УИД: 66OS0<№>-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> | <дата> |
Номер производства 3а-435/2024 |
Резолютивная часть решения объявлена <дата>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ( / / )4, с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства <№>а-435/2024
по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ( / / )2 (ИНН 667206531860)
к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки»,
с участием заинтересованных лиц – ППК «РОСКАДАСТР» в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу, индивидуальных предпринимателей ( / / )1, ( / / )3
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205009:19343 равной его рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель ( / / )2 (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на <дата> кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205009:19343 (далее – земельный участок), равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № Е-2023-З-045 от <дата> (далее – Отчет), выполненный оценщиком ООО «Оценка недвижимости и бизнеса» ( / / )5
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что является долевым собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого, существенно превышает его рыночную стоимость.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога.
Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу ( / / )8 направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца ( / / )7 настаивала на удовлетворении административного иска, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.
Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» (административные ответчики), ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, индивидуальные предприниматели ( / / )1, ( / / )3, возражений касающихся размера определенной Отчетом рыночной стоимости земельного участка, не заявили.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от <дата> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Нормами данного Закона № 135-ФЗ предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
В абзаце 2 статьи 3 Закона № 135-ФЗ дано определение рыночной стоимости оцениваемого объекта - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок (доля в праве 45/100), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 955 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, спорт.
В качестве заинтересованных лиц привлечены долевые собственники земельного участка – индивидуальные предприниматели ( / / )1, ( / / )3
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на <дата> на основании акта определения кадастровой стоимости № АОКС -66/2023/010042 от <дата>, подготовленного ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» и установлена в размере 8366086,50 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН <дата>; кадастровая стоимость земельного участка применяется с <дата>.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку земельный участок является объектом обложения земельным налогом, исчисляемым от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил Отчет, выполненный оценщиком ООО «Оценка недвижимости и бизнеса» ( / / )5, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка определена в размере 4550 000 руб. по состоянию на <дата>.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его требованиям Закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Согласно положениям статей 12, 15 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата><№> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка земельного участка проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности.
Оценщик ( / / )5 имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», её ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка.
Оценщик произвел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект оценки, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, использованные при определении рыночной стоимости земельного участка.
Оценщиком мотивировано использование сравнительного подхода с методом сравнения продаж, обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов.
Отобранные оценщиком объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по основным ценообразующим факторам; различия скорректированы путем введения соответствующих поправок.
Использованная оценщиком в Отчете информация отвечает принципам существенности и проверяемости.
Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками не представлено; административные ответчики не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом Отчет является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Поскольку доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нашли свое документальное подтверждение, соответственно, заявленное им требование подлежит удовлетворению, с установлением по состоянию на <дата> кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ( / / )2 (ИНН 667206531860) удовлетворить.
Установить по состоянию на <дата> кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205009:19343 в размере его рыночной стоимости 4550 000 (четыре миллиона пятьсот пятьдесят тысяч) руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205009:19343 считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова