного дома), указанных в приложении №1 к настоящему постановлению»;

- абзац второй раздела 1У «Перечень программных мероприятий» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 (в редакции от 03.11.2016) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в части слов «в том числе в рамках муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления до вступления в силу порядка, установленного разделом 1У.1 настоящей Программы»;

- раздел 1У.1 «Порядок принятия решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 (в редакции от 03.11.2016) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора Самарской области - удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункт 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 г. №370 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в части слов «но не ранее дня вступления в силу изменений в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самара, утвержденную решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №540, в части исключения из нее многоквартирных домов (отдельного многоквартирного дома), указанных в приложении №1 к настоящему постановлению»;

- абзац второй раздела 1У «Перечень программных мероприятий» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 (в редакции от 03.11.2016) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в части слов «в том числе в рамках муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления до вступления в силу порядка, установленного разделом 1У.1 настоящей Программы»;

- раздел 1У.1 «Порядок принятия решений о сносе или реконструкции многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области» региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 (в редакции от 03.11.2016) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

Обязать Правительство Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Волжская коммуна».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08.02.2017 г.

Судья: С.Н. Ласковская