ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2021 от 12.05.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2021-000033-84

Дело №3а-42/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Благовещенск 12 мая 2021 г.

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Копыциной Н.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., представителя административного истца Железняковой В.В., представителя административного ответчика Тындинской городской Думы Ширшовой О.А., представителя заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Елистратовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомина А. К. к Тындинской городской Думе о признании не действующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Фомин А.К. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 г. № 221-Р-ТГД-VI принят Устав города Тынды от 26 декабря 2014 г. № 42-НПА, который зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 26 января 2015 г., опубликован в газете «Авангард» 3 февраля 2015 г. № 4. Административной истец Фомин А.К. как житель города Тынды является субъектом правоотношений, регулируемых Уставом города Тынды. Административный истец работает <данные изъяты>. Пунктом 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды определено, что к полномочиям председателя Тындинской городской Думы отнесено определение размеров и условий оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды. Приведенная норма Устава города Тынды была введена нормативным правовым актом города Тынды от 21 декабря 2019 г. № 34-НПА, принятым решением Тындинской городской Думы от 21 декабря 2019 г. № 189-Р-ТГД-VII, опубликованным в газете «Авангард» 9 января 2020 г. На момент предъявления административного иска указанная норма не применяется. Оплата труда административного истца Тындинской городской Думой производится с доплатой до минимального размера оплаты труда за счет средств из других источников. Однако статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статьей 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с БК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Устава города Тынды во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 32 этого же Устава именно Тындинская городская Дума, состоящая из 20 депутатов, является коллегиальным органом местного самоуправления, а не председатель Тындинской городской Думы, который является лишь одним из 20 депутатов, наделенным как председатель Тындинской городской Думы полномочиями, установленными статьей 34 Устава города Тынды. Издаваемые им распоряжения и постановления по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы (пункт 12 части 1 статьи 34 Устава) в силу статьи 96 Устава города Тынды не входят в систему муниципальных правовых актов и в связи с этим не имеют обязательности исполнения (статьи 94 и 95 Устава города Тынды). При этом согласно пункту 2.7 Положения «О муниципальных правовых актах города Тынды», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 12 апреля 2012 г. № 464, принятым в рамках предоставленных Тындинской городской Думе пунктом 19 части 3 статьи 31 Устава города Тынды полномочий, муниципальные правовые акты по организационным вопросам не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер. Отсюда следует, что введение нормативным правовым актом города Тынды от 21 декабря 2019 г. № 34-НПА в часть 1 статьи 34 Устава города Тынды пункта 13.1, которым отнесено к полномочиям председателя Тындинской городской Думы определение размеров и условий оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, причем без конкретизации правомочного органа местного самоуправления на принятие нормативных правовых актов, было осуществлено без правовых оснований. Полагает, что из правового смысла вышеприведенных норм следует, что определение размеров и условий оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, должно относится к полномочиям Тындинской городской Думы как органа местного самоуправления.

Кроме того, указывает, что правовой смысл нормы, содержащейся в пункте 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды, вовсе не предполагает, что к полномочиям администрации города Тынды относится разработка и утверждение нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, которые не относятся к муниципальным служащим, поскольку в силу части 3 статьи 29 Устава города Тынды органы местного самоуправления города Тынды обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. На областном уровне в соответствии со статьей 144 ТК РФ принят Закон Амурской области от 31 декабря 2009 г. № 294-ОЗ «Об основах установления систем оплаты труда работников областных бюджетных автономных и казенных учреждений», который регулирует правоотношения в сфере оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и работников органов государственной власти и государственных органов области по должностям, не отнесенным к государственным должностям области и должностями государственной гражданской службы. В соответствии со ст. 4 указанного Закона Амурской области постановлением Правительства Амурской области от 28 апреля 2010 г. № 209 «О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и работников органов государственной власти и иных органов Амурской области по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы. Пунктом 8 данного постановления органам местного самоуправления рекомендовано использовать указанное Положение при подготовке муниципальных правовых актов по введению новых систем оплаты труда муниципальных учреждений. Полагает, что в силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления города Тынды, в частности Тындинской городской Думой, должны быть учтены вышеприведенные нормативные правовые акты, имеющие наибольшую юридическую силу, при установлении систем оплаты труда работников по должностям, не отнесенным к должностям муниципальной службы.

На основании изложенного, уточнив в ходе производства по делу заявленные административные исковые требования, административный истец просил суд признать недействующим с 10 января 2020 г. пункт 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 г. № 42-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 г. № 221-Р-ТГД-VI (в редакции от 21 декабря 2019 г. № 34-НПА (решение от 21 декабря 2019 г. № 189-Р-ТГД-VII)); признать содержащуюся в пункте 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года № 42-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 г. № 221-Р-ТГД-VI, норму недействующей в той мере, в которой она не предусматривает, что к полномочиям администрации города Тынды относится установление систем оплаты труда работников органов местного самоуправления города Тынды по должностям, не отнесенным к должностям муниципальной службы.

Административный истец Фомин А.К., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя. При данных обстоятельствах на основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Железнякова В.В. поддержала административные исковые требования с учетом их уточнения, настаивала на их удовлетворении. В обоснование нарушения прав административного истца оспариваемым пунктом 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды указала на отсутствие до настоящего времени нормативного правового акта по вопросам оплаты труда работников Тындинской городской Думы, не относящихся к муниципальным служащим, а также на отсутствие у администрации города Тынды единообразного подхода при установлении систем оплаты труда работников различных муниципальных учреждений.

Представитель административного ответчика Тындинской городской Думы Ширшова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, и доводов, содержащихся в письменном отзыве Тындинской городской Думы на административные исковые требования, административный ответчик не согласен с доводами административного истца, считает их основанными на неверном применении норм Устава города Тынды, БК РФ, без учета правового регулирования в сфере труда. Указывает, что статья 86 БК РФ регулирует правовой статус расходов муниципального образования. Статья 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды администрация города Тынды в сфере организации труда и управления трудом разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений. Таким образом, администрация города Тынды является правомочным органом по принятию нормативного правового акта по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений. При этом согласно нормам Устава города Тынды Тындинская городская Дума относится к муниципальным казенным учреждениям. В силу части 4 статьи 144 ТК РФ в муниципальных учреждениях системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими в данного работодателя системами оплаты труда. Частью 4 статьи 135 ТК РФ установлено, что локальные нормативные правовые акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. На основании изложенного, полагает, что председатель Тындинской городской Думы как работодатель правомочен принимать локальный нормативный акт по определению размеров и условий оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды. В соответствии с частью 11 статьи 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 3 части 1 статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. В связи с изложенным, полагает, что пункт 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды также полностью соответствует действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Елистратова В.А. в судебном заседании полагала, что административные исковые требования Фомина А.К. не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые им нормы Устава города Тынды федеральному законодательству не противоречат.

Представитель заинтересованного лица – администрации города Тынды, явка которого не была признана судом обязательной, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. При данных обстоятельствах на основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося представителя указанного заинтересованного лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что Устав города Тынды от 26 декабря 2014 г. N 42-НПА принят решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 г. N 221-Р-ТГД-VI, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 26 января 2015 г. N RU283030002015001.

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Авангард» N 4 от 3 февраля 2015 г.

В рамках настоящего дела административным истцом Фоминым А.К. оспариваются пункт 1 части 1 статьи 81, а также пункт 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды.

Судом установлено, что оспариваемый административным истцом пункт 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды был введен нормативным правовым актом города Тынды от 21 декабря 2019 г. N 34-НПА «О внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды», принятым решением Тындинской городской Думы от 21 декабря 2019 г. N 189-Р-ТГД-VII, зарегистрированным в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 30 декабря 2019 г. N RU283030002019001.

Данный документ опубликован в газете «Авангард» N 1 от 9 января 2020 г. и в соответствии с его пунктом 2 статьи 2 вступил в силу после официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды администрация города Тынды в сфере организации труда и управления трудом разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Согласно пункту 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды председатель Тындинской городской Думы определяет размеры и условия оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды.

На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 1 статьи 96 Устава города Тынды Устав города Тынды входит в систему муниципальных правовых актов.

В силу части 2 статьи 3 Устава города Тынды Устав имеет прямое действие, применяется на всей территории города и является обязательным для исполнения гражданами, органами и должностными лицами органов местного самоуправления города Тынды, органами и должностными лицами органов государственной власти, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и общественными объединениями, расположенными на территории города, а также всеми лицами, временно пребывающими в городе Тынде.

Из материалов дела следует, подтверждается представленной копией распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 21 сентября 2012 г. № 53, копией трудового договора от 21 сентября 2012 г. <номер> с дополнительными соглашениями к нему, что административный истец Фомин А.К. с 24 сентября 2012 г. работает в <данные изъяты>.

Решением Тындинской городской Думы от 9 сентября 2018 г. № 16-Р-ТГД-VII утверждено Положение об аппарате Тындинской городской Думы, а также структура и штатная численность аппарата Тындинской городской Думы согласно Приложению № 2.

В соответствии с пунктом 1.8 Положения об аппарате Тындинской городской Думы и утвержденной указанным решением структурой и штатной численность аппарат Тындинской городской Думы, в состав аппарата Думы входят, в том числе работники, осуществляющие техническое и хозяйственное обеспечение деятельности городской Думы – 1,5 штатные единицы.

Из штатного расписания Тындинской городской Думы на 1 октября 2020 г., утвержденного распоряжением председателя Тындинской городской Думы от 20 октября 2020 г. № 32, следует, что к работникам, осуществляющим хозяйственное обеспечение, относятся: водитель – 1 штатная единица, уборщик служебных помещений – 0,5 штатных единиц.

При таких обстоятельствах, поскольку административный истец работает в Тындинской городской Думе водителем, относится к числу работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение Думы, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, который в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административного истца в сфере оплаты труда.

Из материалов дела следует, что оспариваемый в части нормативный правовой акт – Устав города Тынды от 26 декабря 2014 г. N 42-НПА, а также нормативный правовой акт города Тынды от 21 декабря 2019 г. N 34-НПА, которым Устав города Тынды был дополнен оспариваемым пунктом 13.1 части 1 статьи 34, приняты уполномоченным представительным органом местного самоуправления – Тындинской городской Думой, с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме, надлежащим образом зарегистрированы и опубликованы в официальном печатном издании. О нарушении порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта административный истец и его представитель не заявляли, иные участвующие в деле лица доводов об этом также не приводили.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Рассматривая требования административного истца об оспаривании пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды, согласно которому администрация города Тынды в сфере организации труда и управления трудом разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений, суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 1, 11 статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу пункта 5 части 1 статьи 96 Устава города Тынды в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты администрации города Тынды.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрация города Тынды вправе разрабатывать и утверждать правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений, в связи с чем оспариваемый административный истцом пункт 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы представителя административного истца о том, что указанная норма не отвечает критерию правовой определенности, суд находит несостоятельными, поскольку из анализа оспариваемого административным истцом пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды следует, что данная правовая норма отвечает критериям точности, ясности и недвусмысленности, то есть является в достаточной степени определенной по своему содержанию.

Ссылка представителя административного истца на то, что правовой смысл указанной правовой нормы не предполагает, что к полномочиям администрации города Тынды относится разработка и утверждение нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, которые не относятся к муниципальным служащим, является необоснованной.

Согласно частям 1, 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием.

Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 123.22 ГК РФ.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 29 Устава города Тынды Тындинская городская Дума, администрация города Тынды наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Тындинская городская Дума и администрация города Тынды как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Таким образом, Тындинская городская Дума является муниципальным казенным учреждением, а согласно пункту 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды администрация города Тынды наделена полномочиями по разработке и утверждению правовых актов по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Доводы представителя административного истца о противоречии оспариваемой нормы положениям Закона Амурской области от 31 декабря 2009 г. № 294-ОЗ «Об основах установления систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений», Постановления Правительства Амурской области от 28 апреля 2010 г. № 209 «О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений» судом отклоняются, поскольку указанные нормативные правовые акты регулируют правоотношения в сфере оплаты труда работников областных учреждений и работников органов государственной власти и иных государственных органов области по должностям, не отнесенным к государственным должностям области и должностям государственной гражданской службы, вопросы установления систем оплаты труда муниципальных учреждений не регулируют.

Пункт 8 постановления Правительства Амурской области от 28 апреля 2010 г. № 209 «О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений», которым органам местного самоуправления рекомендовано использовать Положение об установлении систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и работников органов государственной власти и иных государственных органов Амурской области по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, при подготовке муниципальных правовых актов по введению новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, носит рекомендательных характер, и сам по себе не обязывает органы местного самоуправления приводить используемые в муниципальных нормативных правовых актов формулировки в соответствие с используемыми в указанном Положении, в том числе конкретно указать все предусмотренные законом типы муниципальных учреждений, в отношении которых администрация города Тынды вправе разрабатывать и утверждать правовые акты по вопросам оплаты труда работников этих муниципальных учреждений.

Кроме того, судом учитывается, что в обоснование нарушения пунктом 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды прав и законные интересов административного истца его представитель ссылается на отсутствие до настоящего времени нормативного правового акта по вопросам оплаты труда работников Тындинской городской Думы, не относящихся к муниципальным служащим, к которым относится административный истец.

Вместе с тем указанное не соответствует действительности, поскольку вопросы оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям, и осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации и иных органов местного самоуправления города Тынды, регулируются постановлением мэра города Тынды от 15 декабря 2005 г. № 2012 «Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации г. Тынды и иных органов местного самоуправления г. Тынды», действующим в настоящее время в редакции постановления администрации города Тынды от 16 октября 2020 г. № 2029.

Данное постановление опубликовано в установленном законом порядке, по своей правовой природе является нормативным правовым актом, в установленном порядке недействующим не признано.

При этом как следует из представленных административным ответчиком документов, в соответствии с указанным постановлением мэра города Тынды председателем Тындинской городской Думы издано распоряжение от 9 июля 2007 г. № 10/к «Об оплате труда работников, обеспечивающих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Тындинской городской Думы», действующее в настоящее время в редакции распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 19 октября 2020 г. № 30. В соответствии с постановлениями администрации города Тынды о внесении изменений в постановление мэра города Тынды от 15 декабря 2005 г. № 2012 вносятся соответствующие изменения в указанное распоряжение председателя Тындинской городской Думы.

При таких обстоятельствах ссылка стороны административного истца в обоснование нарушения оспариваемым пунктом 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды прав Фомина А.К. на отсутствие нормативного правового акта по вопросам оплаты труда работников Тындинской городской Думы, не относящихся к муниципальным служащим, является несостоятельной.

На основании изложенного, у суда не имеется оснований для вывода о несоответствии оспариваемого пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды законодательству, имеющему большую юридическую силу, его неопределенности, а также о нарушении им прав, свобод и законных интересов административного истца.

Изложенные в ходе судебного заседания доводы представителя административного истца об отсутствии у администрации города Тынды единообразного подхода при установлении систем оплаты труда работников различных муниципальных учреждений основанием для признания недействующим пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды, относящего к полномочиям администрации города Тынды разработку и утверждение нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений, не являются.

Рассматривая требования административного истца о признании недействующим пункта 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды, в соответствии с которым председатель Тындинской городской Думы определяет размеры и условия оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, которые согласно пункту 3 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона относятся к правовым актам иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

На основании части 2 статьи 98 Устава города Тынды председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает решения Тындинской городской Думы.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 34 Устава города Тынды председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает протоколы заседаний, решения Тындинской городской Думы, не имеющие нормативного характера, и другие документы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

В соответствии со статьей 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В силу статьи 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно пунктам 1, 9, 13 части 1 статьи 34 Устава города Тынды председатель Тындинской городской Думы осуществляет общее руководство работой аппарата Тындинской городской Думы; в соответствии с законодательством пользуется правом приема на работу и увольнения работников аппарата Тындинской городской Думы; заключает и подписывает гражданско-правовые и иные договоры.

В силу п.п. 2.2, 2.6 Положения об аппарате Тындинской городской Думы, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 9 сентября 2018 г. № 16-Р-ТГД-VII, работники, включенные в штатное расписание городской Думы в целях технического и хозяйственного обеспечения городской Думы, принимаются и освобождаются от должности распоряжением председателя городской Думы в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Работники, осуществляющие техническое и хозяйственное обеспечение деятельности городской Думы, осуществляют свои трудовые права и исполняют свои обязанности на основании трудовых договоров и правовых актов, принятых председателем городской Думы в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, для работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, представителем нанимателя (работодателем) является лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора, а именно председатель Тындинской городской Думы.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с частью 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды, наделяющий председателя Тындинской городской Думы как представителя нанимателя (работодателя) полномочиями по принятию локального нормативного акта, определяющего размеры и условия оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды, не противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Не усматривается судом противоречия указанной нормы и положениям статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 86 БК РФ, регулирующих вопросы расходных обязательств муниципального образования.

Так, согласно статье 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды разработка и утверждение нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесены к полномочиям администрации города Тынды в сфере организации труда и управления трудом.

Однако указанные положения не препятствуют наделению Уставом города Тынды председателя Тындинской городской Думы как представителя нанимателя (работодателя) полномочиями по принятию локального нормативного акта, определяющего размеры и условия оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды.

Поскольку пункт 13.1 части 1 статьи 34 Устава города Тынды не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по своему содержанию является в достаточной мере определенным, не вызывает неясности или двусмысленности, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании его недействующим судом не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Фомина А. К. к Тындинской городской Думе о признании недействующими пункта 13.1 части 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 г. N 42-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 г. N 221-Р-ТГД-VI (в редакции нормативного правового акта города Тынды от 21 декабря 2019 г. N 34-НПА «О внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды», принятого решением Тындинской городской Думы от 21 декабря 2019 г. N 189-Р-ТГД-VII), - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.О. Хробуст

Решение в окончательной форме принято 26 мая 2021 г.

Председательствующий судья Н.О. Хробуст

УИД 28OS0000-01-2021-000033-84

Дело №3а-42/2021