ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-436/2017 от 16.05.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-436/2017 по иску ИП Богатова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ИП Богатов В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013г. в размере 167 200 рублей и взыскании с Правительства Самарской области судебных расходов: по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 9000 рублей, за составление отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 15 000 рублей, а также за составление экспертного заключения в размере 15 000 рублей.

В обоснование иска указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Истец имеет исключительное право выкупа земельного участка, на котором располагается принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе вышеназванного в размере 970 168 рублей.

Дата определения кадастровой стоимости названного земельного участка – 01.01.2013 года.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ., выполненного ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: , на дату оценки 01.01.2013 года составила – 167 200 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка является завышенной по сравнению с рыночной стоимостью, в связи с чем, его права и законные интересы нарушены.

На основании изложенного, истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Просит требования удовлетворить.

Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГ. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в качестве заинтересованного лица – администрация с.п. Лопатино.

В судебном заседании представитель истца Анненкова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ. и ордера от ДД.ММ.ГГ., доводы административного иска поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Правительства Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Администрация сельского поселения Лопатино, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

В письменных отзывах ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, Администрация муниципального района Волжский Самарской области возражает против заявленных исковых требований.

В судебное заседание представители Правительства Самарской области, Администрации сельского поселения Лопатино, Управления Росреестра по Самарской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Письменных отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования административного истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела усматривается, что ИП Богатов В.А. является собственником нежилого здания, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ., решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГ. (л.д.).

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ..

Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с приложением № 1 к Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 01.01.2013 года составляет 970 168 рублей.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Пунктом 2 Порядка определения цены земельных участков, имеющихся в Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 года №618, продажа земельных участков, находящихся на территории Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец, имея в собственности нежилое здание, расположенное на спорном земельном участке, имеет исключительное право выкупа или аренды земельного участка, на котором расположено нежилое здание.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ. ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: , на дату оценки 01.01.2013 года составила – 167 200 рублей.

Как следует из положительного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГ. на указанный отчет, выполненный Союзом «<данные изъяты>», экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объектов оценки подтверждена.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В силу ч. 1 ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Отчет об оценке в соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполнен по состоянию на 01.01.2013 года, на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

В отчете об оценке в соответствии с требованиями ст. 11 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указаны дата проведения оценки спорного земельного участка, дата составления и порядковый номер отчета; приведены задание на оценку, применяемые стандарты оценки, допущения и ограничения, используемые при проведении оценки, описание объекта оценки, сведения о заказчике оценки и об исполнителе, анализ рынка земельных участков, анализ факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость земельного участка.

Анализ рынка, содержащий информацию о политических, экономических и законодательных факторах, оказывающих влияние на развитие рынка земельных участков Самарской области, выполнен в соответствии с положениями ФСО №7 /п.10,11/.

Оценщиком в отчете определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, а именно: к сегменту рынка земельных участков под коммерческие объекты, расположенные в населенных пунктах Самарской области (кроме Самары и Тольятти) /страница отчета)/.

На странице отчета оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным использованием объекта оценки является его использование в качестве земельного участка коммерческого назначения – для строительства магазина.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Из представленного заявителями отчета об оценке видно, что оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка был применен сравнительный подход, а именно метод сравнения продаж, отказ от применения других подходов и методов обоснован на стр. отчета об оценке.

В качестве единицы сравнения выбрана стоимость 1 кв. м земельного участка /страница отчета/.

Учитывая ретроспективный характер оценки, оценщик использовал данные об объектах-аналогах, содержащихся в доступных источника – «ИС Центр».

В качестве объектов-аналогов было выбрано 4 земельных участка, категории земли населенных пунктов, относимые к сегменту рынка земельных участков под коммерческую деятельность, расположенные в Волжском, Красноярском районах и г. Кинеле Самарской области, т.е. сопоставимые по ценообразующим факторам /таблица . на странице отчета/.

Введены корректировки на торг, на расположение относительно красной линии, на площадь, на местоположение.

Обоснование внесения корректировок, их описание, приведены на страницах и в таблице на странице отчета.

После применения всех необходимых корректировок осуществлена проверка качества полученной выборки среднее значение удельной стоимости объектов-аналогов – 418 рублей. Среднее квадратическое отклонение - 67. Следовательно, коэффициент вариации составляет 67/417=15,96% (максимально допустимое значение для однородной выборки 33%), что говорит об однородности полученных результатов и их достоверность.

Полученный удельный показатель стоимости объекта оценки 418 рублей кв.м., располагается внутри диапазона стоимости 1 кв.м. земельного участка коммерческого назначения в районах Самарской области (диапазон средних значений 302 -1 081 рублей кв.м.).

Согласовав полученные результаты и присвоив сравнительному подходу удельный вес 1, оценщик пришел к выводу, что величина рыночной стоимости спорного земельного участка составляет по состоянию на 01.01.2013 года – 167 200 рублей.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчетов основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона №135-ФЗ.

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

Суд пришел к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим иском является 04.04.2017г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Требования административного истца в части взыскания с административного ответчика – Правительства Самарской области судебных расходов, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

По делу установлено, что результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка утверждены Постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13.11.2013 года.

Правительство Самарской области в судебном заседании не участвовало и не представляло письменных возражений по заявленному ИП Богатовым В.А. требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Реализация административным истцом в судебном порядке своего права на оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка не может расцениваться как заявление, принятое против административного ответчика.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы на оплату юридических услуг, по оплате услуг оценки объекта недвижимости, почтовых расходов и госпошлины относятся на административного истца.

Руководствуясь ст.ст.180, 249 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ИП Богатова В.А. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013г. в размере 167 200 рублей.

Дата подачи иска в суд – 04.04.2017г.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.05.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь