Дело № 3а – 432/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года город Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Чайка Е.А.,
при секретаре Паненковой Е.С.,
с участием представителя административных истцов Прядко Н.В., представителя Правительства Ростовской области Венецкой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прядко Евгения Александровича, Аблажея Константина Анатольевича, Пустовалова Александра Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Прядко Е.А., Аблажей К.А. и Пустовалов А.А. в лице своего представителя Прядко Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости сооружения – площадки с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ссылаясь на недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В обоснование своих требований заявители указали, что Прядко Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Аблажей К.А. - земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Пустовалов А.А. - земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. На вышеуказанных земельных участках расположена площадка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащая административным истцам на праве общей долевой собственности.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 31 341 112, 40 руб. была утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881 и определена с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 345, 55 руб. за 1 кв. м площади объектов оценки, отнесённых к 12 группе. К объектам 12 группы «объекты иного назначения» отнесены здания, помещения.
Между тем площадка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН представляет собой бетонное покрытие с подстилающим слоем, состоящим из песка и щебня, и признаками, позволяющими отнести её к зданиям, не обладает.
По заявлению Прядко Е.А. 2 сентября 2019 года в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде объекта недвижимости - площадки с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – со «здания» на «сооружение», при этом его количественные и качественные характеристики не изменились, а кадастровая стоимость осталась прежней.
Поскольку начиная с 1 января 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости является базой для исчисления налога на имущество административных истцов, заявители просят суд признать, что при определении кадастровой стоимости площадки с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 9 368 кв. м, находящейся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, использованы недостоверные сведения об объекте «здание», внесённые в кадастр недвижимости вследствие технической ошибки; обязать Управление Росреесра по Ростовской области исключить из ЕГРН сведения о не подлежащей применению с даты внесения в государственный кадастр недвижимости – с 1 января 2018 года - кадастровой стоимости указанного объекта в сумме 31 341 112, 40 руб.
В качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены Правительство Ростовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области; в качестве заинтересованного лица - Администрация г. Волгодонска.
В судебном заседании представитель административных истцов Прядко Н.В. поддержала административные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель Правительства Ростовской области Венецкая Е.И. пояснила, что при выполнении работ по государственной кадастровой оценке были использованы содержащиеся в ЕГРН сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, как о здании, иной информации об объекте у оценщика не имелось, в связи с чем полагала, что ошибки при определении кадастровой стоимости допущено не было, и просила в иске к Правительству Ростовской области отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области представил возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в размере 31 341 112, 40 руб. были внесены в ЕГРН на основании постановления Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881, исходя из вида указанного объекта недвижимости, как «здания». После исправления технической ошибки в сведениях о виде объекта со «здания» на «сооружение» его кадастровая стоимость не изменилась, поскольку порядок определения кадастровой стоимости сооружений нормативными правовыми актами не установлен, удельные показатели кадастровой стоимости для сооружений не утверждены, основания и порядок исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в случае изменения вида объекта недвижимости отсутствуют, и, таким образом, сведения о кадастровой стоимости, определённой ранее, остаются прежними до утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки.
Управление Росреестра по Ростовской области в письменных возражениях на административное исковое заявление просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и указало, что Управление необоснованно привлечено к участию в деле, поскольку оно не принимало решение о проведении государственной кадастровой оценки на территории Ростовской области, не являлось заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, не нарушало и не оспаривало права заявителя.
Администрация города Волгодонска представила отзыв на административные исковые требования, в котором просила отказать в их удовлетворении в полном объёме, считая, что признание недостоверными сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, приведёт к значительному уменьшению суммы платы, поступающей от административных истцов в региональный бюджет; просила провести судебное разбирательство в отсутствие своего представителя.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, т.к. оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из предусмотренных законом оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Судом установлено, что площадка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 9 368 кв. м, находящаяся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН поставлена на кадастровый учёт 18 ноября 2013 года и является объектом общей долевой собственности, в котором 3000/9368 долей принадлежит Прядко Е.А., 973/9368 долей – Пустовалову А.А., 5395/9368 долей – Аблажею К.А.
Указанная площадка находится на трёх земельных участках, расположенных по тому же адресу: на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 973 кв. м, принадлежащем Пустовалову А.А., на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 5686 кв. м, принадлежащем Аблажею К.А., на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 3000 кв. м, принадлежащем Прядко Е.А.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства), расположенных на территории Ростовской области, проведена по состоянию на 1 января 2016 года, её результаты утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881.
По сведениям ЕГРН кадастровая стоимость вышеуказанной площадки определена по состоянию на 1 января 2016 года и составляет 31 341 112, 40 руб.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была определена по результатам государственной кадастровой оценки с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 345, 55 руб. за 1 кв. м площади объектов оценки, исходя из вида объекта недвижимости «здание».
В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе на иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Областным законом Ростовской области от 27 июля 2017 года № 1174-ЗС установлена единая дата начала применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.
Решением Волгодонской городской Думы от 12 октября 2017 года № 81 «О налоге на имущество физических лиц» на территории муниципального образования «Город Волгодонск» установлен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости влияют на права и обязанности административных истцов, как плательщиков указанного налога. Данный вывод также подтверждается копиями налоговых уведомлений от 28 июня 2019 года, содержащих, в том числе, расчёт налога на имущество физических лиц.
Согласно информации, предоставленной Государственным бюджетным учреждением Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» от 14 ноября 2019 года, для выполнения работ, необходимых для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства), расположенных на территории Ростовской области, и формирования отчёта об оценке, Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Ростовской области (ГУПТИ РО) на основании договора от 13 мая 2016 года № 16 привлекалось ООО «Группа комплексных решений». Определение кадастровой стоимости, в том числе и объекта с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, осуществлялось на основании сведений, приведённых в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, где спорный объект был обозначен как «здание», «нежилое здание».
Согласно информации об учётных количественных и качественных характеристиках, содержащихся в Перечне, объект недвижимости с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отнесён на этапе группировки объектов оценки к 12 группе объектов недвижимости «Объекты, иного назначения». Кадастровая стоимость объектов недвижимости, отнесённых к 12 группе, была определена на основе рыночной стоимости, определённой в рамках отчёта № 61-ГКО-ОКС-2016_Т1. Расчёт рыночной стоимости производился в рамках затратного подхода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учётом износа и устареваний. Поскольку у объекта с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отсутствовали сведения о таких ценообразующих факторах, как год завершения строительства, материалы стен, сведения о наименовании, а информация о фактическом использовании объекта не уточнялась, его кадастровая стоимость определялась моделированием на базе минимальной удельной кадастровой стоимости объекта, находящегося в данном кадастровом квартале, без учёта материала стен в соответствующей группе. Удельный показатель кадастровой стоимости указанного объекта составил 3 345, 55 руб., а кадастровая стоимость - 31 341 112, 40 руб.
По обращению Прядко Е.А. 2 сентября 2019 года в ЕГРН исправлена техническая ошибка в сведениях о виде объекта недвижимости с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно: сведения о виде объекта «здание» изменены на «сооружение».
В соответствии с пунктами 6, 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объёмную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Выписка из технической документации на нежилой объект, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, по данным инвентаризации на 17 августа 2005 года, акты обследования земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20 ноября 2019 года и фототаблицы к ним свидетельствуют о том, что с даты постановки на кадастровый учёт объект представлял собой площадку с бетонным покрытием, уложенным на подстилающий слой из песка и щебня. Признаками, позволяющими отнести её к зданиям, площадка не обладает.
Суду не представлены сведения, подтверждающие обоснованность указания в кадастре недвижимости сведений о виде и назначении спорного объекта как «здания».
Порядок определения кадастровой стоимости сооружений действующими нормативными правовыми актами не определён, постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881 удельные показатели кадастровой стоимости для сооружений не утверждены.
Суд признаёт обоснованными доводы представителя административных истцов о том, что при проведении государственной кадастровой оценки произошло искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, то есть использовались недостоверные сведения о нём. Техническая ошибка при отображении характеристик объекта повлекла неправильное определение его кадастровой стоимости, что нарушает права сособственников объекта, обязанных уплачивать налог на доходы физических лиц, исчисленный из этой суммы.
Согласно абзацу четвёртому статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
Кадастровая стоимость площадки в размере 31 341 112, 40 руб., ошибочно определённая для данного объекта как для здания, не подлежит применению для целей, установленных законом, с даты внесения её в ЕГРН.
Сведения о кадастровой стоимости в качестве актуальной могут оставаться в ЕГРН при условии, что эта кадастровая стоимость была определена правомерно. В целях защиты прав административных истцов сведения об ошибочно установленной величине кадастровой стоимости подлежат исключению из реестра применительно к порядку, установленному статьёй 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Реализация прав граждан и необходимость их защиты не ставятся в зависимость от наличия у государственных органов технической возможности, необходимых программных средств для надлежащей корректировки данных.
Исключение из ЕГРН ошибочно внесённых сведений не означает их удаление, изъятие или иное уничтожение. Исправление ошибок должно осуществляться способами, не нарушающими установленные законом принципы ведения реестра, но исключающими возможность использования для предусмотренных законом целей неверно внесённых данных.
Для защиты прав гражданина не имеет значения, была ли допущена ошибка по вине исполнителя работ по государственному контракту, по вине сотрудников органов, выполняющих государственные функции, или вследствие некорректной работы программного обеспечения, с использованием которого названными органами производился обмен электронными базами данных и формировался Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Судом в рассматриваемом деле не устанавливается иная кадастровая стоимость объекта, принимая во внимание, что постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881 удельные показатели кадастровой стоимости утверждены только для зданий и помещений, к числу которых площадка не относится.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления Прядко Е.А., Аблажея К.А. и Пустовалова А.А.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать, что при определении кадастровой стоимости площадки с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 9 368 кв. м, находящейся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, использованы недостоверные сведения об объекте «здание», внесённые в кадастр недвижимости вследствие технической ошибки.
Обязать Управление Росреестра по Ростовской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о не подлежащей применению с даты внесения в государственный кадастр недвижимости – с 1 января 2018 года кадастровой стоимости сооружения с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в размере 31 341 112, 40 руб.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Чайка
Решение в окончательной форме принято 26 ноября 2019 года.