ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-438/18 от 24.12.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-438/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 24 декабря 2018 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Еремеевой С.С.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М., представителя административного истца индивидуального предпринимателя Краевой О.Ю. – Соломатиной О.В., представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Кыровой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Краевой Ольги Юрьевны о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

25 ноября 2017 г. Правительством Пермского края (далее также – административный ответчик) принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 944-п), которым определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к данному Постановлению (далее – Перечень). Нормативный правовой акт 30 ноября 2017 г. размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 4 декабря 2017 г. опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 48.

Пунктом 81 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в Перечень включено здание с кадастровым номером **416, расположенное по адресу: ****.

Таким образом, с 1 января 2018 г. налоговая база объекта недвижимости с кадастровым номером **416, а также помещений, расположенных в данном здании, определяется как их кадастровая стоимость.

Индивидуальный предприниматель Краева Ольга Юрьевна (далее также – административный истец), являющаяся собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами **455 и **477, расположенных в здании с кадастровым номером **416, обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта 81 таблицы № 1 Перечня, утверждённого Постановлением № 944-п, ссылаясь на то, что спорное здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку оно используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания на площади менее 20 процентов его общей площади; включение здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ), нарушает её права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений.

В судебном заседании представитель административного истца ИП Краевой О.Ю. – Соломатина О.В., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Кырова Н.В., действующая на основании доверенностей, просила отказать административному истцу в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо департамент имущественных отношений администрации города Перми в суд представителя не направил, просил о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, он устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, является обязательным к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ).

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 данного Кодекса. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц отнесены иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учётом положений статьи 5 приведённого Кодекса.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 г. № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2018 г. установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 г. № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» установлен и введён в действие на территории муниципального образования город Пермь налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Названным Министерством данный перечень был сформирован, а в дальнейшем этот перечень Правительством Пермского края был утверждён Постановлением № 944-п.

Таким образом, Постановление № 944-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на объекты недвижимого имущества в отношении отдельных объектов. К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как установлено судом, Краева О.Ю. является собственником следующих нижеприведённых объектов недвижимости, расположенных в здании с кадастровым номером **416 по адресу: ****: нежилого помещения с кадастровым номером **455, площадью 993 кв. м; нежилого помещения с кадастровым номером **477, площадью 519,2 кв. м.

Нежилое здание с кадастровым номером **416, общей площадью 1992,1 кв. м, имеет наименование: павильон, оно расположено на земельном участке с кадастровым номером **:5, общей площадью 6119 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: под павильоны.

Из письменных возражений Правительства Пермского края от 20 ноября 2018 г. следует, что при принятии решения о включении здания с кадастровым номером **416 в Перечень, утверждённый Постановлением № 944-п, было принято во внимание, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание «Павильон» и расположен на земельном участке, имеющим вид разрешённого использования: под павильоны, что являлось достаточным основанием для включения в Перечень.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, ИП Краева О.Ю. до утверждения Перечня неоднократно обращалась в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, являющееся в силу постановления Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, с заявлениями об исключении принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений по адресу: ****, из предварительного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

По обращениям административного истца в установленном порядке проводились обследования объектов недвижимого имущества в целях установления их фактического использования. Так, решением комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества от 20 декабря 2016 г. было рекомендовано Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края включить объект недвижимого имущества общей площадью 993 кв. м по адресу: ****, в предварительный перечень, а объекты недвижимого имущества площадью 519,2 кв. м, 479,9 кв. м, 66,4 кв. м и 86,5 кв. м, расположенных по этому же адресу, исключить из предварительного перечня.

Актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 16 января 2018 г., составленным соответствующей комиссией на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 9 января 2018 г. № СЭД-31-02-2-2-1557, установлено, что общая площадь помещений, используемая для размещения торговых объектов в здании по адресу: **** (кадастровый номер **416), составляет 326,7 кв. м (16 % от общей площади 1992,1 кв. м).

Аналогичным актом от 20 апреля 2018 г. (приказ Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 18 апреля 2018 г. № СЭД-31-02-2-2-483) также установлено, что общая площадь помещений, используемая для размещения торговых объектов в спорном здании, составляет 311 кв. м (16 % от общей площади 1992,1 кв. м).

К таким же выводам пришла комиссия по вопросу смены наименования, созданная по поручению департамента имущественных отношений администрации города Перми от 29 октября 2018 г. № СЭД-059-19-43-04-206, которая 31 октября 2018 г. составила акт проверки муниципального имущества. Как следует из данного акта, спорное здание не используется как рыночный комплекс, и согласно постановлению Правительства Пермского края от 15 мая 2012 г. № 308 универсальный розничный рынок по адресу: ****, исключён из Плана организации розничных рынков на территории Пермского края.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» здание с кадастровым номером **416, расположенное по адресу: ****, не включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Учитывая указанные выше обстоятельства, доводы **** о том, что нежилое здание с кадастровым номером **:416 включено в Перечень только по причине расположения этого объекта недвижимости на земельном участке с видом разрешённого использования: под павильоны в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, вызывают сомнения в законности и обоснованности Постановления № 944-п в оспариваемой административным истцом части.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность включения спорного объекта недвижимости в Перечень, утверждённый Постановлением № 944-п.

Однако Правительство Пермского края доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие здания с кадастровым номером **416 условиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения этого объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, не представило.

Оценивая представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости включён в Перечень, утверждённый Постановлением № 944-п, без соблюдения требований статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и это нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на индивидуального предпринимателя Краеву О.Ю. обязанность по уплате налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, расположенных в здании с кадастровым номером **416.

Учитывая, что оспариваемый административным истцом региональный нормативный правовой акт принят с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, требования ИП Краевой О.Ю. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Оспариваемый административным истцом Перечень в части пункта 81 подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

В силу положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Пермского края в пользу индивидуального предпринимателя Краевой О.Ю. подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Краевой Ольги Юрьевны удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 81 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Взыскать в пользу индивидуального предпринимателя Краевой Ольги Юрьевны с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 29 декабря 2018 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья - подпись