3а-42/2021 (М-40/2021)
УИД: 01OS0000-01-2021-000047-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи – Панеш Ж.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания - ФИО3
с участием: административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО8, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО4, представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» ФИО5, помощника прокурора Республики Адыгея ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 № 458 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 30.12.2019 (далее - Перечень на 2020 год) (л.д. 50-51).
В указанный Перечень на 2020 год включены нежилые помещения:
под пунктом 12256 с кадастровым номером №, площадью 43,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
под пунктом 17681 с кадастровым номером №, площадью 104,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
под пунктом 15657 с кадастровым номером № площадью 109.5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru ДД.ММ.ГГГГ (далее - Перечень на 2021год ) (л.д. 52-53).
В указанный Перечень на 2021 год включены нежилые помещения:
под пунктом 11006 с кадастровым номером № площадью 43,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом 13190 с кадастровым номером № площадью 109.5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Адыгея с административным иском о признании недействующими пунктов 12256,15657, 17681 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 года, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 № 458 и пунктов 11006, 13190 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 года, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 №370.
В обоснование административного иска ФИО6 указал, что является собственником объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 104,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 109.5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец полагает, что указанные объекты недвижимости включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
От представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям поступил отзыв на административный иск, в котором он полагает административный иск не подлежащим удовлетворению. В обоснование указывает на то, что из экспликации к поэтажному плану, содержащейся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 15.06.2007 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по РА нежилого помещения с наименованием «Аптечный пункт» площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, следует, что площадь помещения с назначением «торговый зал» равна 23,5 кв.м., что составляет 55,77% от общей площади. Также, согласно экспликации к поэтажному плану, содержащейся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 15.06.2007 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по РА нежилого помещения с наименованием «Аптека» площадью 104,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> следует, что площадь помещения с назначением «торговый зал» равна 41,2 кв.м., что составляет 39,42 % от общей площади, что указывает на обоснованность включения указанных объектов в Перечни на 2020-2021 годы по основаниям, предусмотренным подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Также, согласна выписке из ЕГРН объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> имеет наименование «здание магазина» с назначением «нежилое», что также позволяет сделать вывод об обоснованности включения его в Перечень на 2020-2021 годы по основанию, предусмотренному п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
От представителя заинтересованного лица МО «Город Майкоп» поступил отзыв на административный иск, в котором также указывает на обоснованность включения в Перечень на 2020-2021 год объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, ввиду чего необходимо в удовлетворении административного иска отказать за необоснованностью.
На указанные отзывы от представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО10 поступили возражения, в которых представитель указывает на то, что представленные в материалы дела доказательства на которые ссылается административный ответчик, не являются документом технического учета (инвентаризации), в то время как ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что возможность отнесения здания, помещения к объектам недвижимости, подлежащих налогообложению в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости. Также, обращает внимание суда на то, что согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.09.2017 № № и свидетельству о государственной регистрации права от 21.03.2014 наименование объекта с кадастровым номером № - «нежилое помещение», согласно свидетельствую о регистрации права от 07.03.2014 наименование объекта с кадастровым номером № - «часть здания», согласно техническому плану от 10.10.2012 наименование объекта с кадастровым номером № отсутствует, имеет назначение «нежилое помещение», что говорит об отсутствии признаков, указанных в пп.1-2 п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Помощник прокурора ФИО7 полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, так как материалами дела, а именно техническими паспортами, делами правоустанавливающих документах подтверждается, что спорные объекты попадают под критерии ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что говорит об обоснованности включения указанных объектов Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в оспариваемые перечни.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям ФИО8 поддержал отзыв, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» ФИО9 также полагал административный иск не подлежащим удовлетворению. Представители административного истца ФИО1, административного ответчика Управления Росреестра по РА, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по РА, МО «Город Майкоп» в судебное заседание, при надлежащем уведомлении, не явились.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к торговому центру.
Таким образом, для признания законным включение нежилого помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации применительно к настоящему делу должен доказать, что нежилые помещения имеют назначение, разрешенное использование, наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктами 12256, 15657, 17681 Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 № 458 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 года» и пунктами 11006, 13190 Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2021года» объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 01:08:0507024:131 (наименование - «нежилое помещение»), 01:08:0507054:134 (наименование - «часть здания»), 01:08:0519001:616 (наименование - «здание магазина») включены Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (л.д. 50-53), принадлежащие на праве собственности административному истцу ФИО1 (л.д.61-72).
Приказы подписаны председателем Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
С учетом положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года № 183 «О налоге на имущество организаций», Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 02 июля 2008 года № 118 «О Положении о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям», суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащее на праве собственности административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером 01:08:0519001:616 согласно сведениям, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости имеет наименование «магазин», назначение «нежилое», расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - «для размещения пятиэтажного многоквартирного дома со встроено-пристроенными магазинами».
Представленными в материалы дела правоустанавливающими документами подтверждается (л.д.116-140), что предметом договора купли-продажи являлся магазин, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок под магазином предоставлялся в аренду собственнику магазина для размещения магазина, из документов технического учета (инвентаризации) и экспликации к поэтажному плану по состоянию на 09.06.2000 г. следует, что спорное помещение имеет наименование - магазин, использование - торговое, общая площадь - 136,9 кв.м., в том числе, торговый зал 75,5 кв.м., вспомогательные помещения - 54,7 кв. м.
Согласно положению Национального стандарта Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст, магазином является стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 01:08:0507024:131 площадью 43,7 кв.м., расположено по адресу: <адрес>, согласно сведениям, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости имеет наименование «нежилое помещение», назначение «нежилое» (л.д.67-72), расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - «для размещения четырехэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями» (л.д.190-193).
Представленными в материалы дела правоустанавливающими документами подтверждается (л.д.171-177), что согласно решению Майкопского городского суда от 23.12.2013 г. предметом спора был аптечный пункт площадью 43,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, судом признано право собственности за административным истцом на ? доли аптечного пункта, из документов технического учета (инвентаризации) и экспликации к поэтажному плану составленного по состоянию по состоянию на 15.06.2007 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по РА, следует, что у нежилого помещения с наименованием «Аптечный пункт» площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> площадь помещения с назначением «торговый зал» равная 23,5 кв.м., составляет 55,77% от общей площади.
Принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером с кадастровым номером №, площадью 104,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, согласно сведениям, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости имеет наименование «часть здания», назначение «нежилое» (л.д.65-66), расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - «для размещения торговых, административных и нежилых помещений» (л.д.194-198).
Представленными в материалы дела правоустанавливающими документами подтверждается (л.д.171-177), что административному истцу выдано свидетельство о праве на наследство на часть нежилого здания, которая используется под аптеку, из документов технического учета (инвентаризации) и экспликации к поэтажному плану составленного по состоянию на 15.06.2007 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по РА, следует, что нежилое помещение имеет наименование «Аптека», общей площадью 104,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, площадь помещения с назначением «торговый зал» равная 41,2 кв.м., составляет 39,42 % от общей площади (л.д.159-170).
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», предусмотрено что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с положениями пункта 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Согласно приказу Минздрава России от 31.07.2020 № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций» видами аптечных организаций являются аптека и аптечный пункт.
Таким образом, аптечные организации также отнесены к объектам торговли и имелись основания для их включения в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку назначение помещений площадью более 20% предусматривает размещение торговых объектов.
Доводы представителя административного истца, сводящиеся к тому, что технический паспорт содержит неактуальные сведения, суд полагает несостоятельными, поскольку сведения о внесении каких-либо изменений в техническую документацию материалы дела не содержат, достоверность документов технической инвентаризации и содержащейся в ней информации подтверждена иными исследованными судом доказательствами и не вызывает сомнений.
Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании нормативных правовых актов недействующими в части включения пунктов 12256, 15657, 17681 в Перечнь объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 №458 и пунктов 11006, 13190 в Перечнь объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2021, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 №370, отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (г. Сочи, ул. Советская, 26 А) через Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Изготовление мотивированного решения отложено на 27.12.2021.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.К. Панеш