Дело № 3а-48/2020(3а-430/2019)
42ОS0000-01-2019-000441-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Михеевой С.Н.
при секретаре Злобиной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«14» февраля 2020 года
дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 августа 2014 года и составляет 3 537 855, 99 руб.
Согласно отчетам оценщика ООО «Оценщик» № 703 от 26 августа 2019 года; № 703-1 от 10 декабря 2019 года рыночная стоимость земельного участка на дату оценки 1 августа 2014 года составляет 165 070 руб.; 225 273 руб.
В связи с этим, ссылаясь на нормы ст.66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, КУГИ по Кемеровской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу и заинтересованное лицо администрация Мариинского городского поселения в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав эксперта, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты его внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 069, 89 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, расположенного: <адрес>, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года № на ФИО9., согласно свидетельству о регистрации брака следует, что ФИО8 сменила фамилию на ФИО10.
Из предоставленного кадастрового дела следует, что данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 7 июня 2005 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 августа 2019 года кадастровая стоимость указанного земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31 декабря 2015 года, определена по состоянию на 1 августа 2014 года и составляет 3 537 855, 99 руб.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка утверждена Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 г., № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 1 августа 2014 года.
По сведениям Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» - Кузбассу следует, что решением Комиссии от 29 января 2020 года № 2-11 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 225 273 руб., на основании отчета ООО «Оценщик» № 703-1 от 10 декабря 2019 года.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата применения, установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости – 225 273 руб. с 1 января 2020 года, дата календарного года, в котором подано заявление в Комиссию (9 января 2020 года) о пересмотре кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратилась 14 октября 2019 года, в связи с чем, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит применению с 1 января 2019 года.
Из представленного административным истцом отчетов ООО «Оценщик» № 703 от 26 августа 2019 года; № 703-1 от 10 декабря 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка на дату оценки 1 августа 2014 года составляет 165 070 руб.; 225 273 руб.
В связи с тем, что предоставленный отчет ООО «Оценщик» № 703 от 26 августа 2019 года не подлежал однозначному толкованию, выводы об итоговой рыночной стоимости указанного земельного участка сделаны без учета его характеристик определением Кемеровского областного суда от 5 декабря 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза земельного участка.
Согласно заключению эксперта ООО «Оценочное бюро «Актив» № 283/19 от 27 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 069, 89 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, расположенного: <адрес> а по состоянию 1 августа 2014 года составляет 165 200 рублей (л.д. 2-48,т.2).
Дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость спорного объекта – 1 августа 2014 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно выводов эксперта либо иных доказательств относительно установленной экспертами рыночной стоимости указанного земельного участка.
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО2 пояснила, что ею применен метод сравнения продаж при определении рыночной стоимости указанного земельного участка. Объекты-аналоги были подобраны максимально соответствующие по качественным и количественным характеристикам исследуемому объекту оценки. Было учтено, что это категория: земли населенных пунктов, ВРИ-для размещения промышленных объектов. На стр. 50 экспертного заключения ею отражен экономический потенциал схожий по своим характеристикам с исследуемым земельным участком. Корректировка приведена только на площадь, остальные показатели были в рамках установленных показателей и корректировки не требовали.
Не доверять экспертному заключению ООО «Оценочное бюро «Актив» № 283/19 от 27 января 2020 года у суда нет оснований, поскольку они обоснованы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности в установленном порядке. Каких-либо нарушений при производстве экспертизы судом не установлено.
Выводы эксперта относительно рыночной стоимости земельного участка основаны на всестороннем исследовании характеристик как объектов оценки, так и сегмента рынка, использован метод сравнения продаж. Информация об объектах-аналогах указана в полном объеме, использование корректировок обоснованно.
В силу пункта 24 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на основании имеющихся в деле доказательств, суд вправе установить рыночную стоимость в ином порядке, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
По данному делу установление кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит установлению на основании экспертного заключения, на период с 01.01.2019г, поскольку в противном случае права административного истца будут нарушены. Изложенное в письменном виде заявление ФИО1 о том, что она не поддерживает заявленные требования ввиду установления рыночной стоимости решением Комиссии от 29.01.2020г, не являются основанием для прекращения производства по настоящему делу.
Согласно информации, представленной по запросу суда из ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» внесение изменений в кадастровую стоимость земельного участка № с 3 537 855.99 руб на кадастровую стоимость- 225 283 руб, установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29.01.2020г № 2-1 внесены в реестр объектов недвижимости на дату вступления в силу такого решения-29.01.2020г. Дата применения рыночной стоимости земельного участка в размере 225 273 руб- с 01.01.2020г. Указанные сведения являются актуальными с 01.01.2020г.
Согласно документов, поступивших во исполнение запроса суда из Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости следует, что ФИО1 обратилась в указанный орган с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 09.01.2020г.
Таким образом, наличие решения Комиссии об установлении рыночной стоимости в отношении указанного земельного участка не является основанием для отказа ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, первоначально поданных в суд общей юрисдикции.
Предоставленный административным истцом второй отчет об определении рыночной стоимости указанного земельного участка с определением рыночной стоимости- 225 273 руб не может быть положен в основу решения, поскольку является недостоверным относительно размера рыночной стоимости. Так, оценщиком взяты объекты-аналоги не соответствующие по виду разрешенного использования исследуемому объекту, в связи с чем в качестве объектов-аналогов использованы быть не могут.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований об административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которые основаны на законе.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 069, 89 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, расположенного: <адрес> а, в размере рыночной стоимости равной 165 200 рублей, по состоянию на 1 августа 2014 года, на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Датой обращения ФИО1 в суд считать 14 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Михеева
Решение в окончательной форме изготовлено 18.02.2020.