Дело № 3а-437/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре судебного заседания Козловой И.В.,
с участием:
прокурора Волгоградской областной прокуратуры Бецковой И.Б.,
представителя административного истца
АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Южный» ФИО1,
представителя административного ответчика
Комитета тарифного регулирования
Волгоградской области ФИО2,
рассмотрев 23 августа 2017 года в г.Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Южный» о признании в части недействующими приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\17 «О внесении изменений в постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19 ноября 2014 года №46\10 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный»), приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\23 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» и приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\24 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год»; возложении обязанности на комитет тарифного регулирования Волгоградской области устранить нарушения законодательства; взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области издано постановление от 19 ноября 2014 года №46\10 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный»).
Во изменения данного постановления комитетом тарифного регулирования (КТР) Волгоградской области изданы приказы:
от 23 декабря 2016 года №51\17 «О внесении изменений в постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19 ноября 2014 года №46\10 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный»;
от 23 декабря 2016 года №51\23 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год»
от 23 декабря 2016 года №51\24 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год»
Данные акты опубликованы в печатном издании "Волгоградская правда", N 274-сп, 30.12.2016.
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Южный» обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе разбирательства по делу, о признании недействующими в течение всего периода действия:
-приложения №1 к приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\17 «О внесении изменений в постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19 ноября 2014 года №46\10 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный»),в части касающейся необходимой валовой выручки (далее НВВ) АО «Оборонэнерго», установленного на 2017 год в размере 22745,77 тыс.рублей;
- пунктов 1,2,3 –«размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в приложении №4 к приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\23 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» в части касающейся: приложения №1 (п.1.2. и п.2.2.); приложения №2; приложения №4 (часть 2,п.14); приложения №5 (п.1.1. и п.1.2.);
- приложения «об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» к приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\24 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» в части касающейся строки 14 - «индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для взаиморасчетов между АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный») и ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго»);
- возложении обязанности на комитет тарифного регулирования Волгоградской области устранить нарушения законодательства и взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указано, что оспариваемые нормативно-правовые акты не соответствуют требованиям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", чем нарушаются права и законные интересы АО «Оборонэнерго» при осуществлении экономической деятельности на территории Волгоградской области.
Так, по мнению заявителя, при корректировке необходимой валовой выручки на 2017 год Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области не учтены выпадающие (недополученные доходы) за 2015 год; установленные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между филиалом «Южный» АО «Оборонэнерго» и филиалом ПАО «МРСК Юга»- «Волгоградэнерго» не обеспечивают в 2017 году получение административным истцом установленной Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области необходимой валовой выручки на содержание сетей в полном объёме.
Представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнениях и уточнениях к нему.
Представитель административного ответчика Комитета тарифного регулирования Волгоградской области ФИО2 возражала против удовлетворении заявленных требований, поддержав представленные письменные возражения.
Извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом заинтересованные лица в судебное заседание не явились. В представленном ранее заявлении ФАС РФ просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. ПАО «МРСК Юга» о причинах неявки не известили.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике). Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, помимо прочего, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы (15 - 34 Основ ценообразования). Необходимая валовая выручка, учитываемая при установлении тарифов, определяется регулирующим органом по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил).
Статьей 20 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об электроэнергетике" определены принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике:
Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка; сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
Статья 23 Закона определяет принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ): 2. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее ФЗ "Об электроэнергетике") органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно статье 23.1 ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов), а также плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (пункт 4). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации (пункт 7 той же нормы).
Комитет тарифного регулирования, в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 года №32-п «Об утверждении Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области» является органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с пунктом 2.1.2 данного Положения Комитет устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальными сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней таких цен(тарифов).
В силу п.3.4 Положения решения Комитета издаются в форме приказов.
Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Волгоградской области в сфере государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом следующих приказов от 23.12.2016:
- №51/17"О внесении изменений в постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19 ноября 2014 г. №46/10 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО "Оборонэнерго" (филиал "Южный");
- №51/23 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год";
- №51/24 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год".
Данные приказы были приняты по результатам заседания коллегии комитета и опубликованы в официальном печатном издании "Волгоградская правда", №274-сп, 30.12.2016.
Указанные приказы, оспариваемые административным истцом, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных законодательством.
Правомочность органа, принявшего вышеназванные приказы, а также соблюдение порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Оспаривая указанные акты административный истец ссылается на следующие обстоятельства:
Не учтен при расчете НВВ на 2017 год недополученный доход, невключаемый в плату за технологическое присоединение и подлежащий учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.
При корректировке НВВ на 2017 год не учтены выпадающие (недополученные) доходы за 2015 год и расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Недополученный (выпадающий) доход за 2015 год в части неполучения установленного НВВ за 2015 год в размере 21803 тыс.руб.
Установленные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Южный» АО «Оборонэнерго» и филиалом ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» не обеспечивает установленный КТР Волгоградской области на 2017 год НВВ на содержание сетей в размере 22745,765 тыс.руб. – недостаток средств в тарифе на 2017 год составляет -5818,15 (с учетом уточнений -3 215,47) тыс.руб.
(По требованию «неучтенный при расчете НВВ на 2017 год недополученный доход, невключаемый в плату за технологическое присоединение и подлежащий учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.)
В соответствии с требованиями абзаца 12 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
Указанные расходы в размере 162,507 тыс. рублей отражены в приложении 2 к приказу КТР Волгоградской области от 23.12.2016 №51/26 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение (ТП) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Волгоградской области на 2017 год". Однако, в связи с тем, что решения по ставкам на технологическое присоединение на 2017 год, в том числе и о величине выпадающих доходов были приняты одновременно с тарифными решениями об установлении тарифов на услуги по передаче, а, следовательно, отсутствовали на момент формирования НВВ сумма затрат по выпадающим доходам по ТП в тарифах на услуги по передаче на 2017 год не могла быть принята.
Указанное подтверждается материалами дела и объяснениями сторон.
Расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций осуществляется в соответствии с приказами ФСТ России от 11.09.2012 №209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" и от 11.09.2014 №215-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям".
Пунктом 8 Методических указаний №209-э/1 предусмотрено, что сетевая организация определяет на период регулирования плановые экономически обоснованные расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к ее сетям устройств юридических и физических лиц путем расчета необходимой валовой выручки (далее - НВВ) согласно Основам ценообразования в соответствии с Приложением №3 к настоящим Методическим указаниям. В свою очередь, пунктом 7 Методических указаний №215-э/1 определено, что расходы на выполнение организационных мероприятий и расходы по мероприятиям "последней мили", связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, рассчитываются в соответствии с формой, предусмотренной приложением 1 к Методическим указаниям. Согласно названному приложению 1 рассчитываются именно плановые показатели на следующий период регулирования.
Поскольку данные расходы являются плановыми, а не фактическими и будут возмещаться тарифами на 2018 год, комитетом не допущено нарушений прав и законных интересов истца.
(По требованию о том, что при корректировке НВВ на 2017 год не учтены выпадающие (недополученные) доходы за 2015 год.)
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – ФЗ "Об электроэнергетике") предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования №1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования №1178).
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
Административный истец является территориальной сетевой организацией, регулирующейся методом долгосрочной индексации (как и все другие территориальные сетевые организации), первый долгосрочный период для которой был 2012-2014 годы, второй долгосрочный период регулирования - 2015-2019 годы.
Пунктом 38 Основ Ценообразования №1178 предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 №98-э (далее - Методические указания №98-э) предусмотрено, что:
а). тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 5).
б). долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:
1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в размере от 1% до 3% уровня подконтрольных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования;
3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;
4) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;
5) величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;
6) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования (пункт 6).
На 2015-2019 годы (второй долгосрочный период) организация регулируется методом долгосрочной индексации, в рамках которого все статьи затрат подразделяются на 2 группы: подконтрольные расходы (ПР) и неподконтрольные расходы (НПР).
Определение состава ПР и НПР, оценка их экономической обоснованности произведена в соответствии с Основами ценообразования №1178, Методическими указаниями № 98-э, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания №20-э/2), и главой 25 Налогового Кодекса РФ.
Организацией - административным истцом, заявлены выпадающие доходы по следующим статьям "расходы на оплату труда" в размере 19846,42 тыс. руб., "отчисления на социальные нужды" в размере 5893,3 тыс. руб. и "недополученный доход" – 21803 тыс. руб., а всего 47542,72 тыс.руб.
(Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.)
Методические указания №98-э исходят из того, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается, в том числе, такая статья затрат как расходы на оплату труда (пункт 12).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 8 Методических указаний №98-э).
Базовый уровень подконтрольных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, который утверждается на 1-й год долгосрочного периода регулирования и определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Пунктом 9 Методических указаний №98-э установлено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. Порядок корректировки подконтрольных расходов закреплен пунктом 11 Методических указаний, который не предусматривает индексации каждой из составляющих подконтрольных расходов в отдельности.
Таким образом, для дачи оценки требованиям административного истца о несоответствии законодательству тарифных решений, принятых на 2017 год, необходимо рассмотреть, каким образом формировалась НВВ истца на 2015, т.е. базовый год.
В соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов (Постановление №1178), установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. Регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 (пункты 8 и 9(1)).
Решением КТР Волгоградской области АО «Оборонэнерго» филиал «Южный» отказано в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы, оформленное письмом от 05.05.2014 № 31-05-05/1390 в связи с нарушением процедуры подачи заявления.
В соответствии с пунктом 27 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 №313-э (далее – Регламент 313-э) отказ в открытии дела означает отказ в рассмотрении предложений, представленных регулируемой организацией. При этом Регламентом не установлено, что органом регулирования в случае принятия решения об отказе в открытии дела должны быть возвращены представленные материалы.
Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Южный" обращалось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения комитета тарифного регулирования Волгоградской области об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы, оформленное письмом от 05.05.2014 № 31-05-05/1390, и об возложении обязанности на комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Оборонэнерго" путём открытия дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу №А12-19300/14 в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Оборонэнерго" было отказано. Законность данного судебного акта подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа от 18.12.2014.
В виду того, что АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный») представила заявление об установлении тарифов на 2015 год с нарушением законодательства, действующего на момент подачи заявления, и, исходя из требований п. 24 Правил госрегулирования(пост. №1178), п. 3,п. 5 Регламента №313-э и п. 50 Методических указаний №20-э/2 согласно которому, если какая-либо сетевая организация не представила необходимых данных для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то единый (котловой) тариф рассчитан КТР исходя из данных, использованных для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования, величина ПР (в разрезе статей затрат) на 2015 год (базовый (первый) год долгосрочного периода) обоснованно определена КТР исходя из данных, утвержденных для указанной организации на предшествующий период регулирования – 2014 год.
Согласно материалам дела и объяснениям сторон, при принятии тарифных решений на 2014 год фонд заработной платы и отчисления на социальные нужды были приняты по предложению организации в размере 9 205,27 тыс. руб. и 2 798,4 тыс. руб. соответственно, численность персонала – 46 единиц. Указанное организацией не оспаривается.
Таким образом, при формировании НВВ на 2015 год фонд заработной платы и отчисления на социальные нужды были приняты органом регулирования на уровне 2014 года в полном соответствии с действующим законодательством.
В отношении административного истца действует Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 18.03.2013. Согласно указанному документу расходы на оплату труда и другие расходы Работодателей в пользу работников, предусмотренные настоящим Соглашением, а также коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, производятся в пределах средств, рассчитанных в соответствии с положениями раздела 8 настоящего Соглашения и утвержденных соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти при установлении цен (тарифов) (абз.2 пункта 3.1).
Таким образом, в соответствии с п.3.1 Отраслевого тарифного соглашения, территориальная сетевая организация (ТСО) обязана производить расходы по фонду оплаты труда в рамках средств, утвержденных на указанные цели в тарифах.
Указанное соответствует требованиям пункта 26 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, поскольку на 2015 (базовый год) дело об установлении тарифов организации не было открыто, орган регулирования законно и обосновано сформировал фонд оплаты труда на уровне 2014 года.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Выпадающие доходы организации – это экономически обоснованные расходы организации, осуществляющей регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам.
Из указанного следует, что для учета регулирующим органом в следующем периоде регулирования выпадающих доходов организации, необходимо соблюдение следующих условий:
1). указанные выпадающие доходы должны быть необоснованно неучтены регулятором на тот период регулирования, в котором они возникли, в нашем случае на 2015 год;
2). указанный доход должен быть недополучен по независящим от организации причинам;
3). размер выпадающих доходов должен быть экономически обоснован.
При таких данных, перерасход организацией средств по статье "фонд оплаты труда" нельзя признать выпадающим доходом, поскольку вышеназванные условия не соблюдены заявителем. Регулятор законно и обоснованно сформировал фонд заработной платы на уровне 2014 года, а нарушение организацией порядка представления заявления об установлении тарифов на 2015 год с нарушением законодательства нельзя признать причиной независящей от организации. Следовательно, суммы в размере 19846,42 руб. (расходы на оплату труда) и 5893,3 руб. (отчисления на социальные нужды), размер которых является производным от размера расходов на оплату труда не подлежали учету в НВВ организации на 2017 год.
(По требованию «недополученный (выпадающий) доход за 2015 год в части неполучения установленного НВВ за 2015 год в размере 21803 тыс.руб.)
В соответствии с постановлением КТР Волгоградской области от 19 ноября 2014 г. №46/10 установлена НВВ на содержание сетей (без учета оплаты потерь) для филиала "Южный" АО "Оборонэнерго" в границах Волгоградской области в размере 20154,40 тыс.руб. (без НДС).
АО «Оборонэнерго» филиал «Южный» указывает недополучение ею выручки от услуг по передаче в размере 11 079 тыс. руб., превышение расходов на услуги по передаче филиалу ПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" составило 7 977 тыс. руб., превышение расходов на покупку потерь составило 2747 тыс. руб.
Представленные организацией обосновывающие расчеты произведены исходя из утвержденного одноставочного варианта тарифа, что не соответствует требованиям Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2. Согласно п.52 данных методических указаний, плановый сбор тарифной выручки, являющийся базой для расчета индивидуальных тарифов, производится строго по двухставочным единым (котловым) тарифам (формулы 15.21 – 15.26).
Из материалов дела следует, что между АО "Оборонэнерго" и ПАО "МРСК Юга" расчеты осуществляются по одноставочному варианту индивидуального тарифа для взаиморасчетов.
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии. При этом объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии по одноставочной цене (тарифу) определяется равным объему потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения. По такому же правилу определяется объем услуг по передаче, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, объем потребления зависит от объема потребителей, присоединенных к сетям АО "Оборонэнерго". Чем больше потребляют потребители, присоединенные к сетям АО "Оборонэнерго", тем больше АО "Оборонэнерго" должно отдать ПАО "МРСК Юга" по индивидуальному тарифу. Потребители могут потребить больше или меньше заявленных объемов, может поменяться структура полезного отпуска по уровням напряжения. Поэтому план на год может значительно отличаться от реально складывающегося факта, на что орган регулирования повлиять не в состоянии. Следовательно, расчеты по одноставочному тарифу требуют от организации идеального планирования объемов. Несмотря на то, что деятельность по оказанию услуг по передаче является регулируемой, это все равно предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, поэтому просчеты в планировании объемов не должны ложиться на добросовестных потребителей.
В свою очередь, в соответствии с тем же пунктом 15(1) Правил недискриминационного доступа объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа "заявленная мощность" - величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах. При этом заявленная мощность в течение года не меняется.
При установлении тарифов на 2015 год органом регулирования заявленная мощность потребителей была принята по предложению истца в соответствии с Таблицей №П1.30, (строка 3) в размере 7,082 МВт. Указанная таблица приложена административным истцом к Пояснениям от 08.06.2017 №ЮЖН/060/322.
При данных обстоятельствах суд находит обоснованным довод административного ответчика о том, что организация могла минимизировать риски недополучения НВВ путем заключения договора на услуги по передаче ПАО "МРСК Юга" по двухставочным индивидуальным тарифам.
Организация обосновывает недополученный за 2015 год доход в размере 21803 тыс.руб. анализом выручки от услуг по передаче за 2015 год.
Административные ответчик полагает, что данные расчеты недостоверны и не должны приниматься во внимание в силу следующего.
1). В указанных расчетах проставлены тарифы, несоответствующие установленным в постановлениях КТР Волгоградской области от 30.12.2014 №57/5 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год" и №57/6 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год" тарифам.
2). Поскольку тарифы устанавливаются с разбивкой по полугодиям, то и расчеты должны производиться по полугодиям.
3). Организацией приведены "фактические" данные 2015 года, не соответствующие данным официальной статистической отчетности. Для доказательства этого факта комитет прилагает форму №46-ЭЭ (передача), выгруженную из ФГИС ЕИАС (приложение №1).
В целях совершенствования процессов тарифного регулирования и информационного обмена между ФАС России, региональными органами тарифного регулирования и субъектами регулирования применяется Единая Информационно-аналитическая система (ФГИС ЕИАС).
В рамках ЕИАС заполняются необходимые шаблоны, в том числе шаблон официальной статистической отчетности формы 46-ЭЭ (передача), утвержденная приказом Росстата от 03.07.2013 №257 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по тарифам федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики", и предоставляется в ФАС России в установленной форме (в электронном виде). Шаблоны размещены по адресу http://www.eias.ru/?page=show_templates.
Таким образом, в соответствии с законодательством именно данные форма 46-ЭЭ (передача) являются доказательством факта оказанных услуг по передаче электроэнергии.
Указанные доводы комитета (КТР) заявителем не опровергнуты.
(По требованию "недополученный (выпадающий) доход за 2015 год в части неполучения установленного НВВ за 2015 год в части расходов на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь").
Нормативные технологические потери – это технически неизбежные и обоснованные потери электроэнергии, обусловленные используемыми технологическими решениями и техническим уровнем оборудования систем передачи электроэнергии.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования №1178 уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования. Уровень потерь является долгосрочным параметром, определяется в процентах и устанавливается одинаковым на каждый год долгосрочного периода регулирования. Постановлением КТР Волгоградской области от 19.11.2014 №46/10 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для ОАО "Оборонэнерго" (филиал "Южный")" величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) была определена в размере 6,97%.
Согласно материалов дела и объяснениям сторон фактические потери за 2015год составили 3,85млн.кВт.ч. - что выше плана на 1,08млн.кВт.ч. (или на 38,8%).
Сложившийся процент потерь электроэнергии в размере 9,03% превышает нормативную величину потерь, заложенную при расчете тарифа в размере 6,97%.
В связи с изложенным затраты на приобретение сверхнормативных потерь электроэнергии включению в НВВ организации не подлежат.
Довод заявителя о том, что установленные приказом комитета от 23.12.2016 №51/24 индивидуальные тарифы для взаиморасчетов с ПАО "МРСК Юга" не обеспечивают получение организацией НВВ (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год несостоятельны, так расчет произведен в нарушение требований нормативных актов по одноставочным тарифам.
В соответствии с представленным комитетом расчетом собираемости тарифной выручки АО "Оборонэнерго" по единым (двухставочным) тарифам на услуги по передаче электроэнергии и распределение ее по индивидуальным тарифам на 2017 год административный истец полностью собирает установленную для него НВВ.
С учетом данного обстоятельства и учитывая, что согласно приведенному комитетом расчету собираемости тарифной выручки АО "Оборонэнерго" по единым (двухставочным) тарифам на 2017 год, административный истец полностью собирает установленную для него НВВ, вывод организации о том, что установленные приказом комитета от 23.12.2016 №51/24 индивидуальные тарифы для взаиморасчетов с ПАО "МРСК Юга" не обеспечивают получение организацией НВВ (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, является неподтвержденным и преждевременным.
Ссылка представителя административного истца на вывод в решении арбитражного суда по конкретному делу о применении одноставочного тарифа не состоятелен, так как указанный заявителем вывод имел место по конкретному делу при рассмотрении определенных судом обстоятельств в виду того, что при взаиморасчетах сторон не мог быть принят двуставочный тариф за отсутствием приборов учета.
В связи с изложенным заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Южный» о признании недействующими в течение всего периода действия:
-приложения №1 приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\17 «О внесении изменений в постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19 ноября 2014 года №46\10 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный»),в части касающейся НВВ АО «Оборонэнерго», установленного на 2017 год в размере 22745,77 тыс.рублей;
- пунктов 1,2,3 –«размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в приложении 4 приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\23 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» в части касающейся: приложения №1 (п.1.2. и п.2.2.); приложения №2; приложения №4 (часть 2,п.14); приложения №5 (п.1.1. и п.1.2.);
- приложения «об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» к приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года №51\24 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» в части касающейся строки 14 «индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для взаиморасчетов между АО «Оборонэнерго» (филиал «Южный») и ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго»);
- возложении обязанности на комитет тарифного регулирования Волгоградской области устранить нарушения законодательства; и взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Судья: М.Б. Гайдаров
Мотивированное решение составлено 25 августа 2017 г.
Судья М.Б. Гайдаров