Дело № 3а-42/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 20 апреля 2022 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
при секретаре Сат Ч.К.,
с участием представителя административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
С. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 января 2017 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить С. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м. 11 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва возбуждено исполнительное производство №-ИП. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Общий срок исполнения судебного акта составляет 4 года. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. Исполнительные действия ограничились направлением требований в адрес административного ответчика. До настоящего времени с момента возникновения его права на получение жилого помещения ему приходится снимать в аренду жилье, в связи с чем он несет большие материальные затраты. Просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 800 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2022 года в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Республики Тыва, заинтересованного лица - Федеральная служба судебных приставов России.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.
Административный истец С., представители административных ответчиков – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла, а также заинтересованных лиц - Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов гражданского дела № 2-1027/2017 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 января 2017 года, вступившим в законную силу 2 марта 2017 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить С. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, с общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС №.
11 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) Сатом Б.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить С. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, с общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения С. не исполнено.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 января 2017 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 2 марта 2017 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 2 сентября 2017 года включительно.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 10 октября 2017 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (1 апреля 2022 года), составила 4 года 5 месяцев 22 дня.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путём присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.
В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.
Министерство финансов Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва, а также координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).
Поскольку обязанность предоставить С. жилое помещение возложена на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - Агентство), правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, мэрия г. Кызыла - ненадлежащими ответчиками.
В связи с чем административный иск С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2022 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.
Согласно исполнительному производству №-ИП, исполнительный лист ФС № № выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 2 марта 2017 года и получен службой судебных приставов 10 октября 2017 года, отписан для исполнения Сату Б.А. 11 октября 2017 года.
11 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем Сатом Б.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
24 января 2018 года исполнительное производство №-ИП судебным приставом-исполнителем Сатом Б.А. передано судебному приставу-исполнителю Куулар А.С.
6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 14 февраля 2018 года, получено должником 6 февраля 2018 года.
15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья ** на 2016, 2017, 2018 годы.
18 февраля 2018 года из Министерства финансов Республики Тыва судебному приставу-исполнителю представлен ответ на запрос о том, что Министерство финансов Республики Тыва исполнило свои обязанности по финансированию обеспечения жилыми помещениями **Ч., Х.,С.,Х.
18 мая 2018 года в Агентство направлено требование о необходимости явиться к судебному приставу-исполнителю 21 мая 2018 года в 10:00 часов, получено должником 18 мая 2018 года.
В июне 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 20 июня 2018 года, получено должником 18 июня 2018 года.
28 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. вынесено постановление о взыскании с Агентства исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
4 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 12 июля 2018 года.
В июле 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 года, получено должником 5 июля 2018 года.
12 июля 2018 года Агентством направлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя Куулар А.С. о невозможности исполнения решения суда о предоставлении С. жилого помещения в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для ** с просьбой приостановить исполнительное производство в отношении Агентства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 августа 2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва освобождено от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП от 28 июня 2018 года по исполнительному производству №-ИП от 11 октября 2017 года.
17 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 20 сентября 2018 года, получено должником 17 сентября 2018 года.
26 сентября 2018 года составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.
26 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. составлен акт об обнаружении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
1 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получен должником 3 октября 2018 года.
4 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено уведомление о рассмотрении дел об административных правонарушениях.
15 октября 2018 года заместителем начальника - старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП Тас-оол С.Н. в отношении Агентства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В октябре 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. директору Агентства Сенгии С.М. направлялись извещения о вызове на прием 26 октября 2018 года, 31 октября 2018 года
31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. директору Агентства Сенгии С.М. направлено требование об исполнении решения суда. В случае временной невозможности исполнения решения суда, до 8 ноября 2018 года представить письменный ответ с заверенными надлежащим образом подтверждающими документами.
31 октября 2018 года директор Агентства предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
1 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 13 февраля 2019 года, в случае временной невозможности исполнения решения суда, представить письменный ответ с заверенными надлежащим образом подтверждающими документами.
24 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства.
23 октября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва удовлетворено заявление судебного пристава-исполнителя о замене сторон исполнительного производства, произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
1 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Министерство, должник).
15 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 22 ноября 2019 года.
15 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 22 ноября 2019 года, получено должником 18 ноября 2019 года.
15 ноября 2019 года министром труда и социальной политики Республики Тыва Сенгии С.Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **, исполнение решения суда не представляется возможным с просьбой приостановить исполнительное производство.
8 июня 2020 года исполнительное производство №-ИП передано судебному приставу-исполнителю Ховалыг С.С.
17 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. в Министерство направлено требование о предоставлении сведений о построенных (недостроенных) специализированных жилых помещениях, предназначенных для **, по которым предъявлены или не предъявлены исполнительные листы в УФССП по Республике Тыва, а также состоящих в очереди без судебного акта, предположительно имеющих реальную возможность получения жилого помещения в 2020 году на территории г. Кызыла, в срок до 31 июня 2020 года.
18 июня 2020 года МОСП г.Кызыла по РОВИП составлена справка по исполнительному производству №-ИП в отношении Министерства.
11 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 13 июля 2020 года.
11 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. исполняющему обязанности министра труда и социальной политики Республики Тыва Увангуру А.К.-Х. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 31 августа 2020 года, получено 13 июля 2020 года.
13 июля 2020 года составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.
13 июля 2020 года и.о. министра Увангур А.К.-Х. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
3 августа 2020 года и.о. министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ на требование о том, что в связи с незавершенным строительством домов для ** и отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва, исполнение решения суда не представляется возможным.
3 августа 2020 года и.о. министра Увангуром А.К.-Х. в УФССП по Республике Тыва направлен ответ на запрос о том, что по программе строительства жилья для ** до конца 2020 года планируется построить 152 жилых помещений. На 1 декабря 2020 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на праве оперативного управления Министерству труда и социальной политики Республики Тыва переданы 7 жилых помещений, 5 из которых согласно списку и 2 – по судебному решению. Судебные решения будут исполнены по мере формирования специализированного жилищного фонда.
7 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. в Министерство направлено требование о предоставлении сведений о построенных (недостроенных) специализированных жилых помещениях, предназначенных для ** за 2020 год, списка **, имеющих судебные акты, предположительно имеющих реальную возможность получения жилого помещения в 2020-2021 году на территории г. Кызыла.
8 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. министру Монгушу С.В. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 25 декабря 2020 года.
9 декабря 2020 года министр Монгуш С.В. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
18 января 2021 года первым заместителем министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо по реализации исполнительных производств о том, что на территории г. Кызыла продолжается строительство многоквартирных домов по программе обеспечения жильем ** на 2016, 2017, 2018 годы. Всего лиц, имеющих судебные акты, 269 человек.
2 февраля 2021 года Министерством финансов Республики Тыва представлен ответ на запрос о финансировании денежных средств по обеспечению жилыми помещениями **, согласно которому за период с 2018 года по 2020 год в рамках госпрограммы «Социальная защита семьи и детей Республики Тыва» на обеспечение жилыми помещениями **, Министерству строительства Республики Тыва, как главному распорядителю бюджетных средств, профинансировано 870 304,4 тысяч рублей.
3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получено должником 4 февраля 2021 года.
5 февраля 2021 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Министерства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получено Министерством 10 февраля 2021 года.
12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. министру Монгушу С.В. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 25 марта 2021 года.
12 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 20 июля 2021 года.
12 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 20 июля 2021 года.
15 июля 2021 года заместителем министра Ондар О.К. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде для **
28 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, получен должником 29 июля 2021 года.
11 августа 2021 года заместителем начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Министерства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, получено Министерством 13 августа 2021 года.
28 сентября 2021 года и.о. министра Сандан Э.Ф. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
13 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 30 октября 2021 года, направлено требование об исполнении решения суда в срок до 30 октября 2021 года.
20 октября 2021 года министром Санданом Э.Ф. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлены пояснения о невозможности исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде **.
28 октября 2021 года заместителем министра Ондар О.К. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде для **.
В ноябре 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. министру Сандану Э.Ф. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 11 ноября 2021 года, получено 3 ноября 2031 года.
3 ноября 2021 года министр Сандан Э.Ф. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
17 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. составлен протокол об административном правонарушении в отношении министра Сандана Э.Ф. по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ, получен 19 ноября 2021 года.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).
Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия судебных приставов и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск С. подлежащим удовлетворению.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 800 000 руб.
Исходя из требований С., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что С. является лицом, **, состоит на учете **, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, с 4 июня 2014 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 112 000 рублей.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Административное исковое заявление С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 112 000 рублей.
Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт С.№, открытый в Кызылском отделении № ПАО «Сбербанк», ИНН №, БИК №, корреспондентский счёт №, код подразделения №
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Новосибирск) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Тыва.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Председательствующий Т.В. Кунгаа