Дело № 3а-93/2020
Решение
Именем Российской Федерации
04 февраля 2020 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания П.К.В.,
с участием прокурора М.Н.А.
представителя административного истца М.Н.А., действующего на основании доверенности от 13 декабря 2019 года (срок действия два года),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики М.И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.Н. об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
К.А.Н. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что он является собственником следующих объектов недвижимости:
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, этаж № антресоль 1, общая площадь 996,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
здания, назначение: нежилое здание, 2 этажа, общая площадь 2235,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
здания, назначение: нежилое здание, 4 этажа, общая площадь 1051,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
помещения, назначение: нежилое, общая площадь 598,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, этаж № Антресоль 2, этаж № Антресоль 3 общая площадь 1611,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, этаж №, общая площадь 2222,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, этаж № Антресоль 2, общая площадь 1083,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, общая площадь 1062,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого здания, назначение: асфальтобетонная площадка, общая площадь 4775,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж 1, номера на поэтажном плане 93.93а, 94-97, общая площадь 1082,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
здания, назначение: нежилое здание, 1 этаж, общая площадь 3 503,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, этаж №, этаж № общая площадь 1795,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж №, общая площадь 680,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Считает, что постановление в части пунктов <данные изъяты> противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца М.Н.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика М.И.А. по существу заявленных требований не возражала. Пояснила, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень на основании сведений, полученных в результате межведомственного взаимодействия. Фактическое обследования объектов недвижимости не проводилось.
В судебное заседание административный истец К.А.Н. не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
29 ноября 2017 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее по тексту – Постановление № 502), текст которого 30 ноября 2017 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
08 декабря 2017 года Постановление № 502 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за № RU18000201701224.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту – Перечень на 2018 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2018 года (пункт 3 Постановления № 502).
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В настоящее время Постановление № 502 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года № 496, от 11 января 2019 года № 2, 01 марта 2019 года № 72, от 16 апреля 2019 года № 149, от 30 июля 2019 года № 323, от 22 октября 2019 года № 477, от 05 декабря 2019 года № 564, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 марта 2018 года № 3а-58/2018, от 19 апреля 2018 года № 3а-93/2018, от 22 мая 2018 года № 3а-113/2018, от 31 мая 2018 года № 3а-110/2018, от 06 сентября 2018 года № 3а-160/2018, от 20 декабря 2018 года № 3а-244/2018, от 10 января 2019 года № 3а-5/2019, от 22 января 2019 года № 10/2019, от 01 февраля 2019 года № 3а-8/2019, от 20 февраля 2019 года № 3а-25/2019, от 05 марта 2019 года № 3а-86/2019, от 26 марта 2019 года № 3а-102/2019, от 17 октября 2019 года № 3а-318/2019, от 01 ноября 2019 года № 3а-294/2019, которыми в Перечень на 2018 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом пунктов 836, 818, 821, 817, 837, 840, 842, 841, 814, 839, 816, 830, 829.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Как следует из материалов административного дела, К.А.Н. является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, следовательно, с учетом положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, является налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, К.А.Н., полагающий, что пункты <данные изъяты> Перечня на 2018 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его не соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).
Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее по тексту – Закону УР № 55-РЗ) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (подпункт 1 статьи 1.1).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения их в Перечень на 2018 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Как следует из материалов дела, принадлежащие административному истцу нежилое помещение: этаж № 1, Этаж № Антресоль 1 площадью 996,3 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год), нежилое помещение: этаж №, Этаж № Антресоль 2, Этаж № Антресоль 3, площадью 1611,7 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт 837 Перечня на 2018 год) входят в состав здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание с кадастровым номером 18:26:040240:19 имеет нежилое назначение, наименование «производственное», данные о кадастровом номере земельного участка и его вида разрешенного использования отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела, административным ответчиком, доказательств, свидетельствующих о том, что данное здание соответствует условиям, определенным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: раздевалка, умывальная, душевая, тамбур, кладовая, санузел, коридор, лестничная клетка, производственный участок, кабинет-бытовка, веткамера, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: склад, тамбур, коридор, производственный участок, группа механика, производственное, участок резки бумаги, цинкография, шкаф, переплетное отделение, кабинет, санузел, душевая, умывальная, подсобное, ветшахта, веткамера, комната приема пищи, красный уголок, гардероб, кухня, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, названные помещения, не являются помещениями административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку ни фактическое использование (обследование не проводилось), не их предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378,2 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих, что данные помещения входят в состав здания, обладающего признакам административно-делового или торгового центра, материалы дела не содержат.
Принадлежащее административному истцу помещение общей площадью 598,7 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год), расположенное по адресу: <адрес>, согласно сведениям Единого государственного реестра имеет нежилое назначение, наименование «сварочный участок», то есть не являются помещением административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку его фактическое использование (обследование не проводилось) и предназначение не соответствует критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом сведений о расположении данного нежилого помещения в соответствующем здании, расположенном на земельном участке имеющим определенный вид разрешенного использования материалы дела не содержат.
Принадлежащие административному истцу: нежилое помещение: этаж №, Этаж № площадью 2222,8 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год); нежилое помещение: этаж №, Антресоль № Антресоль, площадью 1083,2 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год); нежилое помещение: этаж № площадью 1062,5 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год); нежилое помещение: этаж №, номера на поэтажном плане 93, 93а, 94-97 площадью 1082,4 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год), входят в состав здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет нежилое назначение, наименование «производственное», данные о кадастровом номере земельного участка и его вида разрешенного использования отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела, административным ответчиком, доказательств, свидетельствующих о том, что данное здание соответствует условиям, определенным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: тамбур, умывальная, туалет, коридор, лаборатория, лестничная клетка, комната отдыха, производственный участок, кабинет, БТК, ТП, веткамера, комната распределителей, слесарный участок, склад, основное, компрессорная, рамповая, комната мастера, раздевалка, красный уголок, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: веткамера, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: веткамера, производственный участок, тамбур, насосная, склад, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: производственный участок, подсобная, ТП, БСК не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, названные помещения, не являются помещениями административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку ни фактическое использование (обследование не проводилось), не их предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих, что данные помещения входят в состав здания, обладающего признакам административно-делового или торгового центра, материалы дела не содержат.
Принадлежащие административному истцу нежилое помещение: этаж №, Этаж №, этаж № площадью 1795,5 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт 830 Перечня на 2018 год); нежилое помещение: этаж № площадью 680,5 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год) входят в состав здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет нежилое назначение, наименование «производственное», данные о кадастровом номере земельного участка и его вида разрешенного использования отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела, административным ответчиком, доказательств, свидетельствующих о том, что данное здание соответствует условиям, определенным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: тамбур, мастерская, служебное помещение, коридор, помещение, комната приема пищи, тепловой узел, электрощитовая, дешевая, умывальная, туалет, санузел, кабинет, комната отдыха, гардероб, приемная, лестничная клетка, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно технической документации, помещение с кадастровым номером <данные изъяты> имеет нежилое назначение. Доказательств, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания в данном объекте недвижимости материалы дела не содержат.
Таким образом, названные помещения, не являются помещениями административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку ни фактическое использование (обследование не проводилось), не их предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих, что данные помещения входят в состав здания, обладающего признакам административно-делового или торгового центра, материалы дела не содержат.
Принадлежащее административному истцу здание общей площадью 2235,7 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год), расположенное по адресу: <адрес>, согласно сведениям содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание имеет нежилое назначение, данные о кадастровом номере земельного участка и его виде разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации, здание с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: покрасочная, склад, коридор, бойлерная, комната кладовщика, склад, веткамера, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, названное здание, не является зданием административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка на котором расположено здание (данные отсутствуют), ни фактическое использование (обследование не проводилось), не его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принадлежащее административному истцу здание общей площадью 1051,4 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт 821 Перечня на 2018 год), расположенное по адресу: <адрес>, согласно сведениям содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание имеет нежилое назначение, данные о кадастровом номере земельного участка и его виде разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации, здание с кадастровым номером <данные изъяты> состоит из помещений, имеющих назначение: лестничная клетка, тамбур, санузел, кабинет, коридор, санузел, касса, раздевалка, комната приема пищи, подсобная, кладовая, раздевалка, актовый зал, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, названное здание, не является зданием административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка на котором расположено здание (данные отсутствуют), ни фактическое использование (обследование не проводилось), не его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принадлежащее административному истцу здание общей площадью 3503,1 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год), расположенное по адресу: <адрес>, согласно сведениям содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание имеет нежилое назначение, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> имеющим вид разрешенного использования «эксплуатация и обслуживание административно-бытовых и производственных зданий», который предоставлен Индивидуальному предпринимателю К.А.Н. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технической документации, здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет наименование «здание промышленного склада», состоит из помещений, имеющих назначение: склад, то есть не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, названное здание, не является зданием административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку ни фактическое использование (обследование не проводилось), не его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение объектов, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником асфальтобетонной площадки, общая площадь 4775,4 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> (пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год), расположенной по адресу: <адрес>, согласно сведениям содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости объект имеет нежилое назначение, расположена на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> имеющим вид разрешенного использования «эксплуатация и обслуживание административно-бытовых и производственных зданий», который предоставлен Индивидуальному предпринимателю К.А.Н. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из технической документации на указанный объект – асфальтобетонную площадку, следует, что типом объекта являются – сооружения дороги, проезды, покрытие – асфальтобетон.
Анализ предоставленных суду доказательств, дает основания полагать, что объект – асфальтобетонная площадка по своему назначению и функциональным характеристикам однозначно не свидетельствует о том, что он является административно-деловым центром или торговым центром, то есть не предназначен для использования в указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимости в информационных системах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике были обозначены как административно-деловой центр, торговый центр, а также то, что они предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или их наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не содержат. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:7419 «эксплуатация и обслуживание административно-бытовых и производственных зданий», на котором расположено здание с кадастровым номером 18:26:040470:154 размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает.
Следовательно, спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> (пункт 836), <данные изъяты> (пункт 818), <данные изъяты> (пункт 821), <данные изъяты> (пункт 817), <данные изъяты> (пункт 837), <данные изъяты> (пункт 840), <данные изъяты> (пункт 842), <данные изъяты> (пункт 841), <данные изъяты> (пункт 814), <данные изъяты> (пункт 839), <данные изъяты> (пункт 816), <данные изъяты> (пункт 830), <данные изъяты> (пункт 829), не могли быть включены в Перечень на 2018 год.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2018 год со стороны административного ответчика не опровергнуты. Доказательств наличия правовых оснований для включения спорных объектов в Перечень на 2018 год административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 836, 818, 821, 817, 837, 840, 842, 841, 814, 839, 816, 830, 829 Перечня на 2018 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона УР №-РЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой ввиду включения в Перечень на 2018 год из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой пункты 836, 818, 821, 817, 837, 840, 842, 841, 814, 839, 816, 830, 829 Перечня на 2018 год подлежат признанию не действующими, суд, исходя из положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его недействующим с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление К.А.Н. об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 836, 818, 821, 817, 837, 840, 842, 841, 814, 839, 816, 830, 829 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительством Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года за № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год».
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2020 года.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина