ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2021 от 04.03.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-42/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2021 года                                                                  город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.

при секретарях Расторгуевой Л.О., Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 21 марта 2019 г. № 15 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение»,

У С Т А Н О В И Л:

муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области (далее также администрация, административный истец), обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 21 марта    2019 г. № 15 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (далее также Положение).

Администрация просила признать недействующими:

- пункты 1 и 2 части 1 статьи 4;

- пункт 3 части 1 статьи 4 в части слов «исполнительный орган»;

- часть 3 статьи 4;

- пункт 3 части 4 статьи 4 в части слов «на основании постановления Главы»;

- пункт 4 части 4 статьи 4 в части слов «на основании постановления Главы»;

- пункт 9 части 4 статьи 4;

- часть 1 статьи 7 в части слов «, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

- абзац 1 статьи 8;

- часть 5 статьи 9 в части слов «и Главы»;

- часть 7 статьи 9 в части слов «, а Комитет Главу,»

- часть 2 статьи 10;

- часть 3 статьи 11 в части слов «и Главы»;

- часть 1 статьи 12;

- часть 3 статьи 12 в части слов «с согласия Главы»;

- часть 3 статьи 13;

- часть 3 статьи 14;

- часть 4 статьи 14 в части слов «, которая утверждается постановлением Главы»;

- абзац 1 статьи 15 в части слов «, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

- часть 1 статьи 16 в части слов «и решениями Совета»;

- абзац 1 части 2 статьи 16 в части слов «на основании постановления Главы от своего имени»;

- пункт «а» части 2 статьи 16 в части слов «решениями Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

- пункт «б» части 2 статьи 16;

- пункт «в» части 2 статьи 16 в части слов «и решениями Совета»;

- часть 2 статьи 17 в части слов «по поручению Главы»;

- часть 7 статьи 17 в части слова «Советам»;

- часть 2 статьи 18 в части слов «по поручению Главы»;

-часть 7 статьи 18 в части слова «Советом» Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 21 марта   2019 г. № 15.

В обоснование заявленных требований администрация указала, что является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку в соответствии с положениями Устава муниципального образования «Старомайнский район», Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» администрация поселения не образуется, исполнение полномочий администрации городского поселения в полном объеме, в том числе, по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение», осуществляется администрацией муниципального образования «Старомайнский район».

Оспариваемые положения противоречат нормам Федерального закона от            6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Старомайнский район», Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение», поскольку относят к полномочиям Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» и Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» согласование вопросов приобретения и распоряжения имуществом, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение», поскольку Совет депутатов вправе управлять и распоряжаться лишь средствами местного бюджета, направленных на обеспечение деятельности самого представительного органа и депутатов. Осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжением от имени муниципального образования имуществом, отнесено к компетенции администрации района, которая является единственным исполнительным органом муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске доводам, дав аналогичные иску пояснения.

Представители административного ответчика Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области ФИО2, ФИО3  просили в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемое решение было принято Советом депутатов в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Полагали, что решение актам в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью поселения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Старомайнский район» ФИО4 заявленные требования считала подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.              № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» в соответствии с его Уставом является Совет депутатов.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом депутатов в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к вопросу о соблюдении процедуры принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Подпунктом «в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В пунктах 29, 30 Постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.

При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Частью 1 статьи 24 Устава муниципального образования предусмотрено, что совет депутатов поселения состоит из 12 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей численности депутатов, установленной настоящим Уставом.

Как указано в частях 1 и 2 статьи 26 Устава муниципального образования, порядок организации деятельности Совета депутатов определяется настоящим Уставом и Регламентом, утверждаемым Советом депутатов. Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях.

Согласно пункту 10.10 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», утвержденного решением Совета депутатов 12 августа 2009 г., решение Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, установленного Уставом для Совета, если иное не установлено действующим законодательством или Уставом поселения.

Как закреплено в части 3 статьи 37 Устава (в редакции решения от 29 сентября 2017 г. № 20), решения Совета депутатов поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности Совета депутатов поселения, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и настоящим Уставом поселения.

Поскольку установленное количество депутатов поселения согласно Уставу составляет 12, то решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 7 депутатов, как большинство от 12.

Из протокола заседания Совета депутатов от 21 марта 2019 г. видно, что из 12 избранных, а действующих 11 депутатов на заседании присутствовало 8 депутатов.

Как следует из протокола заседания Совета депутатов от 21 марта 2019 г., третьим вопросом повестки дня являлся вопрос об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования  «Старомайнское городское поселение».

В протоколе зафиксировано, что в рамках голосования по указанному вопросу все присутствующие депутаты проголосовали «ЗА» единогласно.

Решение опубликовано в печатном издании «Старомайнские известия» № 13 от 29 марта 2019 г.

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 4 Положения «От имени муниципального образования «Старомайнское городское поселение» права собственника в отношении муниципального имущества в пределах компетенции, определенной Уставом муниципального образования «Старомайнский район», Уставом муниципального образования «Старомайнское городское поселение», настоящим Положением осуществляют:

1) представительный орган - Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (далее по тексту - Совет);

2) высшее должностное лицо - Глава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (далее по тексту - Глава).

В пункте 3 части 1 статьи 4 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Старомайнский район» указан в качестве исполнительного органа.

Согласно части 3 статьи 4 Положения «3. Глава:

1) управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, Уставом муниципального образования «Старомайнское городское поселение», настоящим Положением;

2) определяет цели и задачи, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, организаций и учреждений муниципального образования «Старомайнское городское поселение», утверждает их Уставы;

3) назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, организаций и учреждений муниципального образования «Старомайнское городское поселение», заслушивает отчеты об их деятельности в установленном порядке;

4) принимает решение о включении в состав муниципальной собственности имущества, находящегося на территории муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

5) принимает решение о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

6) принимает решение по заключению договоров залога муниципального имущества;

7) осуществляет иные полномочия и (или) функции, предоставленные ему действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, Уставом муниципального образования «Старомайнское городское поселение».».

В пунктах 3, 4 части 4 статьи 4 Положения указано: Комитет: «на основании постановления Главы совершает сделки с муниципальным имуществом, в том числе с приватизацией (национализацией) земельных участков, переоформлением прав на земельные участки, выкупом земельных участков для муниципальных нужд, и выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков; на основании постановления Главы заключает договоры купли-продажи и аренды земельных участков».

Согласно пункту 9 части 4 статьи 4 Положения «Комитет ежегодно отчитывается перед Советом об эффективности использования муниципального имущества».

В части 1 статьи 7 Положения указано: «В соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Комитетом осуществляются следующие способы управления муниципальным имуществом:».

Согласно абзацу 1 статьи 8 Положения «Закрепление объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение или оперативное управление осуществляется на основании постановления Главы».

Согласно части 5 статьи 9 Положения «Арендатор вправе передавать арендуемое имущество в субаренду только с письменного согласия Комитета и Главы.».

В части 7 статьи 9 Положения указано: «Арендатор обязан письменно уведомить Комитет, а Комитет Главу, о досрочном расторжении договора субаренды.».

Согласно части 2 статьи 10 Положения «Предоставление имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов осуществляется на основании постановления Главы.».

Согласно части 3 статьи 11 «Залог муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляется ими только с письменного согласия Комитета и Главы.».

В соответствии с частью 1 статьи 12 Положения «Передача объектов муниципальной собственности в доверительное управление осуществляется на основании постановления Главы.».

В части 3 статьи 12 Положения указано: «Договоры о передаче объектов муниципального имущества муниципального образования «Старомайнское городское поселение» в доверительное управление заключаются Комитетом с согласия Главы.».

Согласно части 3 статьи 13 Положения «Решение об отчуждении недвижимого муниципального имущества принимает Совет.».

Согласно части 3 статьи 14 Положения «Решение о приобретении объектов недвижимого муниципального имущества принимает Совет.».

В части 4 статьи 14 Положения указано: «Приобретение муниципального имущества осуществляет специально созданная аукционная (конкурсная) Комиссия, которая утверждается постановлением Главы.».

В абзаце 1 статьи 15 Положения указано: «Управление муниципальным имуществом иными способами, не предусмотренными настоящим Положением, осуществляется Комитетом в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение» в пределах полномочий.».

Согласно части 1 статьи 16 Положения «Комитет осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение» пакетами акций (паями, долями) в уставном капитале хозяйствующих субъектов в соответствии с федеральным законодательством и решениями Совета.

В абзаце 1 части 2 статьи 16 Положения указано: «Комитет на основании постановления Главы от своего имени:».

В пункте «а» части 2 статьи 16 Положения указано: «а) заключает договоры купли-продажи, передачи в залог, в доверительное управление акций (паев, долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение», а также об использовании акций, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение», в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых программ, в соответствии с федеральным законодательством, решениями Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;».

Согласно пункту «б» части 2 статьи 16 Положения «вносит предложения Главе о приобретении в собственность муниципального образования «Старомайнское городское поселение» акций (паев, долей) в уставных капиталах хозяйствующих субъектов в целях усиления участия в этих хозяйствующих субъектах, а также долей в общей долевой собственности юридических и физических лиц в соответствии с федеральным законодательством и решениями Совета;».

В пункте «в» части 2 статьи 16 Положения указано: «в) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и решениями Совета.».

В части 2 статьи 17 Положения указано: «Разработка Программы осуществляется по поручению Главы Комитетом в соответствии с принятыми Программами социально-экономического развития муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

В части 7 статьи 17 Положения указано: «Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается Советом в соответствии с Программой приватизации муниципального имущества.».

В части 2 статьи 18 Положения указано: «Разработка Программы осуществляется по поручению Главы Комитета в соответствии с принятыми Программами социально-экономического развития муниципального образования «Старомайнское городское поселение».».

В части 7 статьи 18 Положения указано: «Решение об условиях национализации не муниципального имущества принимается Советом в соответствии с Программой национализации не муниципального имущества.».

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г.              № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г.              № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 132 Конституции Российской Федерации, статья 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Положениями статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2); средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3).

Из материалов дела следует, при утверждении оспариваемого Положения Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» исходил из полномочий, предоставленных ему статьей 25 Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» к полномочиям Совета депутатов относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города поселения.

А к полномочиям администрации муниципального образования «Старомайнский район» в соответствии с Уставом муниципального образования «Старомайнский район» при выполнении полномочий администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение» относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения в порядке, установленном Советом депутатов поселения (пункт 4 части 4.1 статьи 28 Устава муниципального образования «Старомайнский район»).

Из содержания оспариваемых административным истцом норм Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение» следует, что приобретение, отчуждение и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Старомайнского городского поселения, а также его залог, сдача в аренду, другие виды распоряжения подлежат согласованию с Главой муниципального образования, Советом депутатов муниципального образования, осуществляющими функции собственника по отношению к муниципальному имуществу.

В соответствии с абзацем вторым части 15 статьи 35 Федерального закона от      6 октября 2002 г. № 131-ФЗ управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г.     № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Таким образом, иные полномочия представительного органа могут быть установлены уставами муниципальных образований, при условии, что такие полномочия содержатся в федеральном законе.

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предполагает разработку лишь механизмов реализации, с помощью которых уполномоченное лицо будет осуществлять непосредственное управление и распоряжение имуществом и не предполагает его реализацию самим представительным органом местного самоуправления, в том числе путем согласования совершения сделок с муниципальным имуществом.

В части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. содержатся собственные полномочия Главы муниципального образования.

Уставом муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (часть 2 статьи 31) предусмотрено избрание главы поселение из состава Совета депутатов поселения.

В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя (пункт 3 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г.      № 131-ФЗ).

Являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, глава муниципального образования осуществляет как собственные полномочия по решению вопросов местного значения (часть 1, пункт 3 части 2, часть 4 статьи 36, часть 4 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ»), так и полномочия председателя представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Перечень полномочий Главы муниципального образования, указанных в приведенных нормах, является исчерпывающим, полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Глава муниципального образования не наделен.

Таким образом, наделение Главу муниципального образования «Старомайнское городское поселение» и Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» полномочиями по согласованию сделок с муниципальным имуществом и связанными с этим согласованием иными полномочиями является иным дополнительным полномочием, не отнесенным ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ни каким-либо другим федеральным законом к вопросам организации деятельности главы муниципального образования поселения и представительного органа муниципального образования поселения.

В связи с этим Положение не может устанавливать иные дополнительные полномочия Главы и представительного органа муниципального образования поселения в нарушение положений Федерального закона от 6 октября 2003 г.             № 131-ФЗ, а также Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Закрепление оспариваемых полномочий главы и представительного органа муниципального образования противоречит конституционному принципу разделения властей, определенному в статье 10 Конституции Российской Федерации, и представляет собой вмешательство в деятельность органа местного самоуправления при принятии им решений, лишает администрацию, как исполнительный орган власти, права самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, то есть решать вопросы местного значения.

Следует также отметить, что указание в пункте 3 части 1 статьи 4 Положения на Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Старомайнский район» как на исполнительный орган является некорректным, поскольку исполнительным органом является администрация муниципального образования «Старомайнский район», а Комитет является её отраслевым органом.

Устав муниципального образования «Старомайнский район» хотя и не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к оспариваемому Положению, но вопреки доводам административного ответчика об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным иском, подтверждает то обстоятельство, что администрация муниципального образования «Старомайнский район» является субъектом отношений в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение». Уставом муниципального образования «Старомайнское городское поселение» предусмотрено, что администрация поселения не образуется, полномочия администрации поселения исполняет администрация муниципального образования «Старомайнский район» в полном объеме, что также предусмотрено и Уставом муниципального образования «Старомайнский район», согласно которому к полномочиям администрации района относится, помимо прочих, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Доводы административного ответчика об исключительной компетенции Совета депутатов по утверждению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, не могут быть приняты в качестве оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку содержание такого порядка в любом случае должно соответствовать нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не противоречить им. Исключительная компетенция Совета депутатов по вопросу принятия и утверждения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, наделяет лишь представительный, а не какой-либо иной орган муниципального образования полномочиями по его изданию.

Доводы административного ответчика об образовании правовых пробелов в оспариваемом Положении при удовлетворении административного искового заявления не свидетельствуют о необоснованности иска и невозможности его удовлетворения, поскольку именно административный ответчик наделен полномочиями как по принятию решения об утверждении порядка, так и по внесению в него соответствующих изменений.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого решение подлежит признанию недействующим, суд исходит из того, что нормативный правовой акт был принят без соблюдения норм законодательства, имеющего большую юридическую силу, его положения в оспариваемой части не применялись, а потому считает необходимым признать оспариваемое решение недействующим с момента его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 21 марта    2019 г. № 15 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункты 1 и 2 части 1 статьи 4;

- пункт 3 части 1 статьи 4 в части слов «исполнительный орган»;

- часть 3 статьи 4;

- пункт 3 части 4 статьи 4 в части слов «на основании постановления Главы»;

- пункт 4 части 4 статьи 4 в части слов «на основании постановления Главы»;

- пункт 9 части 4 статьи 4;

- часть 1 статьи 7 в части слов «, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

- абзац 1 статьи 8;

- часть 5 статьи 9 в части слов «и Главы»;

- часть 7 статьи 9 в части слов «, а Комитет Главу,»

- часть 2 статьи 10;

- часть 3 статьи 11 в части слов «и Главы»;

- часть 1 статьи 12;

- часть 3 статьи 12 в части слов «с согласия Главы»;

- часть 3 статьи 13;

- часть 3 статьи 14;

- часть 4 статьи 14 в части слов «, которая утверждается постановлением Главы»;

- абзац 1 статьи 15 в части слов «, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

- часть 1 статьи 16 в части слов «и решениями Совета»;

- абзац 1 части 2 статьи 16 в части слов «на основании постановления Главы от своего имени»;

- пункт «а» части 2 статьи 16 в части слов «решениями Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»;

- пункт «б» части 2 статьи 16;

- пункт «в» части 2 статьи 16 в части слов «и решениями Совета»;

- часть 2 статьи 17 в части слов «по поручению Главы»;

- часть 7 статьи 17 в части слова «Советам»;

- часть 2 статьи 18 в части слов «по поручению Главы»;

-часть 7 статьи 18 в части слова «Советом»

Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Старомайнское городское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 21 марта   2019 г. № 15.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                       Н.А. Пулькина