ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-433/2021 от 09.09.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Рыковой А.А., с участием прокурора Зуева А.О., административного истца Лабадзе М.К., представителя административного ответчика Смертиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-433/2021 по административному исковому заявлению Лабадзе М.К. к Правительству Иркутской области о признании недействующей подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 770-пп от 26.10.2018 «Труд и занятость» в части, не предусматривающей порядка отвода земельного участка и жилищного обустройства участников госпрограммы,

УСТАНОВИЛ:

Лабадзе М.К. обратился в суд с административным иском к Правительству Иркутской области о признании недействующей подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 770-пп от 26.10.2018 «Труд и занятость» в части, не предусматривающей порядка отвода земельного участка и жилищного обустройства участников госпрограммы.

В обоснование заявленных требований указано, что Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006 в редакции Указа Президента РФ № 1289 от 14.09.2012 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно п. 47 данного Указа субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей. Согласно п. 52 в региональной программе переселения отражаются: г) порядок приобретения (получения) земельных участков; д) перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы; ж) программные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе: по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и жилищному обустройству их семей; по выделению переселенцам жилых помещений для временного размещения на срок не менее шести месяцев. Он является участником указанной госпрограммы, в Российскую Федерацию въехал в (данные изъяты)(данные изъяты) г. получил гражданство Российской Федерации. С целью занятия предпринимательской деятельностью в (данные изъяты) им было учреждено (данные изъяты) Он неоднократно обращался в администрации региона с просьбой о выделении участка земли как участнику Госпрограммы для начала предпринимательской деятельности, на что ему было указано, что он может претендовать на выделение участка земли на общих основаниях. Он обратился в Министерство труда и занятости Иркутской области с просьбой возбудить ходатайство перед администрацией г. Ангарска о выделении участка земли, на что ему сообщили, что Региональная программа не предусматривает выделение участка земли для участников Госпрограммы. Он неоднократно обращался за разъяснениями в администрацию Президента РФ, где ему сообщили, что в рамках государственной программы Иркутской области «Труд и занятость», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 770-пп от 26.10.2018, действует подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы, раздел 4 приложения 5 которого содержит условия приобретения участником Госпрограммы земельного участка. С данным утверждением он не согласен, поскольку считает, что порядок приобретения (получения) земельных участков и мероприятия по жилищному обустройству должны быть ориентированы специально для участников Госпрограммы и должны отличаться от общего порядка приобретения земельного участка и жилищного обустройства. Подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» постановления Правительства Иркутской области №770-пп от 26.10.2018 «Труд и занятость» таких мероприятий не содержит. В разделе 4 приложения 5 делается всего лишь ссылка на региональный закон № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», однако данный закон устанавливает общие основания для всех жителей Иркутской области и не относится к участникам Госпрограммы. Таким образом, подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» постановления Правительства Иркутской области №770-пп от 26.10.2018 «Труд и занятость» противоречит пп. «г» и «ж» п. 52 как самого Указа Президента РФ № 637 от 22.06.2006 г., так и в редакции Указа Президента РФ № 1289 от 14.09.2012, в связи с чем нарушаются его права на ведение предпринимательской деятельности и жилищное обустройство. Более того, не разрешение вопроса жилищного обустройства не дает возможности получить постоянную прописку в регионе вселения - в г. Ангарске Иркутской области. Отсутствие постоянной прописки стало основанием того, что Пенсионный фонд РФ решением № 604 от 30.04.2021 отказал ему в назначении пенсии. Просит суд с учетом уточнений, изложенных в п. 4 заявления об устранении недостатков заявления, признать недействующей подпрограмму «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденную постановлением Правительства Иркутской области № 770-пп от 26.10.2018 «Труд и занятость» в части, не предусматривающей порядка отвода земельного участка и жилищного обустройства участников госпрограммы, а именно Приложение 3 к государственной программе Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2021 годы в следующих частях: Паспорт подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы «Труд и занятость» на 2019-2024 годы», Раздел 3. Основные мероприятия по реализации подпрограммы, Приложение 1 к подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2019-2024 годы» государственной программы «Труд и занятость» на 2019-2024 годы» - Перечень основных мероприятий подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2019-2024 годы» в части отсутствия в приложении порядка приобретения (получения) земельных участков как того требует пп. «г» п. 52 Указа Президента РФ № 637 от 22.06.2006 в редакции Указа Президента РФ № 1289 от 14.09.2012.

В судебном заседании административный истец Лабадзе М.К. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Смертина О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях и дополнительных возражениях.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Зуева А.О., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 770-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы (далее - Постановление № 770-пп).

Приложением № 3 к указанной государственной программе является подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019 - 2024 годы (далее – Региональная программа).

Судом установлено, что Лабадзе М.К. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, что подтверждается соответствующим свидетельством.

При таких обстоятельствах Лабадзе М.К., в силу ст. 208 КАС РФ, вправе обращаться в суд с настоящим административным иском об оспаривании отдельных положений Региональной программы.

Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуру его принятия, введения в действия, опубликования и вступления в силу, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее – Закон № 99 ФЗ) устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 99-ФЗ основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 19.1 Закона № 99-ФЗ полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются, в том числе, разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа).

В настоящее время Государственная программа действует в редакции Указа Президента РФ от 24.03.2021 № 166.

В соответствии с п. 47 Государственной программы субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей.

Согласно п. 4 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп государственная программа утверждается постановлением Правительства Иркутской области.

В соответствии со ст. 64 Устава Иркутской области, ст. 1 Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» (далее – Закон № 82/48-оз) Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В силу ст. 5 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее – Закон № 1-оз) Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.

Согласно ст. 67 Устава Иркутской области, ст. 5 Закона № 82/48-оз, ст. 12 Закона № 1-оз Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Правовые акты Правительства Иркутской области должны содержать указания на положения правовых актов, на основании и во исполнение которых они принимаются.

В соответствии со ст. 66 Устава Иркутской области, ст. 10 (1) Закона № 82/48-оз, ст. 12 Закона № 1-оз правовые акты Правительства Иркутской области подписывает Первый заместитель Губернатора Иркутской области – Председатель Правительства Иркутской области.

Согласно абз. 5 п. 45 постановления Правительства Иркутской области от 01.06.2016 № 334-пп «О Регламенте Правительства Иркутской области» приложение к проекту правового акта подписывается курирующим первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области, заместителем Губернатора Иркутской области, заместителем Председателя Правительства Иркутской области, а в случае отсутствия курирующего первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителя Губернатора Иркутской области, заместителя Председателя Правительства Иркутской области - министром Иркутской области или руководителем иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области по соответствующей сфере деятельности (лицом, исполняющим обязанности или осуществляющим полномочия по соответствующей должности).

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона № 1-оз правовые акты Правительства Иркутской вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим правовым актом Правительства Иркутской области.

В соответствии с ч. 2(1) ст. 54 Закона № 1-оз, ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации», ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» официальное опубликование правовых актов области осуществляется:

- в печатном средстве массовой информации - общественно-политическая газета «Областная»,

- в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru),

- на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление Правительства Иркутской области № 770-пп подписано уполномоченными лицами - Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Болотовым Р.Н., и министром труда и занятости Иркутской области Воронцовой Н.В., действовавшей на основании указа Губернатора Иркутской области от 07.12.2015 № 93-угк.

Согласно п.п. 3, 4 Постановления № 770-пп настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), вступает в силу с 01.01.2019.

Постановление № 770-пп опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29.10.2018 номер опубликования 3800201810290005.

В настоящее время Постановление № 770-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области:

- от 30.01.2019 № 58-пп, от 31.01.2019 № 61-пп, от 27.03.2019 № 254-пп, от 01.04.2019 № 271-пп, от 06.05.2019 № 365-пп, от 17.06.2019 № 468-пп, от 25.07.2019 № 582-пп, от 11.10.2019 № 843-пп, от 13.11.2019 № 946-пп (подписаны Первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области Болотовым Р.Н., действовавшем на основании указа Губернатора Иркутской области от 25.09.2017);

- от 17.12.2019 № 1094-пп, от 30.12.2019 № 1140-пп, от 19.02.2020 № 93-пп (подписаны исполняющим обязанности Первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области Болотовым Р.Н., действовавшем на основании указа Губернатора Иркутской области от 12.12.2019);

- от 10.04.2020 № 240-пп (подписано исполняющим обязанности Первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б., действовавшем на основании указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2019);

- от 26.06.2020 № 521-пп, от 05.08.2020 № 644-пп, от 10.08.2020 № 658-пп, от 29.09.2020 № 787-пп, от 11.11.2020 № 918-пп, от 09.12.2020 № 1028-пп, от 17.03.2021 № 172-пп, от 02.04.2021 № 231-пп, от 24.05.2021 № 358-пп (подписаны Первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б., действовавшем на основании указа Губернатора Иркутской области от 16.04.2020).

Вышеуказанные постановления, вносящие изменения в Постановление № 770-пп, опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, процедуры принятия, опубликования и вступил в законную силу.

Проверяя оспариваемые положения Региональной программы (Приложение 3: паспорт подпрограммы, раздел 3. Основные мероприятия по реализации подпрограммы, Приложение № 1 к подпрограмме) на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Из содержания административного иска следует, что административным истцом оспариваются положения Региональной программы без указания какой-либо редакции данного нормативного правового акта, в судебном заседании 01.09.2021 административный истец пояснил, что оспаривает Региональную программу со всеми изменениями, в связи с чем, исходя из разъяснений, приведенных в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с учетом позиции административного истца суд рассматривает заявление об оспаривании положений Региональной программы как требование об оспаривании основных нормативных положений указанного нормативного правового акта в последней действующей редакции (от 24.05.2021 № 358-пп).

В административном иске Лабадзе М.К. указано, что Региональная программа не соответствует как п. 52 самого Указа Президента РФ от 22.06.2006 № 637, так и в редакции Указа Президента РФ № 1289 от 14.09.2012 (том 1 л.д. 17).

В просительной части иска Лабадзе М.К. указывает на несоответствие оспариваемых положений Региональной программы п. 52 Указа Президента РФ от 22.06.2006 № 637 в редакции Указа Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 (том л.д. 9).

При этом из основания административного иска, пояснений Лабадзе М.К. в судебных заседаниях, следует, что административный истец не согласен с тем, что Региональная программа не содержит положений, предусматривающих порядок приобретения (получения) земельных участков и жилищного обустройства участников Региональной программы, как того требует Государственная программа.

Судом установлено, что п. 52 содержится не в самом Указе Президента РФ как таковом, а в утвержденной данным Указом Государственной программе.

Данный пункт был внесен в Государственную программу Указом Президента РФ № 1289 от 14.09.2012.

В соответствии с п. 52 Государственной программы, действующей в редакции Указа Президента РФ № 1289 от 14.09.2012, в региональной программе переселения отражаются, в том числе:

г) порядок приобретения (получения) земельных участков;

ж) программные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и жилищному обустройству их семей; по выделению переселенцам жилых помещений для временного размещения на срок не менее шести месяцев.

П. 52 Государственной программы в указанной редакции больше не действует.

В соответствии с п. 52 Государственной программы действующей в настоящее время в редакции Указа Президента РФ от 24.03.2021 № 166, Региональная программа переселения должна содержать, в том числе:

г) порядок приобретения (получения) участниками Государственной программы земельных участков;

е) мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе по содействию в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий.

Таким образом, по существу п. 52 Государственной программы в части, предусматривающей необходимость отражения в Региональной программе порядка приобретения (получения) земельных участков и мероприятий по жилищному обустройству участников Государственной программы фактически не изменился, изменились лишь формулировки.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что административный истец является участником Государственной программы в настоящее время, в обоснование заявленных требований ссылается на отсутствие в Региональной программе положений, предусматривающих порядок приобретения (получения) земельных участков и жилищного обустройства участников Региональной программы, ссылаясь на несоответствие Региональной программы как самому Указу Президента РФ от 22.06.20006 № 637, который в настоящее время действует в редакции Указа Президента РФ от 24.03.2021 № 166, так и на несоответствие Региональной программы Указу Президента РФ от 14.09.2012 № 1289, суд считает возможным проверить соответствие Региональной программы п. 52 Государственной программы в редакции, действующей в настоящее время.

Судом установлено, что Подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019 - 2024 годы (Региональная программа) является Приложением № 3 к государственной программе Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской от 26.10.2018 № 770-пп.

Региональная программа состоит из: паспорта подпрограммы, 5 Разделов и 6 Приложений.

Порядок и условия приобретения (получения) участником Региональной программы земельных участков определены в разделе 4 «Условия приобретения (получения) участником государственной программы земельных участков» Приложения 5 «Описание территории вселения».

В соответствии с положениями указанного раздела земельные участки участникам Региональной программы предоставляются в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее - Закон № 146-оз).

Для постановки на учет по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно участнику Государственной программы или члену его семьи (при наличии гражданства Российской Федерации) необходимо обратиться в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченный на предоставление земельных участков, по месту жительства.

Порядок и условия решения вопросов жилищного обустройства участника Региональной программы и членов его семьи определены в разделе 3 «Условия включения участника государственной программы в федеральные и региональные программы по улучшению жилищных условий» Приложения 5 «Описание территории вселения».

В соответствии с положениями указанного раздела решение вопросов жилищного обустройства участника Государственной программы и членов его семьи осуществляется на общих основаниях с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях оказания содействия в жилищном обустройстве участнику Государственной программы подпрограммой предусмотрено предоставление частичного возмещения расходов на оплату стоимости найма временного жилья.

Участники Государственной программы и члены их семей, получив гражданство Российской Федерации, могут стать участниками региональных программ по улучшению жилищных условий (при соблюдении установленных критериев отбора для участия в них), в том числе по развитию ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области, поддержки молодых семей, обеспечению жильем проживающих и желающих проживать в сельской местности и закреплению в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.

При таких обстоятельствах доводы административного истца об отсутствии в Региональной программе положений, предусматривающих порядок приобретения (получения) земельных участков и жилищного обустройства участников Региональной программы являются необоснованными.

Позиция административного истца о том, что условия предоставления земельных участков и жилищного обустройства участников Государственной программы должны отличаться от общего порядка приобретения земельных участков и мероприятий по содействию в жилищном обустройстве, не основаны на нормах действующего законодательства.

Так, Государственная программа, утвержденная Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637, не содержит в себе положений, обязывающих субъекты Российской Федерации устанавливать особый порядок для приобретения земельных участков и предусматривать особые мероприятия по жилищному обустройству участников Региональных программ, отличные от общего порядка, предусмотренного на территории субъекта Российской Федерации для иных граждан.

Более того, п. 49 Государственной программы предусмотрено, что региональные программы переселения согласовываются Правительством Российской Федерации при условии, что их реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом.

При указанных обстоятельствах создание особых условий в приобретении земельных участков и жилищном обустройстве участников Региональной программы отличных от оснований приобретения земельных участков и жилищного обустройства граждан, проживающих в Иркутской области, будет нарушать основополагающий принцип равенства всех перед законом.

Отсутствие в Законе № 146-оз в качестве лиц, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, участников Региональной программы, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на получение земельного участка в порядке, определенном указанным законом.

Из приложенных к административному иску обращений Лабадзе М.К. в различные органы следует, что его обращения были связаны с вопросом предоставления ему земельного участка для занятия предпринимательской деятельностью, доказательств, подтверждающих его обращение в компетентные органы за предоставлением земельного участка в порядке, предусмотренном Законом № 146-оз, не представлено.

Из ответов Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан от 20.10.2020, следует, что Лабадзе М.К. было осуществлено частично возмещение расходов на оплату стоимости временного жилья, что предусмотрено Разделом 3 Приложения 5 Региональной программы.

Сведений о том, что административный истец после осуществления указанных выплат в целях решения вопросов жилищного обустройства обращался в компетентные органы в порядке, предусмотренном Разделом 3 Приложения 5 Региональной программой и законодательством Российской Федерации, не имеется.

Доводы административного истца о том, что не разрешение вопроса жилищного обустройства не дает ему возможности получить постоянную прописку, в связи с чем ему было отказано в назначении пенсии, не принимаются судом во внимание, поскольку основания и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливается Федеральным законом от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а не Региональной программой, а реализация административным истцом его прав по жилищному обустройству в порядке, предусмотренным Региональной программой, является его волеизъявлением.

Доводы административного лица о том, что в связи с не предоставлением ему земельного участка нарушено его право на ведение предпринимательской деятельности, не принимаются судом во внимание.

Так, в Разделе 5 Приложения 5 Региональной программы предусмотрено, что поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 12.11.2018 № 828-пп.

Участники Государственной программы и члены их семей, планирующие осуществлять предпринимательскую деятельность в Иркутской области, могут принять участие в мероприятиях данной программы при соблюдении установленных условий участия.

Таким образом, реализация участниками Региональной программы предоставленных прав по участию в программе по поддержке малого и среднего предпринимательства является их волеизъявлением и не зависит от предоставления либо не предоставления земельного участка.

Доводы административного истца о том, что в Паспорте, Разделе 3, Приложении 1 Региональной программы отсутствуют положения, регламентирующие порядок приобретения земельных участков и жилищного обустройства участников Региональной программы, не свидетельствуют о несоответствии действующему законодательству Региональной программы, поскольку указанные положения содержатся, как установлено судом, в иных Разделах и Приложениях Региональной программы.

При этом сама Государственная программа, указывая в п. 52 на то, что должна содержать Региональная программа, не содержит указания в каком именно разделе должны содержаться те или иные положения.

В целях реализации Государственной программы распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2570-р была утверждена Типовая программа субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В Типовой программе содержится указание на то, какие положения включатся в раздел «Паспорт программы», в раздел «Основные мероприятия по реализации программы», а также в Приложение – «Перечень основных мероприятий программы».

Однако указанная Типовая программа носит не обязательный, а рекомендательный характер для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что следует из п. 3 распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 № 2570-р.

При указанных обстоятельствах отличие Региональной программы по форме от Типовой программы, при соответствии ее по содержанию п. 52 Государственной программы, не свидетельствует о нарушении действующего законодательства РФ.

Доводы административного истца о несогласовании Региональной программы Правительством РФ являются необоснованными.

Так, в силу п. 50 Государственной программы, п. 1 Правил согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 № 818, проект Региональной программы, а также изменения, которые вносятся в государственную программу субъекта Российской Федерации либо подпрограмму государственной программы субъекта Российской Федерации, направленную на оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в части ее положений, предусмотренных разделами III, IV и VI типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2570-р, согласовываются Правительством РФ.

Установлено, что Региональная программа, а также изменения в Региональную программу согласованы распоряжениями Правительства РФ от 28.02.2019 № 302-р и от 31.12.2020 № 3688-р.

Таким образом, давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Региональной программы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Лабадзе М.К. к Правительству Иркутской области о признании недействующей подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 770-пп от 26.10.2018 «Труд и занятость» в части, не предусматривающей порядка отвода земельного участка и жилищного обустройства участников госпрограммы, а именно Приложение 3 к государственной программе Иркутской области «Труд и занятость» на 2019-2021 годы в следующих частях: Паспорт подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы государственной программы «Труд и занятость» на 2019-2024 годы», Раздел 3. Основные мероприятия по реализации подпрограммы, Приложение 1 к подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2019-2024 годы» государственной программы «Труд и занятость» на 2019-2024 годы» - Перечень основных мероприятий подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2019-2024 годы» в части отсутствия в приложении порядка приобретения (получения) земельных участков как того требует пп. «г» п. 52 Указа Президента РФ № 637 от 22.06.2006 в редакции Указа Президента РФ № 1289 от 14.09.2012 – отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята .

Судья С.Н. Банщикова