Дело № 3а-433/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2018 года г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд
в составе судьи Абрамова Д.М.
при секретаре Гальковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что является собственником земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, находящегося в Красносулинском районе Ростовской области, Киселевское сельское поселение. Определение размера налоговой базы осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (12 998 280 рублей), которая значительно выше его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика (2 812 000 рублей). В связи с несоответствием оспариваемой кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка административный истец просит суд установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 в размере рыночной стоимости на основании ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.24.18 Федерального закона об оценочной деятельности.
В судебное заседание представитель административного истца - Загудайлова Е.А., действующая по доверенности, представила уточнение административного иска с учетом рыночной стоимости участка, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель Правительства Ростовской области в суд не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении выразил согласие с заключением судебной экспертизы, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика в силу статьи 150 КАС РФ.
Представители Администрации Киселевского сельского поселения, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Ростовской области в суд не явились, извещены надлежаще, дело рассмотрено в их отсутствие в силу статьи 150 КАС РФ.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Суд установил, что административный истец является собственником земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью 38000 кв.м (кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), расположенного по адресу, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, разрешенное использование – для размещения и строительства пункта приема, хранения и отгрузки дизельного топлива, кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года – 12 998 280 рублей.
Государственная кадастровая оценка земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земель иного специального назначения была проведена по состоянию на 1 января 2014 года, её результаты утверждены постановлениями Правительства Ростовской области от 11 ноября 2014 года №750, постановление опубликовано.
Рассматриваемый земельный участок, исходя из даты постановки на кадастровый учет и выписки из ЕГРН, был включен в перечень земельных участков из названной категории земель, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 1 января 2014 года.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой при определении размера земельного налога, административный истец имеет основанный на законе правовой интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
В обоснование своих требований правообладатель представил отчет оценщика от 26 июля 2018 года, согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляет 2 812 000 рублей.
Заявление правообладателя земельного участка о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отклонено решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области от 10 августа 2018 года. Таким образом, обязательный досудебный порядок разрешения спора соблюден.
В решении Комиссии указано, что оценщиком допущено 10 различных нарушений ФСО №3, ФСО 7, связанных с критериями аналогичности объектов сравнения и рассматриваемого участка.
При анализе представленных доказательств подлежат применению положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральные стандарты оценки - ФСО №№1,3,7 Распоряжение Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р, которым утверждены методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков.
Возражая против административного иска и отчета, Правительство Ростовской области поддержало мотивы решения комиссии во внесудебном порядке разрешения спора в качестве оснований недостоверности отчета.
Суд, учитывая ходатайство представителя административного истца, наличие мотивированных возражений Правительства Ростовской области относительно недостоверности отчета, назначил по делу судебную экспертизу для проверки доказательств о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года.
Экспертиза проведена экспертом ООО «Оценочно-экспертный Центр» (заключение №833 от 25 сентября 2018 года).
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляет 6 336 120 рублей.
Эксперт использовал при расчете сравнительный подход, указав мотивированно об отказе от доходного и затратного подходов. В заключении приведены источники информации, использованные экспертом (нормативные источники, экспертные и информационные источники, включая проверяемые данные интернет-сайтов). В заключении приведены основные ценообразующие факторы, выделены сегменты рынка земель из категории земель населенных пунктов, отражены интервалы цен.
В рамках сравнительного подхода применен метод сравнения продаж. Экспертом сформирована выборка объявлений о продаже земельных участков в рассматриваемой зоне и сегменте рынка (под индустриальную застройку).
В качестве объектов-аналогов использовано 4 земельных участка, расположенных в Ростовской области, по основаниям, отраженным в заключении, и исходя из содержания объявлений о продаже, тексты которых приведены в приложении к заключению. Экспертом разъяснен порядок и основания отбора аналогов.
Расчет стоимости приведен в таблице №7. Применение конкретных корректировок (на торг, местоположение аналогов, площадь) экспертом подробно и достаточно объяснено.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным, экспертом подробно проанализирован сегмент рынка, к которому относится объект оценки, что позволило с высокой точностью использовать для расчета рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения; в заключении эксперта приводится перечень источников, использованных при проведении оценки объекта.
Заключение эксперта отвечает требованиям КАС РФ об относимости и допустимости, является достоверным и ясным, возражений против выводов заключения не представлено.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30.06.2015 года законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
Суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в заключении эксперта.
Оснований для возложения судебных расходов на Правительство Ростовской области не имеется, поскольку административным ответчиком обоснованно оспаривался показатель рыночной стоимости, указанный в отчете оценщика, рыночная стоимость определена экспертом, вывод о рыночной стоимости не свидетельствует о существенных недостатках в методике определения кадастровой стоимости, поэтому судебные расходы по оплате экспертизы суд возлагает на административного истца в силу статей 109-111 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
установить кадастровую стоимость земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью 38000 кв.м (кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), расположенного по адресу, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, разрешенное использование – для размещения и строительства пункта приема, хранения и отгрузки дизельного топлива в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в сумме 6 336 120 рублей.
Считать датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - 1 августа 2018 года.
Возложить судебные расходы на административного истца: взыскать с ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» 32 000 рублей в пользу ООО «Оценочно-экспертный Центр» за проведенную судебную оценочную экспертизу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.М.Абрамов