Дело № 3а-431/2021 24 августа 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Пукановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО ««ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» предъявило в суд административное исковое заявление к Министерству имущественных отношений Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 17 033 047 руб. 44 коп. Однако рыночная стоимость земельного участка определена в размере 10 800 000 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает права ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» как налогоплательщика, административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительство Архангельской области, в качестве заинтересованного лица - администрация городского округа «Город Архангельск».
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования уточнил, представил уточненный отчет о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 12 100 000 руб.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Архангельской области ФИО2 оставила разрешение спора на усмотрение суда, уточненный отчет не оспаривала, ходатайства о проведении судебной экспертизы не заявляла.
Представитель заинтересованного лица ГБУ Архангельской области ФИО3 оставила разрешение спора на усмотрение суда, уточненный отчет не оспаривала, ходатайства о проведении судебной экспертизы не заявляла.
Иные лица, участвующие в деле, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон №237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что ООО ««ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автозаправочной станции №, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
По смыслу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Областного закона от 21.01.2009 № 655-33-ОЗ «О регулировании отдельных земельных отношений», на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 16.04.2018 №1-п на территории Архангельской области в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области утверждены постановлением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 21.11.2019 № 16-п, в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2019 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 17 033 047 руб. 44 коп., о чем 01.02.2020 в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись.
В силу частей 1, 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно уточненному отчету ООО «Лаир» № Н-33857/20/2 по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 12 100 000 руб.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили уточненный отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом уточненного отчета у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения экспертизы по инициативе суда.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объекта недвижимого имущества, собственником которого являются административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права административного истца, как плательщика налога на имущество организации, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 12 100 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи заявления считать 14 июля 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий И. В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено судом 26.08.2021
Судья: И. В. Рогова