ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2021 от 21.04.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-42/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 21 апреля 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием административного истца С.., представителей административных ответчиков Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Ш.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

С. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время состоит на жилищном учете по статусу ребенка-сироты и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Тыва. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва 17 октября 2014 года по гражданскому делу исковые требования заместителя прокурора г.Кызыла в интересах С. о возложении обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., удовлетворены. Административным истцом получен исполнительный документ и передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается постановлением межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (далее – МОСП г. Кызыла по РОВИП) о возбуждении исполнительного производства от 17 декабря 2014 года. В настоящее время общая продолжительность исполнения решения суд составила более 4 лет. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В возражении на административное исковое заявление представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Ш.Р. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что согласно Указу Главы Республики Тыва от 20.12.2018 года №250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели. Жилые помещения в специализированном жилом фонде для предоставления детям-сиротам отсутствуют. Заказчиком строительства жилых домой для детей-сирот является Министерство строительства Республики Тыва в лице ГКУ «Госстройзаказ». Министерство труда и социальной политики Республики Тыва как орган исполнительной власти является уполномоченным лицом, формирующим реестр получателей жилых помещений, и лицом, предоставляющим жилые помещения детям-сиротам, переданные ему на праве оперативного управления собственником в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федерального службы судебных приставов по Республике Тыва, в качестве административного ответчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

В судебном заседании административный истец С. просила удовлетворить требования административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Ш.Р. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 октября 2014 года, вступившим в законную силу 27 ноября 2014 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии , который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) 10 декабря 2014 года.

17 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Амыртак А.О. возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить С. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 квадратных метров.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения С.. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 октября 2014 года не установлен срок для исполнения решения суда, указанное решение суда вступило в законную силу 27 ноября 2014 года, следовательно, на основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решение суда должно было быть исполнено в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, до 17 февраля 2015 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 10 декабря 2014 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (7 апреля 2021 года), составила 6 лет 3 месяца 28 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В пункте 48 Постановления Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры" указано, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить С. жилое помещение возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва – ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому административный иск С.. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству , исполнительный лист выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 27 ноября 2014 года Прокуратуре г.Кызыла Республики Тыва и получен службой судебных приставов 10 декабря 2014 года, отписан для исполнения Кара-Сал А.В.

17 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем Амыртак А.О. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

25 декабря 2014 года в МОСП г.Кызыла по РОВИП поступило письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отложении исполнения решения суда до разрешения судом заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 февраля 2015 года отказано в отсрочке исполнения решения суда.

13 апреля 2015 года в МОСП г.Кызыла по РОВИП поступило письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № 74-1039, где сообщается, что по состоянию на апрель 2015 года в реестре республиканского имущества отсутствуют свободные жилые помещения, специализированный жилищный фонд Правительством Республики Тыва не создан, в связи с этим вины Министерства в неисполнении решения суда не имеется.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 27 апреля 2015 года о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В требовании от 3 июня 2015 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в пятидневный срок со дня поступления требования в полном объеме, получено должником 3 июня 2015 года.

В требовании от 14 октября 2015 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в пятидневный срок со дня поступления требования в полном объеме, получено должником 15 октября 2015 года.

19 ноября 2015 года в МОСП г.Кызыла по РОВИП поступило письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отложении исполнения решения суда до разрешения судом заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника.

Постановлением начальника - старшего судебного пристава-исполнителя Соловьева И.В. от 4 декабря 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4 марта 2016 года в МОСП г.Кызыла по РОВИП поступило письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № 74-666 об отложении исполнения решения суда в связи с наличием причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда.

27 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 2 июня 2016 года, получено должником 30 мая 2016 года.

В требовании от 24 февраля 2016 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в пятидневный срок со дня поступления требования в полном объеме, получено должником 25 февраля 2016 года.

В требовании от 20 ноября 2016 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в четырехдневный срок со дня поступления требования в полном объеме, получено должником 21 ноября 2016 года.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

Предупреждением от 7 марта 2017 года судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 7 марта 2017 года.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 7 апреля 2017 года, получено должником 7 марта 2017 года.

В требовании от 7 марта 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в 30-дневный срок со дня поступления требования в полном объеме (до 7 апреля 2017 года), получено должником 7 марта 2017 года.

В требовании от 30 мая 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 9 июня 2017 года в полном объеме, получено должником 30 мая 2017 года.

Предупреждением от 30 мая 2017 года судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 30 мая 2017 года.

В требовании от 23 августа 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 29 августа 2017 года в полном объеме, получено должником 23 августа 2017 года.

Предупреждением от 28 сентября 2017 года судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности.

В требовании от 24 октября 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 27 октября 2017 года в полном объеме, получено должником 25 октября 2017 года.

Предупреждением от 18 декабря 2017 года судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности.

В требовании от 6 февраля 2018 года судебный пристав-исполнитель требует должника 14 февраля 2018 года к 14 часам 00 минутам предоставить письменный ответ с заверенными документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решения суда, получено должником 6 февраля 2018 года.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на 2016, 2017, 2018 годы, подучено адресатом 15 февраля 2018 года.

В ответе на запрос от 18 февраля 2018 года № мм-363 Министерство финансов Республики Тыва сообщает о том, что обязанности по осуществлению финансирования для исполнения решений судов о предоставлении жилья сиротам исполнены.

Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 февраля 2018 года в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене стороны в исполнительном производстве отказано.

Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 декабря 2017 года в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене стороны в исполнительном производстве и приостановлении производства отказано.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в 7-дневный срок со дня поступления требования (до 13 апреля 2018 года) в полном объеме, получено должником 9 апреля 2018 года.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 18 мая 2018 года к 14 часам 00 минутам в полном объеме, получено должником 14 мая 2018 года.

В требовании от 7 июня 2018 года судебный пристав-исполнитель требует должника до 14 часов 00 минут 15 июня 2018 года предоставить письменный ответ с заверенными документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решения суда, получено должником 7 июня 2018 года.

18 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 9 июля 2018 года в полном объеме, получено должником 4 июля 2018 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 4 июля 2018 года.

20 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 10 октября 2018 года в полном объеме, получено должником 4 октября 2018 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 12 октября 2018 года.

В требовании от 31 октября 2018 года судебный пристав-исполнитель требует должника до 14 часов 00 минут 9 ноября 2018 года предоставить письменный ответ с заверенными документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решения суда, получено должником 1 ноября 2018 года.

В требовании от 26 ноября 2018 года судебный пристав-исполнитель требует должника до 09 часов 00 минут 29 ноября 2018 года предоставить письменный ответ с заверенными документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решения суда, получено должником 27 ноября 2018 года.

В письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 27 ноября 2018 года сообщается, что в настоящее время решается вопрос о передаче полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.

В требовании от 30 января 2019 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 7 февраля 2019 года в полном объеме, получено должником 30 января 2019 года.

21 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

25 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.

25 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении №» 51/19/17002, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Постановлением заместителя начальника – старшего судебного пристава МОСП г.Кызыла по РОВИП Тас-оол С.Н. от 7 марта 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 мая 2019 года постановление заместителя начальника – старшего судебного пристава МОСП г.Кызыла по РОВИП Тас-оол С.Н. от 7 марта 2019 года изменено в части назначенного наказания путем замены административного штрафа на предупреждение.

19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

В требовании от 19 ноября 2019 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 15 часов 00 минут 25 ноября 2019 года в полном объеме, получено должником 19 ноября 2019 года.

19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 25 ноября 2019 года, получено должником 19 ноября 2019 года.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 31 января 2020 года, получено должником 20 января 2020 года.

В требовании от 20 января 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 17 часов 00 минут 31 января 2020 года в полном объеме, получено должником 20 января 2020 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что неисполнение вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению может повлечь привлечение к уголовной ответственности, получено должником 27 января 2020 года.

6 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.

6 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Постановлением начальника – старшего судебного пристава МОСП г.Кызыла по РОВИП Байкара О.О. от 12 февраля 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В требовании от 15 июля 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 15 часов 00 минут 2 августа 2020 года в полном объеме, получено должником 20 января 2020 года.

В письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 31 июля 2020 года сообщается, что исполнение решения суда невозможно в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, для исполнения решения суда Министерство регулярно обращается в Министерство финансов Республики Тыва о выделении денежных средств, в связи с чем, Министерство не уклоняется от исполнения решения суда.

В требовании от 30 октября 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 15 часов 00 минут 25 ноября 2020 года в полном объеме, получено должником 2 ноября 2020 года.

В письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 20 ноября 2020 года сообщается, что исполнение решения суда невозможно в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, для исполнения решения суда Министерство регулярно обращается в Министерство финансов Республики Тыва о выделении денежных средств, в связи с чем, Министерство не уклоняется от исполнения решения суда.

В требовании от 28 декабря 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 11 часов 00 минут 18 января 2021 года в полном объеме, получено должником 2 ноября 2020 года.

29 января 2021 года за исходящим номером судебным приставом-исполнителем направлен запрос в адрес должника о предоставлении информации, в какие сроки, по каким адресам и в каком количестве планируется ввод жилых помещений в эксплуатацию, объем финансирования застроек и причины по которым до настоящего времени жилые помещения не введены в эксплуатацию.

В ответе на запрос от 2 февраля 2021 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает, что Министерство не уклоняется от исполнения решения суда, находится в зависимом от отраслевых органов исполнительной власти положении в части финансирования, строительства и заключении договоров специализированного найма жилого помещения.

26 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

В требовании от 26 февраля 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 10 часов 00 минут 15 марта 2021 года в полном объеме, получено должником 1 марта 2021 года.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск С. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 291 690 руб.

Исходя из требований С., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, с 28 июля 2015 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Доводы представителей административных ответчиков о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также С. подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска С.-ооловны к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление С.-ооловны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить С.-ооловне компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт С.-С., открытый в Красноярском отделении ПАО «Сбербанк», ИНН банка получателя 7707083893, БИК 040407627, кор.счёт 30101810800000000627, код подразделения банка 44859103.

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа