Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Усенко А.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-439/2016 по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании недействующим решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.08.2015 года №386 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск» и решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 27.04. 2016 года № 56 «О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск»,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
представителя Администрации муниципального района Нефтегорский ФИО1,
представителя Собрания представителей городского поселения Нефтегорск и Администрации г.п.Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО2,
представителя ФИО3, ФИО4, ФИО5- ФИО6,
ФИО5,
У с т а н о в и л :
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просила признать недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.08.2015 года №386 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск», а также решение Собрания представителей городского округа Нефтегорск от 27.04. 2016 года № 56 «О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск».
Заявленные требования обоснованы тем, что решением Собрания представителей г.п.Нефтегорск №386 от 25.08.2015 года о внесении изменений в правила землепользования и застройки территориальная зона Р-1 заменена на территориальную зону Ц-1 в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 63№. Указанное решение нарушает права и законные интересы Администрации в силу того, что она уполномочена распоряжаться земельными участками, собственность которых не разграничена; изменение территориальной зоны Р-1 на Ц-1 дает право на оформление права собственности лиц, у которых на данных земельных участках располагаются объекты, оформленные на праве собственности. В настоящее время с заявлением о выкупе земельного участка обратилась ФИО3. Административный истец полагает, что решение Собрания представителей принято с существенными нарушениями Порядка организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности, утвержденного решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 21.04.2006 года №34, статьи 31 п.13 Градостроительного кодекса РФ в связи с тем, что публичные слушания были назначены постановлением Главы Администрации городского поселения Нефтегорск, не обладающим правом на их объявление; публичные слушания проводились в течение 1 месяца вместо 3 месяцев, предусмотренных законом, в постановлении о проведении публичных слушаний не указаны сведения об инициаторах проведения публичных слушаний и не учтено мнение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.п.Нефтегорск, проект изменений в правила землепользования и застройки не разрабатывался. Оспариваемое решение явилось основанием для принятия Собранием представителей г.п.Нефтегорск решения «О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск», которое следует признать недействующим ввиду того, что проект внесения изменений в Генплан не был разработан и на публичные слушания не был представлен.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Собрания представителей городского поселения Нефтегорск и Администрации г.п.Нефтегорск оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда, представила письменный отзыв на заявленные требования, в котором сослалась на нарушение срока проведения публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц суд привлек ФИО7, ФИО4, ФИО3
Представитель ФИО3, ФИО4 - ФИО6 заявленные требования не признала, возражения изложила в письменном отзыве.
Определением суда от 20.06.2016 года к участию в деле привлечены ФИО5, ТУ Росимущества в Самарской области.
ФИО5 просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росимущества в Самарской области просило рассмотреть дело в его отсутствие.
ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
С учетом надлежащего уведомления сторон о времени и месте рассмотрения дела суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области следует удовлетворить.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки городского поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям /уставам/, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации / часть 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ/.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления /пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1статьи 24 ГрК РФ /.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки / пункт 8 статьи 1 ГрК РФ/.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта /части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ/, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения /часть 7 статьи 31 ГрК РФ/, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям техническим регламентов, документам территориального планирования / часть 9 статьи 31 ГрК РФ/, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку/ части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ/, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту /части 12,13, 14 статьи 31 ГрК РФ/, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации /часть 15 статьи 31 ГрК РФ/, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления /часть 16статьи 31 ГрК РФ/.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний / часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ/.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения /части 1 -3 статьи 32 ГрК РФ/.
Как следует из материалов дела, решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.08.2015 года №386 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск, а именно: территориальная зона Р-1 заменена на территориальную зону Ц-1 в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №.
Решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 27.04.2016 года №56 утверждено внесение изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск в части замены территориальной зоны Р-1 на территориальную зону Ц-1 в границах вышеуказанных земельных участков.
Решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки опубликовано в «Городской газете» №13/135 за август 2015 года, утверждение изменений в Генплан опубликовано в «Городской газете» за №4 /146/ от 29.04.2016 года.
С инициативой о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки в администрацию г.п.Нефтегорск обратились ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО3, являющиеся арендаторами вышеперечисленных земельных участков, на которых располагаются принадлежащие им на праве собственности здания.
Рассмотрев указанное заявление, Глава Администрации г.п.Нефтегорск издал постановление №212 от 23.06.2015 года об организации и проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки г.п.Нефтегорск, определив срок их проведения с 06 июля 2015 года по 06 августа 2015 года. Указанное постановление опубликовано в «Городской газете» за №10/132/ за июнь 2015 года. При публикации данного постановления допущена ошибка: вместо замены зоны Р-1 на зону Ц-1 указано о замене зоны Ж-3 на зону Ц-1.Указанное обстоятельство суд расценивает как ненадлежащее информирование потенциальных участников публичных слушаний относительно наименования изменения территориальной зоны.
Согласно протоколу в публичных слушаниях участвовало 50 человек, которые дали положительную оценку по вопросу публичных слушаний. По результатам публичных слушаний Главой Администрации г.п.Нефтегорск было подготовлено заключение с рекомендацией поддержать проект.
Вопреки предписаниям статьи 31 ГрК РФ главой местной администрации не принималось и не опубликовывалось решение о подготовке оспариваемого проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования, порядка и сроков проведения работ по их подготовке. Проект изменений в правила землепользования и застройки не был разработан, не был проверен органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и генеральному плану поселения.
В силу требований части 12 статьи 31, части 5статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Проект изменений в Правила землепользования и застройки на публичные слушания не был представлен.
Из пояснений сторон следует, что на публичные слушания была представлена выполненная от руки карта с обозначением спорных земельных участков, которая не обеспечивала полноту доведения до населения информации о содержании проекта внесения изменений.
Пунктом 12 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и /или/ нормативными актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
На территории городского поселения Нефтегорск разработан Порядок организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности /далее Порядок/, утвержденный решением Собрания представителей городского поседения Нефтегорск от 21.04.2006 года №34, пункт 2.2 которого предусматривает, что публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания представителей городского поселения Нефтегорск, назначаются Собранием представителей городского поселения, а по инициативе Главы городского поселения Нефтегорск – Главой городского поселения Нефтегорск.
Инициатива Главы городского поселения Нефтегорск о назначении публичных слушаний оформляется постановлением Главы городского поселения /п.2.13 Порядка/.
В нарушение вышеуказанного Порядка публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки были назначены не Главой городского поселения Нефтегорск, а Главой Администрации городского поселения Нефтегорск.
Таким образом, публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки назначены и проведены с нарушением требований закона.
Доводы административного истца о том, что срок для проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки должен составлять 3 месяца, суд отклоняет.
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки г.п.Нефтегорск применялось в отношении части территории, поэтому назначенный в 1 месяц срок проведения публичных слушаний не противоречил требованиям п.14 ст.31 ГрК РФ.
В связи с внесением изменений в правила землепользования и застройки Глава городского поселения Нефтегорск постановлением от 18.01.2016 года №11 назначил публичные слушания по вопросу проекта изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск.
Срок проведения публичных слушаний был установлен с 19.01.2016 года по 19.03.2016 года.
В публичных слушаниях участвовало 95 человек, из которых 20 дали отрицательную оценку, высказавшись о необходимости сохранения сквера, парковой зоны, а также в связи с тем, что существующий торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: № частично попадает в охранную зону канализационного коллектора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 28 ГрК РФ с учетом заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации принимает решение:
1/ о согласии с проектом генерального плана и о направлении его в представительный орган муниципального образования;
2/ об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
По результатам публичных слушаний Глава городского поселения Нефтегорск рекомендовал учесть вышеперечисленные замечания и отклонить проект внесения изменений в Генплан городского поселения Нефтегорск.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что предусмотренная законом процедура изменения изменений в Генеральный план не соблюдена.
В силу пункта 6 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения /пункт 7 ст.9 ГрК РФ/.
Вышеуказанные требования закона соблюдены не были, проект внесения изменений в Генплан с материалами по обоснованию проекта не разрабатывался и не публиковался в информационной системе территориального планирования, не был представлен на публичные слушания и на утверждение Собранию представителей.
Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствие денежных средств не позволило разработать проекты изменений в правила землепользования и застройки и в Генплан, не могут быть признаны судом обоснованными в связи с тем, что необходимость в подготовке вышеуказанных проектов предусмотрена законом вне зависимости от каких-либо условий.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о нарушении установленной законом процедуры при утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки и внесении изменений в Генплан г.п.Нефтегорск.
С учетом изложенного суд полагает, что требования административного истца о признании недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 25 августа 2015 года №386 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск» и о признании недействующим решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 27 апреля 2016 года №56 «О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Требование Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить.
Признать недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 25 августа 2015 года №386 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск» и признать недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 27 апреля 2016 года №56 «О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск» со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Родина Т.А.