дело № 3а-435/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь 20 ноября 2018 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Новоселовой Н.П.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Сфера» – Конева Р.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 20 ноября 2018 года административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Сфера»об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сфера» обратилось с административным иском к Правительству Пермского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю) заявив требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка площадью 8395,2 кв.м. с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край г. Соликамск, ул. Северная, д.44а, равной его рыночной стоимости в размере 929180,74 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013 года.
Требование обоснованы тем, что общество с ограниченной ответственностью «Сфера» является собственником указанного земельного участка и, учитывая порядок определения налоговых платежей, заинтересовано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости как рыночной стоимости. Поскольку определенная постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п по состоянию на 01.01.2013 года кадастровая стоимость в размере 4770320,54 рублей существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, права истца как собственника земельного участка на уплату экономически обоснованного размера налога являются нарушенными.
Представитель административного истца требования поддержал.
Представители административных ответчиков: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, Правительство Пермского края в суд не явились, о рассмотрении дела ответчики извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в письменном отзыве не возражает по заявленным требованиям, указывая на то, что не является надлежащим ответчиком по иску.
Представитель административного ответчика – Правительство Пермского края, в письменном отзыве полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку нормативно-правовой акт которым утверждена кадастровая стоимость истцом не оспаривается. Также указывает на несоблюдение досудебного порядка, поскольку в суд представлен иной отчет об оценке, чем Комиссии при Управлении Росреестра по Пермскому краю.
Заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому администрация Соликамского городского округа Пермского края извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд представителя не направили, возражений по заявленному требованию не представлено.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, административное исковое заявление, письменные отзывы, суд полагает заявленное административным истцом требование обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Соликамской городской Думы от 30.09.2015 N 893 (ред. от 26.10.2016) "Об установлении земельного налога на территории Соликамского городского округа" налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Сфера» является собственником земельного участка площадью 8395,2 кв.м. с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край г. Соликамск, ул. Северная, д.44а, что подтверждается свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 6). Являясь собственником указанного объекта недвижимости, плательщиком земельного налога общество вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости.
Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01.01.2013 года установлена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" и составляет 4770320,54 рублей (л.д. 5).
Установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и 08.08.2018 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и установлению ее в размере рыночной - 929 180,74 рублей в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Пермском крае Решением от 21.08.2018 года № 813 отклонила заявление общества в связи с отличием заявленной рыночной стоимостью от кадастровой более 30 %, а также тем, что оформление и содержание отчета не соответствуют требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности (л.д.7). Таким образом, обращению в суд административного истца с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости предшествовало его обращение в комиссию при Управлении Росреестра по Пермскому краю, однако заявление было отклонено.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден, обращение административного истца с указанными требованиями соответствует положениям закона.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Административным истцом представлен отчет об оценке № 407/193/18-КС/О от 17.10.2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком ООО «Оценочная компания «Актив» Трефиловой С.В. (л.д. 19-152). В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 929180,74 рублей. Оценщик Трефилова С.Ф. включена в реестр членов Ассоциации Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» свидетельство о членстве №02405 от 27.01.2017 года, обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
В отчете присутствует описание объекта оценки, который был осмотрен оценщиком, проанализированы факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость, рынок объекта оценки и внешние факторы, не относящиеся непосредственно к объекту оценки, но влияющие на его стоимость, изложены основания выбора примененного оценщиком подхода и методов оценки.
Как следует из отчета, при оценке объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, обосновав причины по которым не могут быть использованы затратный и доходный подходы. Оценщик определил рыночную стоимость с учетом требований п. 22д ФСО № 7 с использованием метода корректировок (сравнения продаж), в том числе: проведя выбор аналогов, определив основные элементы сравнения - передаваемые имущественные права, условия финансирования предполагаемой сделки, условия продажи, условия рынка, вид использования и/или зонирование, местоположение, физические характеристики, экономические и другие характеристики влияющие на стоимость; проведя статистическую обработку информации и согласовав скорректированные цены объектов аналогов. В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях на продажу прав собственности на три сопоставимых с оцениваемым земельных участков, оценщик мотивировал причины, по которым не были приняты в качестве аналогов иные объекты. Оценщик произвел корректировку с учетом имеющихся отличий объекта оценки и сопоставимых объектов-аналогов (передаваемые права, условия продажи, условия финансирования, условия рынка, вид цены, условия рынка).
Пунктом 10 ФСО № 3 предусмотрено, что в приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их наличии). Такие документы к отчету об оценке приложены как в бумажном виде, так и на электронном носителе. Представленные оценщику правоподтверждающие документы заверены подписью генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сфера», печатью общества. В связи с указанным обстоятельством, у суда не имеется оснований для выводов о нарушении оценщиком при составлении отчета пункта 10 ФСО № 3, ст. 11 Закона об оценочной деятельности.
Отчет оценщика отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 КАС РФ данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено. Административные ответчики, заинтересованное лицо - не оспаривали достоверность представленного административным истцом отчета. В письменных пояснениях по делу представители административных ответчиков и заинтересованного лица не указывают на несогласие с результатами отчета, не наличие недостатков отчета, которые могли бы повлиять на итоговый результат рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости. Сведений об ином размере рыночной стоимости оцениваемых объектов административным ответчиком, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заинтересованными лицами, в том числе административными ответчиками, не заявлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01.01.2013 года составляет 4770320,54 рублей. С учетом изложенного, заявленное требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка следует установить равной его рыночной стоимости.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пермского края о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Пермского края, в том числе утверждение результатов определения кадастровой стоимости, были проведены в соответствии с действующим законодательством, постановление Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п недействительным не признано, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Установлено, что административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 08.08.2018 года. Поскольку пропуск срока для обращения с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости, по истечении 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости не влечет безусловного отказа в удовлетворении заявленных требований, на момент обращения с административным иском, и на момент рассмотрения иска, в условиях сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения в 2018 году, в том числе и в отношении архивной записи о кадастровой стоимости, сохраняется правовая заинтересованность истца в разрешении заявленных требований, срок для обращения в суд подлежит восстановлению.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером ** подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2018 года.
Настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сфера»удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 8395,2 кв.м. с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край г. Соликамск, ул. Северная, д.44а, равной его рыночной стоимости определенной по состоянию на 01.01.2013 года в размере 929180,74 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 08.08.2018 года.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 21 ноября 2018 года.
Судья:/подпись/