ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-437/2017 от 16.05.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-437/2017 по иску ИП Богатова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ИП Богатов В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16.06.2015г. в размере 113 616 рублей и взыскании с Правительства Самарской области судебных расходов: по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 9000 рублей, за составление отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 15 000 рублей, а также за составление экспертного заключения в размере 15 000 рублей.

В обоснование иска указал, что является арендатором вышеуказанного земельного участка, считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости данного земельного участка являются недостоверными и нарушают права истца, как плательщика арендных платежей.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе вышеназванного в размере 637 885,46 рублей.

Дата определения кадастровой стоимости названного земельного участка – 16.06.2015 года.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ., выполненного ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: , на дату оценки 16.06.2015 года составила – 113 616 рублей.

На основании изложенного, истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Просит требования удовлетворить.

Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГ. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.

В судебном заседании представитель истца Анненкова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ. и ордера от ДД.ММ.ГГ., доводы административного иска поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Правительства Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

В письменных отзывах ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, Управление Росреестра по Самарской области возражало против удовлетворения заявленных требований, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, Администрация муниципального района Волжский Самарской области возражает против заявленных исковых требований.

В судебное заседание представитель Правительства Самарской области, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Письменных отзывов в адрес суда не направил.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования административного истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела усматривается, что ИП Богатов В.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, (основание: договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ., заключенный между администрацией муниципального района Волжский Самарской области и Богатовым В.А.)

Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ..

Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с приложением № 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 16.06.2015 года составляет 637 885,46 рублей.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ., выполненного ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: , на дату оценки 16.06.2015 года составила – 113 616 рублей.

Как следует из положительного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГ. на указанный отчет, выполненный Союзом «<данные изъяты>», экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объектов оценки подтверждена.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В силу ч. 1 ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Отчет об оценке в соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполнен по состоянию на 16.06.2015 года, на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

В отчете об оценке в соответствии с требованиями ст. 11 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указаны дата проведения оценки спорного земельного участка, дата составления и порядковый номер отчета; приведены задание на оценку, применяемые стандарты оценки, допущения и ограничения, используемые при проведении оценки, описание объекта оценки, сведения о заказчике оценки и об исполнителе, анализ рынка земельных участков, анализ факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость земельного участка.

Анализ рынка, содержащий информацию о политических, экономических и законодательных факторах, оказывающих влияние на развитие рынка земельных участков Самарской области, выполнен в соответствии с положениями ФСО №7 /п.10,11/.

Оценщиком в отчете определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, а именно: к сегменту рынка земельных участков под коммерческие объекты, расположенные в населенных пунктах Самарской области (кроме Самары и Тольятти) /страница отчета)/.

На странице отчета оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным использованием объекта оценки является его использование в качестве земельного участка коммерческого назначения – под строительство магазина.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Из представленного заявителями отчета об оценке видно, что оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка был применен сравнительный подход, а именно метод сравнения продаж, отказ от применения других подходов и методов обоснован на стр. отчета об оценке.

В качестве единицы сравнения выбрана стоимость 1 кв. м земельного участка /страница отчета/.

В результате провиденного анализа рынка, объекты-аналоги, расположенные непосредственно в п. НПС «Дружба» сельского поселения Лопатино, на дату оценки не выявлены, в связи с чем, в качестве аналогов оцениваемого земельного участка рассматривались земельные участки, расположенные в населенных пунктах Самарской области (кроме г. Самара и г. Тольятти), с разрешенным использованием – для коммерческой деятельности.

Учитывая ретроспективный характер оценки, оценщик использовал данные об объектах-аналогах, содержащихся в доступных источника – «ИС Центр».

В качестве объектов-аналогов было выбрано 4 земельных участка, категории земли населенных пунктов, относимые к сегменту рынка земельных участков под коммерческую деятельность, расположенные в Волжском и Кинельском районах Самарской области, т.е. сопоставимые по ценообразующим факторам /таблица на странице отчета/.

Введены корректировки на торг, на расположение относительно красной линии, на площадь, на местоположение.

Обоснование внесения корректировок, их описание, приведены на страницах отчета.

Согласовав полученные результаты и присвоив сравнительному подходу удельный вес 1, оценщик пришел к выводу, что величина рыночной стоимости спорного земельного участка составляет по состоянию на 16.06.2015 года – 113 616 рублей.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчетов основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона №135-ФЗ.

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

Суд пришел к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим иском является 04.04.2017г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Требования административного истца в части взыскания с административного ответчика – Правительства Самарской области судебных расходов, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию / в том числе размеру рыночной стоимости/, судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

По делу установлено, что результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка утверждены Постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13.11.2013 года.

Правительство Самарской области в судебном заседании не участвовало и не представляло письменных возражений по заявленному ИП Богатовым В.А. требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Реализация административным истцом в судебном порядке своего права на оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка не может расцениваться как заявление, принятое против административного ответчика.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы на оплату юридических услуг, по оплате услуг оценки объекта недвижимости, почтовых расходов и госпошлины относятся на административного истца.

Руководствуясь ст.ст.180, 249 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ИП Богатова В.А. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16.06.2015г. в размере 113 616 рублей.

Дата подачи иска в суд – 04.04.2017г.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.05.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь