Дело № 3а-438/2017 08 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Капустиной А.Е.,
с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 08 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест»,
у с т а н о в и л:
пунктом 1 постановления Правительством Архангельской области от 13 марта 2013 года № 104-пп утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (далее – Перечень), согласно которому на территории муниципального образования «Город Архангельск» определены 8 таких мест, в том числе площадь Мира (площадка перед спуском на береговую зону по набережной Северной Двины в районе площади Мира).
Правительством Архангельской области 13 сентября 2017 года принято постановление № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест», которым к таким местам на территории муниципального образования «Город Архангельск» отнесены: парк имени М.В. Ломоносова у Соловецкого камня; сквер на площади Терехина у памятника В.И. Ленину; парк по проспекту Ленинградскому, на участке от улицы Прокопия Галушина до улицы Кооперативной.
Данным постановлением количество специально отведенных для указанных целей мест на территории муниципального образования «Город Архангельск» уменьшено с 8 до 3.
Пунктом 2 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест».
В обоснование исковых требований указал, что пунктом 2 названного постановления нарушено его право на свободу собраний, поскольку 23 сентября 2017 года он проводил пикетирование с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции на площади Мира в городе Архангельске, то есть месте, входящем в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 13.03.2013 № 104-пп, без направления в орган публичной власти уведомления о его проведении в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона Архангельской области от 28.02.2006 № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области». Однако, сотрудники полиции воспрепятствовали проведению указанного пикетирования и изъяли у истца быстровозводимую сборно-разборную конструкцию, мотивировав свои действия тем, что ко времени проведения пикетирования площадь Мира в городе Архангельске была исключена из Перечня вступившим в законную силу оспариваемым постановлением, в связи с чем для проведения указанного публичного мероприятия истец обязан был направить уведомление в орган публичной власти. Постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 05 октября 2017 года истец был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Согласно абзацу 3 части 4 статьи 22 Закона Архангельской области от 20.05.2009 № 19-3-ОЗ официальным опубликованием постановления Правительства Архангельской области является первое размещение (опубликование) его текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Текст оспариваемого постановления впервые был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 сентября 2017 года. Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и частью 4 статьи 22 Закона Архангельской области от 20.05.2009 № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Оспариваемым постановлением внесены изменения в Перечень, утвержденный Правительством Архангельской области в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и частью 5 статьи 1 Закона Архангельской области № 149-9-ОЗ. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.02.2013 № 4-П указал, что подпунктом «а» пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 08.06. 2012 № 65-ФЗ статья 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дополнена частью 1.1, согласно которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (специально отведенные места). Данные полномочия вытекают из пункта «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящей защиту прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, оспариваемое постановление принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а значит, вступает в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования, то есть не ранее 30 сентября 2017 года. При принятии оспариваемого постановления Правительством Архангельской области нарушены правила введения нормативного правового акта в действие, пункт 2 постановления не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом государственной власти и в пределах его полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Оспариваемое постановление лишь вносит изменения в ранее утвержденный Правительством Архангельской области Перечень. Поскольку оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, Правительство области вправе установить вступление его в законную силу со дня официального опубликования.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования удовлетворить, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что 23 сентября 2017 года на площади Мира в городе Архангельске ФИО1 организовал проведение публичного мероприятия – пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции без подачи в установленном порядке в Администрацию МО «Город Архангельск» уведомления о проведении публичного мероприятия.
05 октября 2017 года постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В постановлении судьи указано, что постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп, которым площадь Мира в городе Архангельске была исключена из перечня единых специально отведенных для данных мероприятий мест, вступило в законную силу 19 сентября 2017 года, следовательно, для проведения публичного мероприятия в данном месте 23 сентября 2017 года требовалось уведомление органа местного самоуправления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применен судом в отношении истца при рассмотрении дела об административном правонарушении, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частями 7-9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 3, пунктам 2, 4 статьи 22 Закона Архангельской области от 20.05.2009 № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» Правительство Архангельской области является высшим исполнительным органом государственной власти Архангельской области.
Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Архангельской области. Правовые акты, не имеющие нормативного правового характера, принимаются в форме распоряжений Правительства Архангельской области.
Постановления Правительства Архангельской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
Иные постановления Правительства Архангельской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не определено в самом постановлении.
Официальным опубликованием постановления Правительства Архангельской области является первое размещение (опубликование) его текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Архангельской области, - первое размещение его текста на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судом установлено, что постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 сентября 2017 года.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Архангельской области является действующим нормативным правовым актом, вступило в силу 19 сентября 2017 года, на момент рассмотрения дела не отменено и не утратило силу.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств; под собранием - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; под пикетированием - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 8 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 28.02.2006 № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области» предусмотрено, что единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места определяются постановлением Правительства Архангельской области с учетом положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и настоящего закона.
Таким образом, оспариваемое постановление было принято Правительством Архангельской области в пределах предоставленных ему полномочий.
Проверяя соблюдение Правительством Архангельской области правил введения оспариваемого постановления в действие, в том числе порядка вступления его в силу, соответствие его законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.
Если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу, следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Данное правило применимо к тем нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в пункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Устанавливая факт наличия в оспариваемом нормативном правовом акте положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, суд учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 07 июля 2016 года № 1428-О «По жалобе граждан ФИО4, ФИО5 и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой наделение федеральным законодателем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочием по определению специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статьи 72 (пункт «б» части 1), относящей защиту прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и статьи 76 (часть 2), по смыслу которой предполагается наличие у субъектов Российской Федерации права принятия по предметам совместного ведения собственных - соответствующих федеральным законам - законов и иных нормативных правовых актов, благодаря чему субъекты Российской Федерации получают возможность наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными федеральным законом, установить в своем законе или ином нормативном правовом акте дополнительные гарантии этих прав, направленные на их конкретизацию, создание вспомогательных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон; во всяком случае, осуществляя такое регулирование, законодатель субъекта Российской Федерации не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав, и снижать уровень их федеральных гарантий, закрепленных на основе Конституции Российской Федерации федеральными законами, а также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, поскольку таковые - в определенных Конституцией Российской Федерации целях и пределах - может устанавливать только федеральный законодатель.
Положения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению специально отведенных мест, как следует из их содержания во взаимосвязи с иными его установлениями, имеют целью создание дополнительных гарантий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе без предварительного направления в органы публичной власти соответствующего уведомления при условии, что количество предполагаемых участников публичного мероприятия не превышает предельную численность, установленную законом субъекта Российской Федерации; они предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия, позволяют органам публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения в специально отведенных местах общественного порядка и безопасности граждан и вместе с тем не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения; содержащиеся в них требования ориентируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на такое использование предоставленных им полномочий при определении пространственно-территориального расположения специально отведенных мест, которое наиболее полно отвечает природе и предназначению публичных мероприятий.
Поскольку постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» принято непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в пункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в частности по вопросу защиты прав на проведение мирных публичных мероприятий, то оно должно вступить в силу не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.
Вместе с тем, пунктом 2 постановления Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 2 постановления Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп противоречит правилам вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренным пунктом 4 статьи 22 Закона Архангельской области от 20.05.2009 № 19-3-ОЗ и пунктом 5 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт на момент рассмотрения дела применялся, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд признает его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» удовлетворить.
Признать недействующим пункт 2 постановления Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп «О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко