ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-433/18 от 11.04.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-63/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 11апреля 2019 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Забурунновой О.А.,

с участием представителей административных истцов - Беляевой А.В. и Беляева А.В. – Аксельрод А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляевой Аллы Викторовны и Беляева Александра Владелиновича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,

установил :

Административные истцы Беляева А.В. и Беляев А.В. обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости :

- с кадастровым номером , площадью 928 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под кафе, находящийся по адресу : Российская <адрес> - 864000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- с кадастровым номером , площадью 1211 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами недвижимости (литеры : «А» - банкетный зал, «Б» - банкетный домик, «В» - банкетный домик, «Д» - банкетный домик, «Е» - склад, «З» - административное, «И» - детское кафе), находящийся по адресу : <адрес>, - 1555 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- с кадастровым номером , площадью 323 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами обслуживания населения, находящийся по адресу : <адрес>, - 201 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 17 октября 2012 года между Беляевой А.В. и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя № 1211 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 928 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под кафе, находящийся по адресу : <адрес> сроком на 10 лет - с 05 июля 2012 года по 04 июля 2022 года. Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 14 ноября 2012 года за номером регистрации 26-26-01/119/2012-526.

10 октября 2013 года между Беляевой А.В. и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города № 2614 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1211 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами недвижимости (литеры : «А» - банкетный зал, «Б» - банкетный домик, «В» - банкетный домик, «Д» - банкетный домик, «Е» - склад, «З» - административное, «И» - детское кафе), находящийся по адресу: <адрес> сроком на 10 лет с 18.07.201 года по 17.07.2023 года. Договор аренды от 10 октября 2013 года № 2614 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 07.11.2013 года за номером регистрации 26-26-01/114/2013-475.

17 октября 2012 года между Белявым А.В.и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя № 1210 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 323 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами обслуживания населения, находящийся по адресу : <адрес>, сроком на 10 лет с 05 июля 2012 года по 04 июня 2022 года. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 14 ноября 11.2012 года за номером регистрации 26-26-01/119/2012-527.

В соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года утверждена в размере :

- с кадастровым номером – 5186833,28 рублей;

- с кадастровым номером – 6738464,18 рублей;

- с кадастровым номером – 1800372,93 рублей.

Независимым оценщиком – ООО «Южное Региональное юридическое агентство» произведена оценка рыночной стоимости находящихся в аренде у административных истцов указанных земельных участков.

Согласно отчетам оценщика № 12560, 12561 от 21 ноября 2018 года рыночная стоимость заявленных в иске земельных участков определена в размере :

- с кадастровым номером – 864 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1555 000 рублей;

- с кадастровым номером – 201 000 рублей.

Административные истцы полагают, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает их права и законные интересы как арендаторов, поскольку влечет увеличение размера арендной платы за использование земельных участков, исчисляемой из кадастровой стоимости объектов оценки.

Беляева А.В. и Беляев А.В. являются супругами. На указанных земельных участках ими осуществляется совместная предпринимательская деятельность по обслуживанию населения в сфере общественного питания (семейный бизнес). На указанных в иске земельных участках, находящихся в аренде административных истцов, расположен общий комплекс кафе, здания, строения и сооружения которого находятся в совместной собственности супругов Беляевых. Все земельные участки между собою смежные, из первоначального одного единого земельного участка впоследствии путем раздела образовано 2 самостоятельных земельных участка, на которые перешли особенности и индивидуальные характеристики земельного участка, из которого они образованы.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером расположен объект недвижимости с кадастровым номером . Наличие завершенных строительством объектов недвижимого имущества (ОКСов) предусматривает за их собственником право на выкуп земельного участка, на котором они расположены, на основании постановления Правительства Ставропольского края от 4 сентября 2015 года № 381-П, исходя из его полной кадастровой стоимости. При этом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , согласно отчету независимого оценщика, составляет 864 000 рубля и, в случае признания кадастровой стоимости равной рыночной, выкупная ценна земельного участка также составит - 864000 рубля.

Следовательно, разница выкупной цены при существующей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и рыночной стоимостью является значительной и существенной для административного истца, что свидетельствует о том, что истец является заинтересованным лицом в оспаривании кадастровой стоимости указанного в иске земельного участка.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физические и юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В судебном заседании представитель административных истцов – Аксельрод А.В. поддержала заявленные в административном иске требования, уточнила их и просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы от 25 марта 2019 года № 12/2019.

В судебное заседание не явились : административные истцы Беляева А.В. и Беляев А.В., представители административных ответчиков - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представители заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

От административных истцов, административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю поступили ходатайства о рассмотрении настоящего административного дела в их отсутствии (том 1 л.д. 189, 213-214, 228-231).

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.

В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Определение кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 39 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года № 3).

Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящийся у него в аренде земельный участок арендные платежи рассчитываются из кадастровой стоимости земельного участка.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из материалов административного дела следует, что 17 октября 2012 года между Беляевой А.В. и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя на основании постановления администрации города Ставрополя от 5 июля 2012 года № 1970 (том 1 л.д. 59-60) заключен договор аренды № 1211 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 928 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под кафе, находящийся по адресу : <адрес> сроком на 10 лет с 05 июля 2012 года по 04 июля 2022 года. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 14 ноября 2012 года за номером регистрации 26-26-01/119/2012-526 (том 1 л.д. 51-58).

10 октября 2013 года между Беляевой А.В. комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя на основании постановления администрации города Ставрополя от 18 июля 2013 года № 2395 (том 1 л.д. 71) заключен договор аренды № 2614 на земельный участок с кадастровым номером площадью 1211 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами недвижимости (литеры: «А» - банкетный зал, «Б» - банкетный домик, «В» - банкетный домик, «Д» - банкетный домик, «Е» - склад, «З» - административное, «И» - детское кафе), находящийся по адресу : <адрес> сроком на 10 лет с 18 июля 2013 года по 17 июля 2023 года. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 07 ноября 2013 года за номером регистрации 26-26-01/114/2013-475.

17 октября 2012 года между Белявым А.В.и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя на основании постановления администрации города Ставрополя от 5 июля 2012 года № 1970 (том 1 л.д. 44) заключен договор аренды № 1210 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 323 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами обслуживания населения, находящийся по адресу : <адрес>, сроком на 10 лет с 05 июля 2012 года по 04 июля 2022 года. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 14 ноября 2012 года за номером регистрации 26-26-01/119/2012-527 (том 1 л.д. 36-43).

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.

По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере :

- с кадастровым номером – 5186833,28 рублей;

- с кадастровым номером – 6738464,18 рублей;

- с кадастровым номером – 1800372,93 рублей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (том 1 л.д. 50, 64, 75).

Данная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о сведениях об основных характеристиках объектов недвижимости (том 1 л.д. 48-49, 61-63, 72-74).

Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику для определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчетов № 12560 и № 12561 от 21 ноября 2018 года рыночная стоимость земельных участков определена в размере :

- с кадастровым номером – 864 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1555 000 рублей;

- с кадастровым номером – 201 000 рублей (том 1 л.д. 82-201, том 2 л.д. 1-140).

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 17 января 2019 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Северо-Кавказский экспертно-консультативный центр» (том 2 л.д. 239-242).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ООО «Северо-Кавказский экспертно-консультационный центр» № 12/2019 от 25 марта 2019 года рыночная стоимость оцениваемых земельных участков составила :

- с кадастровым номером – 1954 000 рублей;

- с кадастровым номером – 2436 000 рублей;

- с кадастровым номером – 680 000 рублей (том 3 л.д. 5-64).

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 указанного закона).

Из материалов административного дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы № 12/2019 от 25 марта 2019 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Из экспертного заключения следует, что исследуемые земельные участки расположены в городе Ставрополе по ул. 3 Промышленная, в квартале 603. Доступ к участкам обеспечен с проспекта Кулакова, который является дорогой «общегородского значения». Участки расположены на второй линии. Текущее использование оцениваемых земельных участков совпадает с разрешенным использованием. Окружающая застройка – коммерческая застройка преимущественно после 1990 года, территория земельных участков асфальтирована, качество подъезда к ним – круглогодичное. На земельных участках имеются инженерные коммуникации, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010206:350 расположен ОКС.

Экспертом в заключении произведен анализ рынка объекта исследования, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков Ставропольского края, анализ фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков города Ставрополя, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки – коммерческая недвижимость. Эксперт пришел к выводу о том, что на дату оценки – 1 января 2015 года по экономической активности рынка – неактивный рынок, поскольку факт значительного превышения предложений над спросом является одним из основных признаков «неактивного рынка». Кроме того, на рынке в тот период времени наблюдалось резкое колебание цены предложений на участки в течение коротких промежутков времени, а также снижение объема и уровня активности по операциям (многие предложения повторяются в течение длительного времени). По состоянию на 01 января 2015 года цена предложений 1 кв.м. земельных участков коммерческого назначения в сегменте «до 10 соток» в городе Ставрополе составляла – 7513 рублей. Цена предложений 1 кв.м. земельных участков в указанном сегменте находилась в диапазоне – от 350 до 22500 рублей в зависимости от ценообразующих факторов.

В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости указанных в иске земельных участков сравнительным подходом, методом сравнения продаж, основывающимся на принципе замещения. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходных с оцениваемым. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель – стоимость в рублях 1 кв.м. общей площади земельного участка.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами – аналогами. Экспертом выбрано 5 объектов-аналогов, расположенных в Северо-Западном районе, имеющих коммерческое назначение, возможность подключения коммуникаций, сопоставимых с объектом оценки, находящихся в собственности и краткосрочной аренде.

При расчете рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, имущественные права, расположение относительно красной линии, физические характеристики, на наличие коммуникаций, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Экспертом подробно изложен в заключении расчет стоимости объекта оценки методом прямого сравнительного анализа продаж, рыночная стоимость 1 кв.м. определена в размере – 2106,05 рублей.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, с учетом их местоположения, целевого использования.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

С учетом изложенного, а также выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергающих содержащиеся в отчетах данные об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанных отчетов независимого оценщика.

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.

С учетом изложенного, обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию, на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.

С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящегося в аренде, с кадастровыми номерами - в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В краевой суд одновременно с экспертным заключением поступило ходатайство ООО «Северо-Кавказский экспертно-консультативный центр» о взыскании судебных расходов по оплате проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению со взысканием истребуемой суммы в размере 80000 рублей с административных истцов по следующим основаниям.

Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.

Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной заявленных в иске земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административные исковые требования Беляевой Аллы Викторовны и Беляева Александра Владелиновича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 928 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под кафе, находящегося по адресу : <адрес> в размере его рыночной стоимости - 1954 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1211 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами недвижимости (литеры : «А» - банкетный зал, «Б» - банкетный домик, «В» - банкетный домик, «Д» - банкетный домик, «Е» - склад, «З» - административное, «И» - детское кафе), находящегося по адресу : <адрес>, в размере его рыночной стоимости - 2436 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 323 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объектами обслуживания населения, находящегося по адресу <адрес>, в размере его рыночной стоимости - 680 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами -

Административное исковое заявление Беляевой Аллы Викторовны и Беляева Александра Владелиновича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости поступило в Ставропольский краевой суд – 24 декабря 2018 года.

Установленная судом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами - применяется с 1 января 2018 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с административных истцов - Беляевой Аллы Викторовны и Беляева Александра Владелиновича в пользу ООО «Северо-Кавказский экспертно-консультативный центр» судебные расходы за проведение оценочной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, путем перечисления на следующие реквизиты :

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.