ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-432/18 от 30.10.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3а-432/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск. 30 октября 2018 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре Анеховой Я.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красноярский гортоп» о признании не действующим приказа министерства транспорта Красноярского края от 14 декабря 2015 г. № 5/78-Н «Об установлении предельного максимального тарифа на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях обществом с ограниченной ответственностью «Ларец»,

установил:

14 декабря 2015 г. министерством транспорта Красноярского края принят приказ № 5/78-Н «Об установлении предельного максимального тарифа на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях обществом с ограниченной ответственностью «Ларец» (далее также – приказ № 5/78-Н), размещённый 15 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru.

Данным приказом установлен предельный максимальный тариф за эксплуатацию подъездного железнодорожного пути, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Ларец» (далее – ООО «Ларец», общество), в размере 721,01 рублей за вагон (без учета налога на добавленную стоимость).

Общество с ограниченной ответственностью «Красноярский гортоп» (далее – ООО «Красноярский гортоп»), эксплуатирующее подъездной железнодорожный путь ООО «Ларец», обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела) о признании приказа № 5/78-Н не действующим со дня принятия.

По мнению административного истца, утвержденный приказом № 5/78-Н предельный тариф установлен с нарушением федерального законодательства и законодательства Красноярского края в сфере государственного регулирования тарифов и является экономически необоснованным, поскольку при его расчете министерство транспорта Красноярского края использовало неверные данные о планируемом объеме услуг ООО «Ларец» и о затратах общества на оплату труда, социальные отчисления, амортизацию, управленческие и прочие расходы.

Министерством транспорта Красноярского края (далее также – орган регулирования) и ООО «Ларец», привлечённым к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представлены письменные возражения относительно заявленных требований. В возражениях указывается, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.

Выслушав объяснения представителя ООО «Красноярский гортоп» Кюрехян А.А., поддержавшей заявленные требования, представителей министерства транспорта Красноярского края Бумагиной О.Н., Бельской Я.В.
и представителя ООО «Ларец» Петлишневой Н.Н., возражавших против удовлетворения административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Федорченко М.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В этот Перечень входят транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Постановлением Администрации Красноярского края от 24 сентября 2001 г. № 670-п «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае» утвержден перечень регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае, пунктом 4.3 которого к полномочиям министерства транспорта Красноярского края отнесено тарифное регулирование транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Указанные полномочия министерства транспорта Красноярского края также закреплены в подпункте 3 пункта 3.1 положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 6 июля 2010 г. № 377-п.

Таким образом, приказ № 5/78-Н принят уполномоченным органом, что не оспаривается административным истцом.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд, являются железнодорожными путями необщего пользования.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 названного закона тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит железнодорожные перевозки к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В пункте 1 статьи 12 этого закона установлено, что при принятии решений о применении методов регулирования, в том числе и метода установления цен (тарифов), орган регулирования должен оценивать обоснованность затрат субъекта естественной монополии.

Из анализа приведенных выше норм вытекает, что тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется с применением государственных тарифов, которые должны быть экономически обоснованными.

В целях определения общих подходов и рекомендаций по проведению расчетов распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее – Методические рекомендации № АН-104-р), которые, как указано в преамбуле и пункте 1.1, предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.

В свою очередь министерство транспорта Красноярского края приказом от 27 апреля 2015 г. № 5/26-Н утвердило Административный регламент предоставления министерством транспорта Красноярского края государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее – Административный регламент).

В соответствии с Административным регламентом для установления тарифов на транспортные услуги заявитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен обратиться в министерство транспорта Красноярского края с запросом, включающим в себя соответствующее заявление об установлении тарифов и обосновывающие документы (пункт 2.6.1). По итогам рассмотрения запроса заявителя оформляется заключение об установлении тарифов и готовится проект приказа, который направляется на проведение оценки регулирующего воздействия (пункты 3.3.5, 3.3.6). Установление тарифов на транспортные услуги осуществляется методом индексации или методом экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 2.3.2). Метод индексации применяется при условии, если в отношении конкретного вида транспортной услуги заявителя ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов (пункт 2.3.3).

Как следует из материалов дела, 9 октября 2015 г. ООО «Ларец» обратилось в министерство транспорта Красноярского края с заявлением об установлении впервые тарифов на транспортные услуги, оказываемые на принадлежащих обществу на праве собственности подъездных железнодорожных путях от стрелки 621 до стрелки 623 через стрелку 622 с улавливающим тупиком протяженностью 120,15 погонных метра, расположенных по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Норильская, № 9, соор. № 37.

Это заявление рассмотрено министерством транспорта Красноярского края, специалистами которого составлено заключение к расчетным материалам по установлению предельного тарифа на транспортную услугу по предоставлению в эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обществом с ограниченной ответственностью «Ларец» (далее – заключение по установлению тарифа).

Согласно заключению по установлению тарифа расчет тарифа произведен с использованием Методических указаний № АН-104-р, исходя из представленных обществом планируемых финансовых показателей и планируемого количества пропущенных вагонов.

Вместе с тем, следует согласиться с доводами административного истца о том, что установленный приказом № 5/78-Н предельный тариф является экономически необоснованным, так как при его установлении органом регулирования нарушены положения Административного регламента и Методических указаний № АН-104-р, а в тариф включены ничем не обоснованные затраты ООО «Ларец».

Так, из материалов дела усматривается, что при подаче обществом заявления об установлении тарифов не были представлены предусмотренные пунктом 2.6.1 Административного регламента документы, в том числе: копия технологического процесса выполнения транспортных услуг (работ) или копии технологических карт; справка об объемных показателях по видам транспортных услуг с указанием рода груза (в том числе по потребителям услуг) за 3 предшествующих года, истекший период текущего года и на расчетный период; справка о пробеге путейской техники и автотранспорта за отчетный период (1 год); установленные предприятием нормы расхода горюче-смазочных материалов; отраслевое тарифное соглашение; справка о выполненных сторонними организациями и (или) собственными силами объемах (в натуральном и денежном выражении) ремонтных работ подвижного состава, подъездных железнодорожных путей, стрелочных переводов и иных основных фондов по видам ремонтов, способам выполнения работ за истекший период текущего года и планируемых объемах работ; обоснование необходимого размера прибыли на расчетный период; справка о фактических расходах по видам транспортных услуг в целом и отдельно регулируемой деятельности (в разрезе ее видов) за предшествующие три года и истекший период текущего года с расшифровкой статей расходов; оборотно-сальдовые ведомости по соответствующим счетам; справки о распределении прибыли, об использовании амортизационных отчислений, о доходах предприятия за базовый период по видам услуг, о действующих тарифах на транспортные услуги до введения государственного регулирования тарифов.

Из пункта 2.9.1 Административного регламента следует, что непредставление заявителем вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по установлению тарифов.

Однако министерство транспорта Красноярского края рассмотрело заявление ООО «Ларец», установив тариф на транспортную услугу без анализа всех необходимых документов, подтверждающих заявленные обществом расходы.

По смыслу пунктов 1.7, 1.9, 2.1 Методических указаний
АН-104-р при формировании тарифа на услугу, связанную с транспортировкой грузов на подъездных путях, учитываются затраты на оказание услуг за определенный период времени, объем услуг за тот же период времени и норматив прибыли. При этом прогноз объема услуг на расчетный период осуществляется отдельно для каждого грузовладельца с подразделением по родам груза (типу вагона) и маршрутам передвижения вагонов на подъездных путях. Этот объем услуг определяется исходя из показателя объема транспортировки грузов (в тоннах), при расчете которого учитываются: расстояние от начального до конечного пункта транспортировки в пределах эксплуатируемых подъездных путей, тип вагона, количество перевозимых вагонов с грузом, максимальная величина одновременной подачи вагонов клиенту, максимальный интервал между очередными подачами вагонов, количество маневровых операций, приходящихся на каждый вагон. Объемы услуг должны быть согласованы с каждым клиентом.

В заключении по установлению тарифа указано, что прогнозируемые объемы на услугу по эксплуатации подъездного железнодорожного пути общества составляют 247 вагонов в месяц. Данный показатель принят исключительно на основании представленной ООО «Ларец» справки, выданной начальником станции Бугач, о количестве поданных на железнодорожный путь вагонов за 2014 год (3069) и 9 месяцев 2015 года (2106).

Следовательно, при формировании тарифа органом регулирования прогнозный объем услуг отдельно для каждого грузовладельца с подразделением по родам груза (типу вагона) и маршрутам передвижения вагонов на подъездных путях не учитывался, объем транспортировки грузов вообще не рассчитывался.

Данные о согласовании планируемых объемов услуг с клиентами обществом в орган регулирования не представлялись. Предусмотренная пунктом 2.6.1 Административного регламента справка об объемных показателях по видам транспортных услуг с указанием рода груза (в том числе по потребителям услуг) за 3 предшествующих года, истекший период текущего года и на расчетный период также не была представлена, равно как не представлены иные документы, позволяющие строить обоснованный прогноз объемов услуг на расчетный период.

Более того, очевидно, что объем грузоперевозок в течение года может распределяться неравномерно и зависеть, например, от сезона. Несмотря на это органом регулирования планируемый объем услуг произвольно рассчитан исходя из среднего количества вагонов за один год и девять месяцев.

Неправильное определение объема услуг повлекло принятие органом регулирования необоснованных затрат общества, непосредственно зависящих от объема таких услуг.

В частности, при формировании тарифа затраты ООО «Ларец», в том числе затраты по статьям расходов «оплата труда с социальными отчислениями», «амортизация», «управленческие расходы», «прочие расходы», приняты без учета объема услуг, оказываемых каждому грузовладельцу.

В заключении по установлению тарифа обоснование необходимости включения в тариф данных расходов отсутствует. Из представленных административным ответчиком документов и объяснений представителя министерства транспорта Красноярского края следует, что в указанные расходы заложены затраты ООО «Ларец» на содержание всех принадлежащих ему подъездных железнодорожных путей от стрелки 621 до стрелки 623 через стрелку 622 с улавливающим тупиком протяженностью 120,15 погонных метра, а не только той части, которая непосредственно используется на маршруте передвижения вагонов от начального до конечного пункта транспортировки.

Причем при подаче заявления об установлении тарифа ООО «Ларец» был представлен технический паспорт на железнодорожные пути, согласно которому в общую длину путей протяженностью 120,15 метров входит путь № 3 (улавливающий тупик) длиной 48,72 метра находящийся в законсервированном состоянии, а стрелочный перевод № 622 «зашит» по направлению пути № 1.

Представленный в ходе рассмотрения дела административным истцом акт обследования от 25 октября 2018 г., составленный специалистами ООО «Стройкоммуникации», подтверждает, что в настоящее время фактическая длина участка железнодорожного пути между стрелками 621 и 623 составляет 71,3 погонных метра, а длина улавливающего тупика (путь № 3) составляет 5,7 погонных метра, остальная же его часть (43,15 погонных метра) демонтирована.

При таких обстоятельствах требования ООО «Красноярский гортоп» необходимо признать обоснованными.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, Красноярский краевой суд считает необходимым признать приказ № 5/78-Н не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд принимает во внимание, что оспариваемый приказ применялся и на основании этого приказа были реализованы права организаций, поэтому не находит оснований признать его недействующим с момента принятия, как об этом просит административный истец.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» разъяснено, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приказ министерства транспорта Красноярского края от 14 декабря 2015 г. № 5/78-Н «Об установлении предельного максимального тарифа на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях обществом с ограниченной ответственностью «Ларец».

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.