ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-436/2022 от 04.08.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2022-000209-60

Дело № 3А-436/2022

011а Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А.,

представителя ООО «ТМ-Прогресс»- Коноховой И.А.,

представителей министерства тарифной политики Красноярского края- Струковой К.А., Туровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» о признании не действующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 20 декабря 2021 года № 999-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» (Балахтинский район, село Кожаны, ИНН 2463245428),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 20.12.2021 года № 999-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» (Балахтинский район, село Кожаны, ИНН 2463245428)» (далее Приказ от 20.12.2021 года № 999-в) для потребителей общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» (далее ООО «ТМ-Прогресс») установлены тарифы на питьевую воду: для прочих потребителей и населения 21,06 руб./куб.м. на период с 01.01.2022 года по 30.06.2022 года и 21,74 руб./куб.м. на период с 01.07.2022 года по 31.12.2022 года.

Приказ от 20.12.2021 года № 999-в опубликован 21.12.2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru., а также в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", N 1, 12.01.2022 года.

В соответствии с пунктом 4 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

ООО «ТМ-Прогресс» обратилось с административным иском о признании не действующим Приказа от 20.12.2021 года № 999-в.

Требования административного иска (с учетом уточнений и дополнений) мотивированы тем, что решение об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «ТМ-Прогресс» на 2022 год, с приложением протокола в нарушение положений пунктов 31 и 32 «Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, не доведено до ООО «ТМ-Прогресс», не размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данное решение, протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, а также экспертное заключение не соответствуют требованиям изложенным в пунктах 25, 26, 27, 29 «Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406. На момент заседания правления экспертное заключение в нарушение пункта 25 Правил отсутствовало в материалах тарифного дела.

Также, Министерством необоснованно и немотивированно, без анализа экономической обоснованности расходов подлежащих включению в необходимую валовую выручку снижены расходы ООО «ТМ-Прогресс» с предложенных 17484,37 тыс.руб. до 5020,95 тыс.руб., в частности исключены расходы по статье «Материалы и малоценные основные средства», снижены расходы по статье «Затраты на общехозяйственные нужды», расходы на капитальный ремонт, на оплату труда и отчисления на социальные нужды, административные расходы и иные.

Кроме того, Министерством без обоснования расчета увеличен объем отпуска воды с предложенных 110,738 тыс.куб.м. до 234,62 тыс. куб.м., что не соответствует объему в соответствии с заключенными договорами и повлекло увеличение расходов на электроэнергию.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) просили в удовлетворении требований административного иска отказать, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и принят в пределах установленных полномочий Министерства.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А. в своем заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Государственное регулирование тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение регламентируется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).

В соответствии со статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся помимо прочих холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод. Соответственно, регулированию подлежат: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на водоотведение (п. п. 2, 8 статьи 31 Закона).

Полномочиями на установление тарифов в указанной сфере наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения, в части государственного регулирования тарифов (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов).

Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов на питьевую воду и водоотведение.

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов принят и оформлен приказом Министерства, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

ООО «ТМ-Прогесс» осуществляет регулируемую деятельность с применением упрощенной системы налогообложения, использует в регулируемой деятельности арендованное недвижимое имущество, на основании договора аренды от 01.11.2020 № 01/11-ХВС.

В соответствии с пунктами 12, 13 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения по предложению регулируемой организации дел об установлении тарифов.

Согласно пунктов 25, 27 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, ООО «ТМ-Прогресс» для открытия дела об установлении тарифов на 2022 год представило в Министерство тарифной политики Красноярского края соответствующие материалы письмом от 30.04.2021 № 8 (вх. от 30.04.2021 № 72-2231), однако тарифное дело по установлению тарифов на водоснабжение не было открыто, в связи с непредставлением в полном объеме документов и материалов в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов. Дополнительные документы для установления тарифа на 2022 год представлены в орган регулирования письмами от 20.07.2021 б/н, 12.08.2021 б/н, 15.09.2021 б/н, 24.09.2021 б/н, 11.11.2021 б/н и 29.11.2021 б/н.

ООО «ТМ-Прогресс» предложило установить тариф на питьевую воду на 2022 год в размере 157,89 руб./куб.м.

Тарифы на питьевую воду для ООО «ТМ-Прогресс» устанавливались только на 2021 год.

В соответствии с указанным предложением регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов экспертом подготовлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 103-21в на 2022 год, в котором ряд расходов, которые ООО «ТМ-Прогресс» предлагало включить в расчет тарифов, исключены или уменьшены как экономически необоснованные (л.д.72-87).

Решение об установлении тарифа принято, в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов, органом регулирования по итогам заседания правления министерства тарифной политики Красноярского края в режиме ВКС от 20.12.2021 № 102, на котором присутствовал представитель ООО «ТМ-Прогресс» Бакуев Г.Б.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Вопреки доводам стороны административного истца 20.12.2021 года на заседании правления министерства тарифной политики Красноярского края было принято решение об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «ТМ-Прогресс» (Балахтинский район, село Кожаны, ИНН 2463245428), в том числе с учетом экспертного заключения, что подтверждается выпиской из протокола (л.д.88-90).

Кроме того, Приказ от 20.12.2021 года № 999-в, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru. 21.12.2021 года.

В связи с чем, судом отвергаются доводы стороны административного истца о том, что в нарушение положений пунктов 31-33 Правил регулирования тарифов, до административного истца не доведено содержание указанных документов.

Вопреки доводам стороны административного истца протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов от 20.12.2021 года № 102 и решение данного органа от 20.12.2021 года в целом, соответствуют требованиям пунктов 29 и 28 Правил регулирования тарифов, поскольку в них содержится указание на экспертное заключение, по делу об установлении тарифов (цен) № 103-21в на 2022 год, содержащее сведения предусмотренные указанными пунктами Правил регулирования тарифов.

Экспертное заключение № 103-21в на 2022 года, также в целом содержит информацию предусмотренную пунктом 26 Правил регулирования тарифов.

Кроме того, отсутствие в протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов и решении данного органа информации предусмотренной пунктами 28 и 29 Правил регулирования тарифов, а также отсутствие в экспертном заключении информации предусмотренной пунктом 26 Правил регулирования тарифов само по себе не свидетельствует о недействительности приказа органа регулирования тарифов об установлении размера тарифа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной в том числе следующими методами:

- методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;

- методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (п. 5 ст. 32 Закона).

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 32 Закона).

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 32 Закона).

Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации (п. 10 ст. 32 Закона).

Пунктом 16 Правил регулирования тарифов установлено, что предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, к которым пунктом 17 Правил регулирования тарифов относит помимо прочего следующие:

- копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подп. "д");

- расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подп. "е");

- расчет размера тарифов (подп. "ж");

- расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подп. "з");

- копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования (подп. "о").

В соответствии с пунктами 25 и 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении и отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.

Согласно пункта 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

а) производственных расходов;

б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;

в) административных расходов;

г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;

д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;

ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;

з) нормативной прибыли;

и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

В соответствии с экспертным заключением, по делу об установлении тарифов (цен) № 103-21в на 2022 год, при установлении тарифа на 2022 год ООО «ТМ-Прогресс» было предложено учесть объем реализации воды в размере 110,738 тыс. куб.м., Министерством установлен объем отпуска воды в размере 234,62 тыс. куб.м.

Административный истец не согласен с установленным объемом отпуска холодной воды, полагая его завышенным и подлежащим установлению в соответствии с плановыми показателями предприятия на 2022 год.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 4 Методический указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Пунктом 5 Методических указаний предусмотрены формулы определения объема воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам.

В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний, объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Учитывая указанные нормы права, а также, что для ООО «ТМ-Прогресс» впервые тариф на питьевую воду был установлен только на 2021 год, при расчете объема отпуска воды Министерством правомерно использованы данные о фактическом отпуске воды АО «Санаторий «Красноярское Загорье», являющегося организацией, ранее осуществлявшей регулируемую деятельность на объектах водоснабжения ООО «ТМ-Прогресс», с использованием темпа изменения (снижения) потребления воды предусмотренного пунктом 5 Методических указаний.

В связи с чем, доводы административного истца о необходимости использования плановых показателей на 2022 год, при расчете объема отпуска воды, являются несостоятельными, поскольку противоречат положениям указанных норм права.

Также, из экспертного заключения следует, что при определении размера необходимой валовой выручки (далее НВВ) Министерством снижен размер предложенных административным истцом расходов с 17484,37 тыс.руб. до 5020,95 тыс.руб.

Так, по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», предложенные предприятием расходы в размере 3523,08 тыс.руб. снижены до 757,44 тыс.руб.; по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы» предложенные предприятием расходы в размере 1093,81 тыс.руб. снижены до 675,30 тыс.руб.; по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала, в том числе налоги и сборы» предложенные предприятием расходы в размере 1600,90 тыс.руб. снижены до 748,45 тыс.руб.; по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы» предложенные предприятием расходы в размере 3995,21 тыс.руб. (по холодному водоснабжению) снижены до 443,61 тыс.руб.

Проверяя обоснованность снижения расходов по данным статьям, суд исходит из следующего.

Согласно пункта 39 Основ ценообразования, в составе производственных расходов учитываются, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В силу пункта 17 Методических указаний, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.

Вопрос нормативной численности работников ООО «ТМ-Прогресс» регулируется Типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно-канализационного хозяйства (далее - Типовые нормы численности), утвержденными приказом Минстроя России от 23.03.2020 N 154/пр.

В соответствии с пунктом 1 Типовых норм численности, они предназначены для юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее - организация водопроводно-канализационного хозяйства) в части расчета нормы численности и определения общей предельной численности работников организации водопроводно-канализационного хозяйства. В пределах общей численности организация водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно определяет оптимальную структуру, осуществляет рациональную расстановку работников с учетом экономической целесообразности и особенностей хозяйствования, при этом затраты на оплату труда по данной организации не должны превышать рассчитанные исходя из нормы численности работников.

Типовые нормы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания (пункт 3).

При расчете численности работников могут быть применены методы интерполяции (определение промежуточного значения нормы численности работников внутри интервала) и экстраполяции (определение значения нормы численности работников вне интервала) (пункт 6).

При расчете штатных единиц основного производственного персонала ООО «ТМ-Прогресс» исходило из их численности в количестве 7,5 единиц, что противоречит расчету нормативной численности работников предусмотренной Таблицей 24 Типовых норм численности, исходя из которой, с учетом метода интерполяции Министерством обоснованно определена численность работников, с учетом двух скважин в размере 2 единиц. Уменьшение количество работников, в свою очередь привело к уменьшению расходов подлежащих включению в НВВ по данной статье.

Аналогичным образом, в соответствии с Типовыми нормами численности Министерством было уменьшено количество работников ремонтного персонала с 3 до 2, общехозяйственного персонала с 2 до 1, административно-управленческого персонала с 21 до 8,26. Обоснование расчетов указанной численности работников административного истца содержится в экспертном заключении и возражениях Министерства, которые не опровергнуты стороной административного истца.

С учетом изложенного, суд соглашается с выводами Министерства о необходимости уменьшения расходов подлежащих включению в НВВ по статьям «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала, в том числе налоги и сборы», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы».

При этом суд не может согласиться с размером расходов уменьшенных по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы». Так, в соответствии с требованиями пункта 9 Типовых норм численности, в случае, если полученное при расчете численности работников в соответствии с Типовыми нормами численности значение не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую сторону. Следовательно, расчет расходов по данной статьей Министерство должно было произвести исходя из численности работников, с учетом метода интерполяции в количестве 9, а не 8,26. В связи с чем, расходы по данной статье должны быть пересчитаны Министерством.

Поскольку в соответствии с учетной политикой административного истца расходы общего характера распределяются пропорционально фонда оплаты труда основного персонала, то Министерством подлежат пересчету административные расходы, в связи с пересчетом по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы».

Также, Министерством исключены из НВВ административного истца расходы по статье «Расходы на общехозяйственные расходы», в части расходов на охрану труда и технику безопасности, медосмотр в размере 75 тыс.руб., на услуги связи в размере 50 тыс.руб.

В пункте 1 Основ ценообразования, дано понятие необходимой валовой выручки- это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 26 Основ ценообразования, при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, в НВВ подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации, на работодателя возложена обязанность, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Согласно статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 29н от 28.01.2021).

Приложением № 1 к данному Порядку установлена периодичность прохождения медицинских осмотров, которая составляет в основном не реже чем 1 раз в год.

Поскольку проведение медосмотров является установленной законодательством обязанностью административного истца, возникающей в связи с осуществлением регулируемого вида деятельности, то экономическая обоснованность данных расходов не вызывает сомнения.

Кроме того, поскольку обеспечение безопасных условий труда также возлагается на работодателя положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иными подзаконными актами, в том числе Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 902н, то необходимость несения административным истцом расходов на охрану труда и технику безопасности также не вызывает сомнения.

Также, согласно подпункта «в» пункта 17 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, административному истцу, кроме прочего, подлежит раскрытию информация о контактных телефонах, что в свою очередь подразумевает несение административным истцом расходов на услуги связи.

В связи с чем, данные расходы исключены Министерством в полном размере из НВВ административного истца неправомерно.

Также, суд считает, что Министерством неправомерно в полном объеме исключены расходы административного истца по статье «Расходы на общехозяйственные расходы», в части расходов на обучение в размере 85 тыс.руб., и по статье «Материалы и малоценные основные средства» в размере 1073,31 тыс.руб., в связи с не предоставлением экономического обоснования.

Суд приходит к данному выводу исходя из следующего.

Так, общими принципами организации экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, помимо прочего, являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих свою деятельность, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере (статья 3 Закона о водоснабжении).

По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы.

Вместе с тем, регулятор в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить Обществу в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов, представить дополнительные обосновывающие представленные расчеты материалы.

Более того, учитывая, что все расходы общества являются плановыми, поскольку тариф устанавливается во второй раз, непредставление регулируемой организацией документов по отдельным статьям расходов не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение расходов с учетом положений Основ ценообразования, то есть в любом случае подлежал определению минимальный экономически обоснованный уровень обоснованных производственных расходов, заявленных в предложениях регулируемой организации.

Из протокола заседания правления тарифного органа, следует, что в нарушение пункта 29 Правил государственного регулирования тарифов, основания, по которым отказано во включении в необходимую валовую выручку предложенных Обществом расходов полностью или в части, административным ответчиком не приведены, а его содержание повторяет частично содержание экспертного заключения, из которого следует, что регулятором исключены или уменьшены расходы, заявленные Обществом по приведенным выше статьям затрат по причине отсутствия, по мнению тарифного органа, надлежащего обоснования указанных расходов.

Такой подход тарифного органа противоречит установленному порядку определения экономически обоснованного уровня каждого расхода, и поэтому с ним нельзя согласиться.

Также, суд не может согласиться с выводами Министерства о снижении расходов на капитальный ремонт, с предложенных 2128,42 тыс.руб. до 300,74 тыс.руб., поскольку вопреки доводам стороны административного ответчика, административным истцом представлено экономическое обоснование данных расходов, в частности представлены: акт осмотра оборудования, сетей и сооружений системы водоснабжения от 01.07.2021 года, составленный комиссией в составе представителя арендодателя АО «Санаторий «Красноярское Загорье», арендатора ООО «ТМ-Прогресс» и представителя МКУ «Служба заказчика Балахтинского района»; договоры подряда № П6-2021/ВО от 13.09.2021 года, № П5-2021/ХВС от 13.09.2021 года, заключенные с единственным поставщиком. Информация о торгах содержится в открытом доступе на интернет сайте www.zakupki.gov.ru. Право арендатора на проведение капитального ремонта имущества, по согласованию с арендодателем, подтверждается договором аренды № 01/11-ХВС от 01.11.2020 года. Кроме того, при возникновении сомнений в обоснованности размера данных расходов Министерство могло их снизить, с приведением обоснования.

По статье «Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду» административным истцом было предложено учесть расходы в размере 1389,94 тыс.руб., указанные расходы и были приняты Министерством.

Согласно пункта 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию определяются как сумма произведений расчетных экономически обоснованных объемов, приобретаемой электрической энергии, на плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию.

Таким образом, на основании расчета потребления электроэнергии, в соответствии с техническими характеристиками установленного оборудования и режимом его работы Министерством принят расход электрической энергии в размере 257,267 тыс. кВт.ч., что отражено на странице 2-3 Заключения, а также в письменных возражениях Министерства от 25.07.2022 года.

Доказательств опровергающих произведенный Министерством расчет, стороной административного истца не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что Приказ от 20.12.2021 года № 999-в противоречит вышеприведенным положениям законодательства в сфере регулирования тарифов, данный Приказ следует признать не действующим.

Поскольку действие тарифа, утвержденного Приказом от 20.12.2021 года № 999-в ограничено периодом действия с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В этой связи, суд полагает необходимым признать Приказ от 20.12.2021 года № 999-в не действующим со дня принятия данного Приказа.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания не действующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих правоотношениях с участием регулируемой организации и неопределенного круга лиц возложить на Министерство обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим Приказ от 20.12.2021 года № 999-в, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с настоящим административным иском в размере 4500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» - удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 20 декабря 2021 года № 999-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» (Балахтинский район, село Кожаны, ИНН 2463245428).

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 20 декабря 2021 года № 999-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» (Балахтинский район, село Кожаны, ИНН 2463245428).

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТМ-Прогресс» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 15 августа 2022 года