ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2022 от 25.03.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № ...а-42/2022

УИД: 14OS0000-01-2022-000012-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 25 марта 2022 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е.П.,

с участием:

представителя административного ответчика Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Саха (Якутия) Старостиной А.Е.,

представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и заинтересованного лица – главы МО «Поселок Чокурдах» Шагабеева Р.Н.,

представителя Финансово-казначейского управления МО «Аллаиховский улус (район) Стручковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании через использование систем видеоконференц-связи с Усть-Янским районным судом Республики Саха (Якутия) административное дело по административным исковым заявлениям Зуева А.В. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Аллаиховскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Финансово-контрольному управлению муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), ликвидационной комиссии Финансово-контрольного управления муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок,

установил:

Зуев А.В. обратился в суд с двумя административными исковыми заявлениями к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Аллаиховскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Финансово-контрольному управлению муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.

В обоснование требований указывает, что апелляционными определениями Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года по делам № 2а-AL-49/2020 и № 2а-AL-51/2020 решения Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26 ноября 2020 года отменены в части отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда. По делам в указанной части приняты новые решения о взыскании с Администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. Исполнительные листы серии №1 по делу № 2а-AL-49/2020 и серии №2 по делу № 2а-AL-51/2020 о взыскании компенсации морального вреда были направлены истцом в Аллаиховский РПСП УФССП России по РС(Я) 29 апреля 2020 г., однако по день обращения в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение разумного срока исполнения судебных актов не исполнены. Общая продолжительность исполнительного производства на день обращения с иском составила по каждому делу 306 дней. Полагая, что тем самым заявитель был лишен возможности воспользоваться присужденной суммой компенсации морального вреда, и нарушены его права на разумный срок исполнения судебных актов просит присудить в пользу него компенсацию в размере 30 600 руб. по каждому судебному акту.

Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03 февраля 2022 года производство по двум административным исковым заявлениям Зуева А.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Объединенному производству присвоен номер дела № 3а-42/2022.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и заинтересованного лица Управления ФССП РФ по РС(Я) Старостина А.Е. пояснила, что с требованиями административного искового заявления не согласна, поскольку у административного истца отсутствует право на присуждение компенсации за нарушение разумных сроков исполнения судебных актов. В соответствии с законодательством об исполнительном производстве служба судебных приставов не осуществляет принудительное исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Исполнительные листы в службу судебных приставов Зуевым А.В. были направлены ошибочно, и ошибочно приняты к исполнению. Ему следовало обратиться непосредственно в финансовый орган района, а не в службу судебных приставов. Представитель также пояснила, что в период со 02 апреля 2021 г. по 25 августа 2021 г. в Аллаиховском РОСП УФССП России по РС(Я), ввиду увольнения всех сотрудников районного отделения, была назначена врио начальника отделения ЕИ., которая находилась и исполняла служебные обязанности в г. Якутске. Исполнительные документы перенаправлялись сотрудниками по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) к ней, которая впоследствии принимала решение о возбуждении исполнительных производств и меры по исполнению судебных решений. При этом в должностные обязанности сотрудников по обеспечению установленного порядка деятельности судов не входит обязанность по возбуждению исполнительных производств и исполнение судебных решений. 04 февраля 2022 г. исполнительные производства по взысканию компенсации морального вреда по исполнительным документам, выданным на основании решений Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26.11.2020 были окончены, в связи с их исполнением должником - администрацией МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я). Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Глава поселка «Чокурдах» Аллаиховского района РС(Я), привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представляющий в суде также интересы административного ответчика Администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) Шагабеев Р.Н., высказал мнение, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку решения Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26 ноября 2021 г. по делам № 2а-AL-49/2020 и № 2а-AL-51/2020 в части взыскания компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. по каждому были исполнены, что подтверждается платежными поручениями № ... от 26.01.2022 и № ... от 26.01.2022. В прениях сторон просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель Финансово-казначейского управления администрации МО «Аллаиховский улус (район) Стручкова Т.В., которая также является председателем Ликвидационной комиссии ФКУ администрации МО «Аллаиховский улус (район) пояснила, что в Ликвидационную комиссию ФКУ МО «Аллаиховский улус (район) исполнительные листы, постановления о возбуждении исполнительных производств не поступали. О наличии указанных документов финансовый орган района узнал при поступлении посредством программного комплекса «Бюджет-СМАРТ Про» платежных поручений № ... и № ... от 26.01.2022г. на перечисление компенсации морального вреда в размере 5000 руб. по каждому платежному поручению. В тот же день платеж был исполнен. В связи с указанным считает, что исковые требования Зуева А.В. не могут быть удовлетворены.

В судебное заседание административный истец Зуев А.В., представитель административного ответчика Аллаиховского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), извещенные судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились. Ходатайств об отложении рассмотрения дела указанными заинтересованными лицами не заявлено.

В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административных ответчиков, заинтересованного лица, считает, что заявления Зуева А.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскателями, при нарушении разумного срока права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1 Закона о компенсации).

Частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляется в разумный срок.

В силу части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Из материалов административного дела № 2а-AL-49/2020 следует, что решением Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26 ноября 2020 г. по делу № 2а-AL-49/2020 удовлетворено административное исковое заявление Зуева А.В. о признании незаконным бездействия администрации района, выразившегося в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации МО «Поселок Чокурдах». Постановлено обязать администрацию МО «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание администрации поселка путем обустройства пандуса и перил при входе в здание в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Копия решения вручена Зуеву А.В. 08 декабря 2020 г.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 г. постановлено отменить указанное решение Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26 ноября 2020 г. в части отказа в удовлетворении требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. В отмененной части принято новое решение о взыскании с Администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) в пользу Зуева А.В. компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

19 февраля 2021 г. в суд первой инстанции поступило заявление Зуева А.В. о направлении исполнительного листа по делу № 2а-AL-49/2020 в соответствии с частью 3 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) для исполнения.

07 апреля 2021 г. административное дело № 2а-AL-49/2020 вернулось в постоянное судебное присутствие в пос. Чокурдах Усть-Янского районного суда РС(Я), что следует из входящего штампа суда на обложке дела.

22 апреля 2021 г. в суд поступило заявление Зуева А.В. о выдаче исполнительного листа по делу № 2а-AL-49/2020.

27 апреля 2021 г. Усть-Янским районным судом РС(Я) в адрес Зуева А.В. направлен оригинал исполнительного листа №1. На сопроводительном письме имеется подпись Зуева А.В. и надпись о получении 27.04.2021 указанного исполнительного листа.

Из материалов административного дела № 2а-AL-51/2020 следует, что решением Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26 ноября 2020 г. по делу № 2а-AL-51/2020 удовлетворено административное исковое заявление Зуева А.В. о признании незаконным бездействия администрации МО «Аллаиховский улус (район), выразившегося в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я). Постановлено обязать администрацию МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) принять меры по обеспечению условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание администрации района путем обустройства пандуса и перил при входе в здание в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Копия решения вручена Зуеву А.В. 08 декабря 2020 г.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 г. постановлено отменить указанное решение Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26 ноября 2020 г. в части отказа в удовлетворении требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. В отмененной части принято новое решение о взыскании с Администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) в пользу Зуева А.В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

19 февраля 2021 г. в суд первой интсанции поступило заявление Зуева А.В. о направлении исполнительного листа по делу № 2а-AL-51/2020 в соответствии с ч. 3 ст. 353 КАС РФ для исполнения.

07 апреля 2021 г. административное дело № 2а-AL-51/2020 вернулось в постоянное судебное присутствие в пос. Чокурдах Усть-Янского районного суда РС(Я), что следует из входящего штампа суда на обложке дела.

22 апреля 2021 г. в суд поступило заявление Зуева А.В. о выдаче исполнительного листа по делу № 2а-AL-51/2020.

27 апреля 2021 г. сопроводительным письмом Усть-Янского районного суда РС(Я) в адрес Зуева А.В. направлен оригинал исполнительного листа №2. На сопроводительном письме имеется подпись Зуева А.В. о получении 27.04.2021 указанного исполнительного листа.

Из материала исполнительного производства № ...-ИП установлено следующее.

29 апреля 2021 г. Зуев А.В. обратился в Аллаиховское районное отделение судебных приставов УФССП России по РС(Я) с заявлением о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа №1, выданного на основании решения Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26.11.2020 по делу № 2а-AL-49/2020 о взыскании с администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) в пользу Зуева А.В. в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.

20 августа 2021 г. постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Аллаиховского районного отделения судебных приставов УФССП России по РС(Я) ЕИ. по исполнительному листу №1 возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении должника администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я).

14 сентября 2021 г. копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), что подтверждается штампом входящей корреспонденции на копии постановления за № ....

21 сентября 2021 г. старшим судебным приставом в адрес администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) внесено требование о предоставлении в двухдневный срок со дня поступления требования документов, подтверждающих оплату долга по исполнительному производству № ...-ИП в пользу Зуева А.В. в размере 5000 руб.

22 сентября 2021 г. указанное требование старшего судебного пристава поступило в администрацию МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), что подтверждается штампом входящей корреспонденции № ... от 22.09.2021.

26 января 2022 г. старшим судебным приставом в адрес администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) направлено требование о предоставлении в однодневный срок со дня поступления требования документов, подтверждающие оплату долга по исполнительному производству № ...-ИП в пользу Зуева А.В. в размере 5000 руб. Данное требование поступило в администрацию 27.01.2022.

27 января 2022 г. старшему судебному приставу администрацией МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) представлено платежное поручение № ... от 26.01.2022 об оплате Зуеву А.В. суммы компенсации в размере 5 000 руб.

04 февраля 2022 г. постановлением старшего судебного пристава производство по исполнительному производству № ...-ИП окончено.

Из материала исполнительного производства № и № ...-ИП установлено следующее.

29 апреля 2021 г. Зуев А.В. обратился в Аллаиховское районное отделение судебных приставов УФССП России по РС(Я) с заявлением о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа №2, выданного на основании решения Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26.11.2020 по делу № 2а-AL-51/2020 о взыскании с администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) в пользу Зуева А.В. в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.

20 августа 2021 г. постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Аллаиховского районного отделения судебных приставов УФССП России по РС(Я) ЕИ. по исполнительному листу №2 возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении должника администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я).

14 сентября 2021 г. копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), что подтверждается штампом входящей корреспонденции на копии постановления за № ....

21 сентября 2021 г. старшим судебным приставом в адрес администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) направлено требование о предоставлении в двухдневный срок со дня поступления требования документов, подтверждающих оплату долга по исполнительному производству № ...-ИП в пользу Зуева А.В. в размере 5000 руб.

22 сентября 2021 г. указанное требование старшего судебного пристава поступило в администрацию МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), что подтверждается штампом входящей корреспонденции № ... от 22.09.2021.

26 января 2022 г. старшим судебным приставом в адрес администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) внесено требование о предоставлении в однодневный срок со дня поступления требования документов, подтверждающих оплату долга по исполнительному производству № ...-ИП в пользу Зуева А.В. в размере 5000 руб. Данное требование поступило в администрацию 27.01.2022.

27 января 2022 г. старшему судебному приставу администрацией МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) представлено платежное поручение № ... от 26.01.2022 об оплате Зуеву А.В. суммы компенсации в размере 5 000 руб.

04 февраля 2022 г. постановлением старшего судебного пристава производство по исполнительному производству № ...-ИП окончено.

Старшим судебным приставом также представлены копии приказов врио руководителя УФССП России по РС(Я) от 31.03.2021 № ...-к, от 19.04.2021 № ...-к, от 31.05.2021 № ...-к, от 31.05.2021 № ...-к, от 28.06.2021 № ...-к, от 27.07.2021 № .../-л, от 19.08.2021 № ...-к в соответствии с которыми исполнение обязанностей вакантной должности начальника Аллаиховского РОСП УФССП России по РС(Я) было возложено на ЕИ. Согласно пояснениям представителя ФССП России в судебном заседании врио начальника Аллаиховского РОСП УФССП России по РС(Я) ЕИ. осуществляла исполнение своих должностных обязанностей в г. Якутске.

С учетом установленных обстоятельств исполнения решений Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26.11.2020 по делам № 2а-AL-49/2020, № 2а-AL-51/2020 судом исследован вопрос о соблюдении административным истцом условий, установленных законом для обращения с заявлением о присуждении компенсации за нарушение разумных сроков исполнения судебных актов.

Зуев А.В. обратился в суд с административными исковыми заявлениями о присуждении компенсации за нарушение его права на исполнение судебных актов в разумный срок 12 января 2022 г., то есть в период исполнения судебных актов (до оплаты суммы компенсации морального вреда должником, то есть до 26 января 2022 г.).

Вместе с тем, в целях установления соблюдения заявителем срока обращения с административным исковым заявлением в соответствии с частью 4 статьи 250 КАС РФ необходимо определение порядка, в соответствии с которым федеральное законодательство связывает исполнение судебных актов, обращающих взыскание на средства бюджетов муниципальных районов, поскольку в данном случае должником выступает Администрация МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я).

Установление указанного обстоятельства также имеет значение для разрешения вопроса о наличии обстоятельств, указывающих на нарушение права заявителя на исполнение судебных актов в разумный срок.

Так, согласно части 2 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу, а в случае, если судебный акт подлежит немедленному исполнению или обращен судом к немедленному исполнению, - после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению.

Частью 3 указанной статьи Кодекса установлено, что исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.

Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по заявлению взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На официальном сайте МО «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) - http://mr-allaihovskij.sakha.gov.ru/allaihovovskij-rajon/Predstavitelyniy-organ/rajonnyj-sovet-deputatov/resheniya-predstavitelynogo-organa размещены в открытом доступе решения Аллаиховского улусного (районного) совета депутатов.

В соответствии со статьей 1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Аллаиховский район», утвержденного решением Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов от 18 декабря 2018 года №268, бюджетный процесс муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Уставом муниципального образования «Аллаиховский улус (район)», настоящим Положением.

Согласно пунктам 3, 4, 9 статьи 18 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Аллаиховский район» Финансово-контрольное управление муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» устанавливает порядок исполнения местного бюджета с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации; организует исполнение местного бюджета в соответствии с решением о местном бюджете, иными решениями Аллаиховского Улусного (районного) Совета депутатов, нормативными правовыми актами Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)»; осуществляет управление операциями со средствами на едином счете местного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Следовательно, финансовым органом муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» является Финансово-контрольное управление муниципального образования «Аллаиховский улус (район)», которое осуществляет полномочия по исполнению судебного акта по денежным обязательствам Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)».

Административным ответчиком Администрацией МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) представлено распоряжение Главы МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) Елисеева Я.Г. от 10 марта 2021 г. № 55 «О ликвидации Финансово-контрольного управления МО МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я)».

Указанным распоряжениям постановлено ликвидировать Финансово-контрольное управление МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я)», утверждены состав ликвидационной комиссии, положение о ликвидационной комиссии, план мероприятий по ликвидации, которые отражены в приложениях к распоряжению № 1, 2, 3.

Согласно пункту 2.3 Положения о ликвидационной комиссии с момента назначения Ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия управления в период её ликвидации и по управлению делами ликвидируемого управления.

На момент рассмотрения дела сведения о прекращении деятельности финансово-контрольного управления муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют. Из сведений, размещенных в ЕГРЮЛ, следует, что распоряжением от 10 марта 2021 года принято решение о ликвидации данного управления. В судебном заседании представитель МО «Аллаиховский улус (район)» пояснил, что процесс ликвидации Финансово-контрольного управления не окончен, создана ликвидационная комиссия, в настоящее время ликвидационный баланс не утвержден. Ликвидация Финансово-контрольного управления была вызвана необходимостью производства централизованного, эффективного и оперативного бюджетного процесса для МО «Поселок Чокурдах» и МО «Аллаиховский улус (район)». В связи с ликвидацией Администрации МО «Поселок Чокурдах» было принято решение о создании единого отраслевого отдела для поселка и улуса (района) в составе администрации улуса (района). В настоящее время решение о создании отраслевого отдела в составе администрации улуса (района) не принято, в связи с производством ликвидации Финансово-контрольного управления улуса (района).

Следовательно, из указанных положений нормативных правовых актов и муниципальных актов следует, что после вступления в законную силу судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судом выдается исполнительный лист по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. При этом исполнительный лист, выданный по судебному акту, предусматривающему взыскание денежных средств из бюджета муниципального района бюджетной системы РФ, должен быть предъявлен для исполнения в финансовый орган муниципального образования с приложением копии судебного акта, в соответствии с которым он выдан.

В рассматриваемом случае после вступления в законную силу 17.02.2021 решений Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26.11.2020 по делам № 2а-AL-49/2020 и 2а-AL-51/2020 были выданы исполнительные листы №1 и №2 о взыскании с администрации МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) в пользу Зуева А.В. компенсации морального вреда в размере 5000 руб.

На день возвращения в суд дела из апелляционной инстанции (07.04.2022), в производстве суда первой инстанции находились ходатайства Зуева А.В., поступившие в суд 19.02.2021, о направлении исполнительных листов по делам № 2а-AL-49/2020 и 2а-AL-51/2020 для исполнения в соответствии с ч. 3 ст. 353 КАС РФ.

Согласно пункту 9.3.2 Инструкции по делопроизводству в районном суде, утвержденном Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36 (далее – Инструкция по делопроизводству), установлено, что исполнительные документы подлежат выдаче (направлению) уполномоченным работником аппарата суда после вступления в законную силу судебного акта либо после возвращения дела из апелляционной инстанции, а по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению, - в день вынесения решения.

После вступления в законную силу судебного акта либо после возвращения дела из апелляционной инстанции, уполномоченным работником аппарата суда не позднее 5 рабочих дней в адрес взыскателя направляется соответствующее уведомление с разъяснением положений ст. 428 ГПК РФ, ст. 353 КАС РФ о необходимости представления им в суд заявления на выдачу (направление) исполнительного листа и (или) ходатайства для направления его на исполнение непосредственно судом. Исполнительные документы изготавливаются и подлежат выдаче взыскателю уполномоченным работником аппарата суда в тот же день при его личном обращении (либо его представителя) в суд с соответствующим заявлением, а в случае поступления заявления посредством почтовой связи, в том числе подачи его в электронном виде, а также нахождения дела в архиве, - направляются (выдаются) взыскателю не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления. Копии судебного акта по гражданскому делу, выписки из решения оформляются в соответствии с требованиями пункта 14.5 настоящей Инструкции.

В нарушение требований пункта 9.3.2 Инструкции по делопроизводству исполнительные листы о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. по делам № 2а-AL-49/2020 и 2а-AL-51/2020 не были направлены судом в адрес Ликвидационной комиссии Финансово-контрольного управления МО «Аллаиховский улус (район)» либо в администрацию МО «Аллаиховский улус (район)» в соответствии со ст. 353 КАС РФ в течении 5 рабочих дней, притом, что в день возвращения дела из апелляционной инстанции в производстве суда имелось ходатайство Зуева А.В. о направлении исполнительных листов для исполнения. Дело вернулось в суд из апелляционной инстанции 07.04.2021, соответственно последним днем для направления исполнительных листов для исполнения в финансовый орган района являлось 14.04.2021.

Между тем, 22 апреля 2021 г. Зуев А.В. обратился в суд с ходатайством о выдаче ему исполнительных листов, 27 апреля 2021 г. исполнительные листы были выданы ему.

Нарушение срока направления судом по просьбе взыскателя исполнительных листов в финансовый орган района составил 5 рабочих дней (7 календарных дней) до дня обращения Зуева А.В. в суд с ходатайством о выдаче ему исполнительных листов.

Пунктом 3.5 Положения о ликвидационной комиссии Финансово-контрольного управления МО «Аллаиховский улус (район)» установлено, что в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в первую очередь подлежат удовлетворению требования граждан, перед которыми управление несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

В соответствии с Планом мероприятий по ликвидации Финансово-контрольного управления МО «Аллаихвский улус (район)» в строке 14 указано, что промежуточный ликвидационный баланс составляется и представляется для утверждения учредителем до 14.05.2021.

Следовательно, при поступлении исполнительных листов в ликвидационную комиссию Финансово-контрольного управления улуса (района) они подлежали включению в промежуточный ликвидационный баланс.

Однако исполнительные листы в ликвидационную комиссию финансового органа не поступали.

Из материалов дела установлено, что нарушение разумных сроков было вызвано действиями взыскателя, который, получив исполнительные листы в суде, обратился в службу судебных приставов, который в соответствии с законодательством об исполнительном производстве не осуществляет принудительное исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Так, 29 апреля 2021 г. Зуев А.В. представил исполнительные листы №1 и №2 в Аллаиховский РОСП УФССП России по РС(Я) для исполнения.

В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.

В пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 29 марта 2006 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Таким образом, Зуев А.В., получив исполнительные листы в суде, должен был в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обратиться в Финансово-контрольное управление МО «Аллаиховский улус (район)» РС(Я) с приложением заверенной копии решения, реквизитов для перечисления взыскиваемой суммы компенсации, поскольку именно данный орган является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим выплаты из средств бюджета муниципального района.

Однако Зуев А.В., вместо того, чтобы обратиться в финансовый орган района, обратился с заявлением о возбуждении исполнительного производства в Аллаиховский РОСП УФССП России по РС(Я), который в соответствии с законодательством об исполнительном производстве не осуществляет принудительное исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, общую продолжительность исполнения решений Усть-Янского районного суда РС(Я) от 26.11.2020 по делам № 2а-AL-49/2020 и 2а-AL-51/2020, исчисляемую с момента обращения взыскателя с исполнительным листом и указанными документами в финансовый орган, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта, рассчитать в данном случае не представляется возможным, поскольку не имело место обращение взыскателя в финансовый орган муниципального образования.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления Зуева А.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок не имеется, поскольку их исполнение в установленном Бюджетным кодекса РФ не было инициировано в связи с действиями взыскателя, который обратился в службу судебных приставов, тогда как должен был обратиться в финансовый орган муниципального образования. При этом в действиях финансового органа муниципального образования, на который возложена законом обязанность по исполнению судебных актов о взыскании из средств бюджета района, не усматривается нарушения разумного срока исполнения судебных актов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года № 804-О и от 13 февраля 2018 г. № 249-О, Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года N 804-О и от 13 февраля 2018 г. N 249-О, в абзаце первом пункта 6 его статьи 242.2 сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.

Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Зуева А.В. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Аллаиховскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Финансово-контрольному управлению муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), ликвидационной комиссии Финансово-контрольного управления муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья: З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме вынесено 25 марта 2022 года.