ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-431/18 от 30.11.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а – 431/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2018 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.

при секретаре Морозовой М.Н.,

с участием представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Славянка» генерального директора Ретунцевой И.А., действующей на основании устава, Ретунцевой О.А., действующей на основании доверенности от 05 октября 2018 года, адвоката Лукьяновой О.И., действующей на основании ордера от 05 октября 2018 года , представителя административного ответчика Совета муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области и заинтересованного лица администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области Скрипко М.М., действующей на основании доверенностей от 19 октября 2018 года и от 07 февраля 2018 года , представителя заинтересованного лица уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области Курышова А.И., действующего на основании доверенности от 25 июля 2018 года , представителей заинтересованного лица министерства экономического развития Саратовской области Царевой М.В., действующей на основании доверенности от 24 июля 2018 года , Кузиной С.А., действующей на основании доверенности от 26 ноября 2018 года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Славянка» к Совету муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области от 13 августа 2013 года № 261 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 в части пунктов 16 и 22 приложения № 1, схем границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14), ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Советская, 130) приложения № 2,

установил:

решением Совета муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области (далее – Совет) от 13 августа 2013 года № 261 (далее – решение № 261) определены границы, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в приложении № 1 «Перечень детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, вокзалов, розничных рынков, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» в пункте 16 установлены такие границы для МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14) – 50 метров, в пункте 22 для ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Советская, 130) – 40 метров, в приложении № 2 «Схемы границ детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, вокзалов, розничных рынков, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» приведены схемы таких границ для названных учреждений.

Решением Совета от 26 мая 2014 года № 312 внесены изменения в указанное решение, в том числе схема границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14) изложена в новой редакции.

Общество с ограниченной ответственностью «Славянка» (далее – ООО «Славянка») обратилось в Саратовский областной суд с административным иском об оспаривании решения № 261 в приведённой выше части.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что общество является собственником земельного участка и нежилого здания, расположенных по адресу: Саратовская область, город Хвалынск, улица Петрова-Водкина, дом № 5 «б». На основании лицензии от 11 июля 2016 года № 0000763 сроком действия до 06 июля 2019 года общество осуществляло в указанном здании магазина розничную продажу алкогольной продукции. 26 декабря 2017 года министерством экономического развития Саратовской области проведена внеплановая проверка деятельности общества, в результате которой выявлено, что названный торговый объект расположен на территории, прилегающей к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска», на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Приказом министерства экономического развития Саратовской области от 26 января 2018 года № 252 действие указанной выше лицензии приостановлено.

ООО «Славянка» полагало, что решение Совета № 261 в оспариваемой части противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 261-ФЗ, согласно которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования). МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» является образовательной организацией дополнительного образования, следовательно, на прилегающую к ней территорию не могут быть распространены такие требования.

Кроме того, по мнению административного истца, нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), устанавливающим запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, поскольку оспариваемый акт органа местного самоуправления предусматривает различные размеры прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Также административный истец считал, что решение Совета принято с нарушением положений пунктов 4, 5, 6, 7, 8 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425 (далее – Правила определения границ прилегающих территорий).

В судебном заседании представители ООО «Славянка» поддержали заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области поддержал позицию административного истца, полагал решение Совета в оспариваемой части нарушающим запрет на ограничение конкуренции.

Представитель административного ответчика Совета и заинтересованного лица администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области возражал против удовлетворения административного искового заявления, считал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленной процедуры и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители заинтересованного лица министерства экономического развития Саратовской области поддержали позицию административного ответчика, в разрешении спора полагались на усмотрение суда.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Как следует из материалов дела, ООО «Славянка» является собственником земельного участка и нежилого здания, расположенных по адресу: Саратовская область, город Хвалынск, улица Петрова-Водкина, дом № 5 «б» (том № 1 листы дела № 33-40, 207-224).

11 июля 2016 года ООО «Славянка» выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по указанному адресу на срок до 06 июля 2019 года (том № 2 лист дела № 12).

Решением Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 (пункт 16 приложения № 1) установлены границы территорий, прилегающих к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14), в размере 50 метров, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (том № 1 листы дела № 141-170).

Согласно сведениям, представленным органами технической инвентаризации, расстояние от входа в МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» до входа для посетителей в магазин ООО «Славянка» составляет 45 метров (том № 1 листы дела № 176-180, том № 2 лист дела № 17).

При этом согласно схеме границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» приложения № 2 (том № 1 лист дела № 170) магазин ООО «Славянка» не входит в границы указанных территорий.

26 декабря 2017 года министерством экономического развития Саратовской области проведена внеплановая проверка деятельности общества, в результате которой выявлено, что приведённый выше торговый объект расположен на территории, прилегающей к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска», на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Приказом министерства экономического развития Саратовской области от 26 января 2018 года № 252 действие указанной лицензии приостановлено (том № 2 листы дела № 1-2).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2018 года по делу № А57-126/2018 отказано в удовлетворении заявления министерства экономического развития Саратовской области о привлечении по данным фактам ООО «Славянка» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд установил указанные выше обстоятельства, но ограничился устным замечанием (арбитражное дело № А57-126/2018 листы дела № 186-190).

Кроме того, согласно сведениям общедоступных публичных карт и органов технической инвентаризации (том № 1 листы дела № 141-145, 156 (оборот), 183-185, том № 2 лист дела № 16) магазин ООО «Славянка» не находится в границах территорий (40 метров), прилегающих к ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Советская, 130) (пункт 22 приложения № 1 и приложение № 2 к решению Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312).

Таким образом, судом установлен факт применения в отношении административного истца оспариваемого нормативного правового акта только в части пункта 16 приложения № 1 и схемы границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14) приложения № 2 к решению Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312.

Доказательств, подтверждающих, что ООО «Славянка» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом в части пункта 22 приложения № 1 и схемы границ территорий, прилегающих к ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Советская, 130) приложения № 2, суду не представлено.

В этой связи судом должна быть проверена законность решения Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 части пункта 16 приложения № 1 и схемы границ территорий, прилегающих к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14), приложения № 2.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом № 171-ФЗ.

В соответствии со статьями 7 и 16 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения изменений в него, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях

К таким прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425 утверждены Правила определения границ прилегающих территорий, согласно которым органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.

Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Информация о принятых решениях, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац 10 пункта 6, пункты 7, 8, 9 Правил).

В силу частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как установлено статьями 1, 3, 16, 19, 21, 38, 43 и 47 Устава муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области, принятого решением Света муниципального образования город Хвалынск от 05 декабря 2005 года № 16, город Хвалынск является муниципальным образованием со статусом городского поселения и входит в состав Хвалынского муниципального района.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами.

Структуру органов местного самоуправления составляют Совет муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольно-счётная комиссия.

Совет состоит из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Полномочия Совета второго созыва составляют 2,5 года. Полномочия Совета третьего и последующих созывов составляют 5 лет.

Совет обладает, в том числе полномочиями, определёнными федеральными законами, законами Саратовской области.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Саратовской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами области.

Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения – правовые акты нормативного и иного характера, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета.

Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено Федеральным законом.

Решения, принятые Советом, направляются главе поселения для подписания и обнародования.

Решения Совета подписываются главой поселения в течение 10 дней со дня принятия решения и публикуются в печатном средстве массовой информации органа местного самоуправления в течение 10 дней со дня подписания.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней после первоначального официального опубликования (обнародования) их полного текста.

Муниципальные правовые акты обнародуются путём размещения в специально выделенных местах на здании (помещении) Совета, местной администрации и на территории каждого населенного пункта, входящего в состав поселения. Перечень (адреса или схемы расположения) мест для размещения текстов муниципальных правовых актов, ответственных лиц за достоверное и своевременное обнародование информации, сроки обновления информации, порядок ознакомления с актами, снятыми со стендов, определение других гарантий доступности каждому жителю поселения муниципальных правовых актов устанавливаются положением об обнародовании муниципальных правовых актов, утверждаемым решением Совета.

В соответствии с частью 3 Положения «О порядке официального опубликования (обнародования) нормативно-правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования город Хвалынск», утверждённого решением Совета от 29 апреля 2010 года № 179 в редакции решения от 31 января 2011 года № 253 (том № 1 листы дела № 83-87) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления город Хвалынск могут быть опубликованы в установленном печатном издании, размещены на официальном сайте муниципального образования или в информационно-правовых системах.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления город Хвалынск обнародуются путём их размещения в специально отведённых общедоступных местах, утверждённых решением Совета.Порядок опубликования, либо обнародования каждого конкретного нормативно-правового акта должен быть определён в решении, которым принимается данный нормативно-правовой акт.Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.Как следует из материалов дела 13 августа 2013 года на внеочередном заседании Совета принято решение № 261 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», которым, в том числе в приложении № 1 «Перечень детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, вокзалов, розничных рынков, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» в пункте 16 установлены такие границы для МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14) – 50 метров, в приложении № 2 «Схемы границ детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, вокзалов, розничных рынков, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» приведена схемы таких границ для названного учреждения. В соответствии с пунктом 6 решения оно вступает в силу после обнародования. За данное решение проголосовали 8 депутатов, то есть большинство голосов от установленной численности депутатов Совета (том № 1 листы дела № 141-163, 189-191). Решением Совета от 26 мая 2014 года № 312 внесены изменения в решение № 261, в том числе схема границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14) изложена в новой редакции. Согласно пункту 3 решения оно вступает в силу с момента обнародования.За данное решение проголосовали 11 депутатов, то есть большинство голосов от установленной численности депутатов Совета (том № 1 листы дела № 164-170, 192-195). Как установлено судом, на настоящий момент решения Совета от 13 августа 2013 года № 261 и от 26 мая 2014 года № 312 опубликованы в 48 номере от 29 ноября 2018 года общественно-политической газеты Хвалынского района «Звезда» – печатном издании, распространяющемся на территории Хвалынскоого муниципального района, за исключением приложения № 2, размещены полностью на официальном сайте администрации Хвалынского муниципального района и официальном сайте правительства Саратовской области, а также обнародованы за исключением приложения № 2 на информационном щите здания администрации Хвалынского муниципального района, в муниципальном учреждении культуры «Хвалынская межпоселенческая центральная библиотека имении СС Наровчатова», На территории Хвалынского муниципального района осуществляется бесплатный доступ граждан к официальной информации с использованием сети «Интернет», в том числе к сайтам органов государственной власти, органов местного самоуправления, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, а также показаниями допрошенного в судебном заседании 22 ноября 2018 года свидетеля начальника отдела экономики, торговли, муниципальных закупок и инвестиций администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области Лейднер Ирины Ивановны (том № 1 листы дела № 80, 173-175, 196, 197-203, том № 2 листы дела № 20, 21, 34, 38-57, 65-69, 70-89, 90-100,116). В этой связи суд приходит к выводу о соблюдении органом местного самоуправления приведённых выше положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного правового акта, поскольку на настоящий момент обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Также органом местного самоуправления выполнены требования пунктов 8 и 9 Правил определения границ прилегающих территорий о направлении информации о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции и размещении на официальном сайте такого органа исполнительной власти субъекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается соответствующими письмами (том № 2 листы дела № 20, 21), а также пояснениями представителей министерства экономического развития Саратовской области, данными в судебном заседании.

Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета муниципального образования город Хвалынск, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативных правовых актов в действие (опубликование) и вступления их в силу.

То обстоятельство, что согласно пункту 8 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 261-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учётом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, не может служить основанием для вывода об отсутствии у Совета муниципального образования город Хвалынск компетенции на принятие оспариваемого нормативного правового акта и о нарушении процедуры его принятия, поскольку изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ вступили в силу после принятия решений № 261 и № 312, Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 261-ФЗ не содержит положений, предписывающих привести нормативные правовые акты органов местного самоуправления в соответствие с вводимой им компетенцией и процедурой.

Относительно соответствия решения № 261 в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с абзацами 2 и 3 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 261-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.

Основные понятия, применяющиеся в сфере образования, закреплены в статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Так, под обучением понимается целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Образовательной организацией признаётся некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность (деятельность по реализации образовательных программ) в качестве основного вида деятельности, а организацией осуществляющей обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Образовательные программы подразделяются на основные и дополнительные (статья 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Организации, осуществляющие обучение, вправе осуществлять образовательную деятельность, в том, числе по дополнительным образовательным программам (статья 31 Федерального закона № 273-ФЗ).

По смыслу приведённых выше норм законодатель установил запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих ко всем образовательным организациям независимо от возраста обучающихся, за исключением организаций дополнительного образования, а также на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (обучение) в отношении несовершеннолетних, как по основным, так и по дополнительным программам образования. При этом то обстоятельство, что образовательная деятельность осуществляется в качестве основного вида деятельности организации либо дополнительного не имеет значения.

Как установлено судом, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Хвалынска», расположенная по адресу: город Хвалынск, улица Петрова-Водкина, дом № 14, является организацией дополнительного образования, осуществляющей в качестве основного вида деятельности реализацию дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности. В школу принимаются дети в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет или от десяти до двенадцати лет в зависимости от срока реализации дополнительной общеобразовательной программы. Данные обстоятельства подтверждаются уставом школы искусств, лицензией на осуществление образовательной деятельности и правилами приёма детей (том № 2 листы дела № 101-115).

Учитывая, что указанная школа искусств осуществляет обучение (образовательную деятельность по дополнительным программам образования) несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что в отношении данной образовательной организации применимы положения абзаца 3 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 261-ФЗ.

Доводы административного истца о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, устанавливающим запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, суд полагает несостоятельными исходя из следующего.

Согласно статье 4 Федерального закона № 135-ФЗ конкуренцией признаётся соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем решение № 261 в оспариваемой административным истцом части таких положений не содержит.

В Приложении № 1 к оспариваемому нормативному правовому акту указаны 23 детских и образовательных учреждения, из которых для 20 учреждений установлены границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в размере 50 метров, для 2 учреждений – 39 метров и для 1 учреждения – 40 метров. Таким образом, в отношении подавляющего большинства образовательных организаций, в том числе затрагивающей интересы административного истца, органом местного самоуправления установлены одинаковые границы указанных прилегающих территорий.

Доказательства, подтверждающие, что установление в отношении 3 учреждений иных границ таких территорий повлекло за собой ограничение конкуренции на соответствующем рынке, административным истцом суду не представлены.

Кроме того, право органа местного самоуправления дифференцированно определять границы прилегающих к образовательным организациям территорий, для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции закреплено в абзаце 10 пункта 6 Правил определения границ прилегающих территорий. Предусмотренное абзацем 2 пункта 6 названных Правил требование о том, что максимальное значение расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий не может превышать минимальное значение указанного расстояния более чем на 30 процентов, органом местного самоуправления соблюдено.

При этом установленные органом местного самоуправления минимальные значения границ прилегающих территорий к иным организациям и объектам (объектам спорта, медицинским организациям, универсальным розничным рынкам, вокзалу) не имеют значения при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и пунктом 6 Правил определения границ прилегающих территорий, ограничение разницы расстояний между минимальными и максимальными значениями границ прилегающих территорий, установлено отдельно применительно к каждому виду таких организаций и объектов.

Требования пунктов 4, 5, 6, 7, 8 Правил определения границ прилегающих территорий, регламентирующих определение территории, прилегающей к организациям и объектам, предусмотренным подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, максимальные и минимальные значения таких территорий, способ расчёта указанных расстояний и составление схем границ прилегающих территорий, органом местного самоуправления выполнены.

Таким образом, решение Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

То обстоятельство, что на схеме границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14) приложения № 2 к решению Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 (том № 1 лист дела № 170) неверно отражены границы указанных прилегающих территорий, в соответствии со сведениями представленными органами технической инвентаризации (том № 1 листы дела № 176, 177, том № 2 лист дела № 17) и показаниями допрошенного в судебном заседании 22 ноября 2018 года свидетеля начальника отдела экономики, торговли, муниципальных закупок и инвестиций администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области Лейднер Ирины Ивановны (том № 2 листы дела № 34, 38-57), является технической ошибкой, и само по себе не может служить основанием для вывода о противоречии оспариваемого нормативного правового акта в данной части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующим решения Совета № 261 в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 в части пунктов 16 и 22 приложения № 1, схем границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14), ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Советская, 130) приложения № 2.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Славянка» к Совету муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области от 13 августа 2013 года № 261 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» в редакции решения от 26 мая 2014 года № 312 в части пунктов 16 и 22 приложения № 1, схем границ прилегающих территорий к МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Петрова-Водкина, 14), ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Хвалынска» (г. Хвалынск, ул. Советская, 130) приложения № 2, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Совкич