ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-42/2023 от 22.08.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №3а-42/2023

Решение

Именем Российской Федерации

город Якутск 22 августа 2023 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Колочевой К.А., с участием прокурора Оготоева К.С.

представителей административного истца Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» по доверенности Саввиной Т.В., Никифорова Г.А., представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по доверенности Степанова Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании не действующим пункта 1 Таблицы №1 Приложения №1 постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года №316 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) на период с 2023 по 2027 годы»,

установил:

25 ноября 2022 года Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принято постановление №316 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) на период с 2023 по 2027 годы».

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2023 год для Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» определена Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в размере 10 194 322,75 тыс. руб., что подтверждается таблицей № 1 к приложению № 1 к Постановлению от 25 ноября 2022 года № 316.

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – общество, ПАО «Якутскэнерго») обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным иском о признании не недействующим пункта 1 Таблицы №1 Приложения №1 к постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года №316 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) на период с 2023 по 2027 годы», возложении обязанности, взыскании судебных расходов.

В обоснование административного иска указано, что Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» является территориальной сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых в Центральном и Западном энергорайонах Республики Саха (Якутия), оказывает услуги по передаче электрической энергии. Административный истец считает, что при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) тарифным органом произведено необоснованное снижение необходимой валовой выручки по услуге - передача электрической энергии на 2023 год в размере 305 144,8 тыс. руб. Просит признать не действующим с момента принятия пункт 1 Таблицы №1 Приложения №1 к постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года №316 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) на период с 2023 по 2027 годы» в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 10 194 322,75 тыс. руб., на Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) возложить обязанность в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим, опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном интернет- портале правовой информации, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В судебном заседании представители административного истца административный иск поддержали, просили удовлетворить в полном объеме, пояснив, что при утверждении необходимой валовой выручки комитетом не применены поправочные коэффициенты.

Представитель административного ответчика с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, пояснив, что обжалуемым постановлением права административного истца не нарушены.

Прокурор в своем заключении просил удовлетворить административный иск.

Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике).

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года № 468 (далее Положение № 468), государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).

Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации и в информационно-аналитической системе «тарифные решения» http:tdb.regio№al-tariff.ru и по этим основаниям не обжалуется.

ПАО «Якутскэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и имеет статус территориальной сетевой организации, является котлодержателем в Центральном и Западном энергорайонах Республики Саха (Якутия).

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго», являющееся субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, и полагающее, что этим актом нарушены его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими рекомендациями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э.

29 апреля 2022 года Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» обратилось с заявлением об установлении необходимой валовой выручки ПАО «Якутскэнерго» на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год и долгосрочных параметров регулирования на 2023 -2027 года.

Из протокола заседания правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года №184-пр следует, что тарифным органом выбран метод регулирования - метод индексации необходимой валовой выручки.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала энергии (пункт 3 названной нормы).

Согласно пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются операционные расходы, расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходы по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, расходы, связанные с возвратом собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, которые в части реализации мероприятий по организации коммерческого учета не должны превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с нормативами предельного объема финансовых потребностей и правилами заполнения форм раскрытия информации, до начала очередного долгосрочного периода регулирования, налог на прибыль организаций и другие установленные законодательством Российской Федерации обязательные налоги и платежи, связанные с владением имуществом, а также расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации. Операционные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования определяются путем индексации базового уровня операционных расходов на коэффициент индексации, определяемый в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа, и параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе с учетом индекса эффективности операционных расходов, утверждаемого регулирующими органами, и индекса изменения количества активов, устанавливаемого регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа. В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения операционных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования независимо от применяемого метода регулирования базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов сетевых организаций на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитывается методом экономически обоснованных расходов (затрат) и методом сравнения аналогов.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).

Расчет базового уровня операционных (подконтрольных) расходов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методика № 98-э), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э (далее - Методика № 228-э), а также Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года № 421-э.

Пунктом 15 Методики № 228-э и пунктом 12 Методики № 98-э установлен перечень статей затрат, учитываемых в базовом уровне операционных (подконтрольных) расходов.

Согласно пункту 14 Методики № 228-э и пункту 11 Методики № 98-э базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Согласно разъяснениям ФАС России от 18 мая 2022 года № МШ/48197/22 «О формировании расходов территориальных сетевых организаций» при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования и при расчете показателя в соответствии с формулами, предусмотренными пунктами 8, 42 Методики № 228-э, и показателя Bi в соответствии с пунктом 11 Методики № 98-э.

В1 - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.

Величина Вi определяется в соответствии с формулой (3).

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э расчет корректировки необходимой валовой выручки по результатам фактически понесенных затрат рассчитывается с учетом индекса потребительских цен, определенного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

В данном случае, регулятором расчет корректировки необходимой валовой выручки произведен без учета индекса потребительских цен, определенного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Данное обстоятельство представителем административного ответчика не оспаривается.

Таким образом, утверждение тарифным органом величины корректировки необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год без учета необходимости применения индексов потребительских цен противоречит требованиям пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 7, 38 Основ ценообразования, пунктам 9, 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 года № 98-э.

Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку при расчете единых (котловых) тарифов орган регулирования исходит из утвержденных ФАС России предельных уровней тарифов, подлежат отклонению. Ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления тарифного органа, подготовленных при принятии Постановления, не приведено данных, подтвержденных расчетами, о возможности превышения предельных максимальных уровней тарифов, установленных ФАС России, в случае принятия предложения общества при определении необходимой валовой выручки. Кроме того, данное обстоятельство не явилось основанием для корректировки необходимой валовой выручки в размере, указанном в обжалуемом постановлении.

При этом, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 8 ноября 2019 года № 1483/19.

Однако такая обязанность Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) не выполнена, доказательств соблюдения данного порядка в материалы дела не представлено.

На основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В данном случае суд в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приходит к выводу о признании оспариваемого нормативного акта недействующим в части с момента его принятия.

В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии суд с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым возложить на ответчика обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 316 от 25 ноября 2022 года в части, признаваемой судом не действующим.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 18 мая 2023 года №24360.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административные исковые требования Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» удовлетворить.

Признать не действующим с момента принятия пункт 1 Таблицы № 1 Приложения № 1 к Постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года № 316 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) на 2023 по 2027 годы» в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 10 194 322,75 тыс. руб.

Возложить на Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.

Возложить на Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.

Взыскать с Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в пользу Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 22 августа 2023 года