РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Медведевой С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-439/18 по административному исковому заявлению акционерного общества «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости,
установил:
АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» (далее-административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости.
Уточнив в соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) требования, просит признать недостоверными содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и использованные при определении кадастровой стоимости сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 716771 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: размещение авиационно-ремонтного завода (Летное поле), ко второй группе видов разрешенного использования; установить кадастровую стоимость указанного земельного участка на основании отчета № 02/15-01 от 16 июля 2015 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленном ИП Дегтяревым А. В.; обязать Управление Росреестра по Московской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, внесенные на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г. №567-РМ, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 322063142 рубля (л.д. 152-153).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, который относится к первой группе видов разрешенного использования. В соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения первая группа включает в себя, в том числе земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Однако, в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г. № 567-РМ утверждена кадастровая стоимость участка, установленная в соответствии со второй группой видов разрешенного использования, в размере 2 171 163 868, 39 рублей. Из письма № 946 от 13.11.2015 г. ООО «Центр оценки «Аверс» следует, что была выявлена ошибка в выборе группы разрешенного использовании земельных участков. Согласно письму Администрации городского округа Балашиха № 13ВХ57978 от 03.09.2015 г. фактическим видом разрешенного использования участков является «Земельные участки, предназначенные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов», что соответствует первой группе видов разрешенного использования. В этой связи был произведен перерасчет кадастровой стоимости с отнесением к 1 группе видов разрешенного использования.
Согласно письму Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росресстра» по Московской области от 29.11.2017г. кадастровая стоимость земельного участка с 09.12.2013 г. по 01.01.2015 г. составляла 2 171163 868, 39 рублей, с 01.01.2015 г. по настоящее время составляет 322 063 142 рубля.
Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки земель указанный земельный участок был ошибочно отнесен ко второй группе видов разрешенного использования, что влечет за собой не обоснованное возложение на административного истца обязанности по уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца в судебном заседании уточненный административный иск поддержала в полном объеме, указав, что кадастровая стоимость земельного участка за период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 года должна быть определена в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика. Представила письменные пояснения (л.д. 102-108, 240-247).
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области (далее-административный ответчик) возражала против удовлетворения административного иска. Представила письменные объяснения (л.д. 220-222).
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 (далее - Правила кадастровой оценки), установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункты 2, 3 Правил кадастровой оценки).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил кадастровой оценки). В пункте 10 названных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с абзацем 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Министерство экологии и природопользования Московской области в пределах своих полномочий Распоряжением № 567-РМ от 27.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» (далее-Распоряжение № 567-РМ от 27.11.2013г.) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области. Также были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости.
Как следует из установленных судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 716771 кв.м., расположенного по адресу: Московская <данные изъяты>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование размещение авиационно-ремонтного завода (Летное поле) (л.д.24).
При проведении очередной государственной кадастровой оценки на территории Московской области в 2013 году земельный участок был включен в перечень к Распоряжению № 567-РМ от 27.11.2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из удельного показателя, установленного указанным Распоряжением, в размере 3029,09 руб./кв.м. (л.д. 73).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 31.08.2015 г. №50-10А-10-4679/15 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена рыночная стоимость объекта недвижимости в размере 322063142 рубля (л.д. 10-12).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области № 13ВР-2086 от 08.12.2015 г. «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 16.10.2015 г. №13ВР-1742 «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» (далее -Распоряжение № 13ВР-2086 от 08.12.2015 г.) утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1184499916 рублей (л.д. 55-56).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области № 13ВР-1566 от 19.10.2017 г. «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 16.10.2015 г. №13ВР-1742 «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» (далее -Распоряжение № 13ВР-1566 от 19.10.2017 г.) отменены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденные Распоряжением № 13ВР-2086 от 08.12.2015 г. (л.д. 53-54).
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» авиационная деятельность - это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.
Как следует из «СНиП 32-03-96. «Аэродромы» принятыми Постановлением Минстроя РФ от 30.04.1996 г. № 18-28, аэродром (вертодром) - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Аэродромные сооружения включают в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции. Летное поле аэродрома - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.
С учетом приведенных положений Федерального закона и строительных норм и правил, представляющих собой аутентичный текст межгосударственных строительных норм «Аэродромы», принадлежащий административному истцу земельный участок как с учетом установленного вида разрешенного использования, так и с учетом фактического использования, подтвержденного имеющимися в материалах дела фототаблицами, используется по целевому назначению в соответствии с уставными целями и задачами акционерного общества «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ».
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил оценки земель).
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на период возникновения спорных правоотношений была утверждена Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г N П/49.
Пунктом 1.3 названной Методики установлены виды разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость земельных участков, в том числе: земельные участки воздушного транспорта, включающие в себя земельные участки для: размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Как следует из пункта 2 указанной Методики в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в группы. Первая группа включает в себя, в том числе земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
С учетом изложенного при определении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка его следовало отнести к первой группе видов разрешенного использования.
Как следует из пункта 3 приведенной Методики кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к первой группе, устанавливается равной их рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных земельных участков определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 г. № 568-р.
Разрешая вопрос о наличии оснований для определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости- 322063142 рубля, суд исходит из того, что административным истцом представлены надлежащие доказательства указанной рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщиком ИП Дегтяревым А. В. в отчете № 02/15-01 от 16 июля 2015 года об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Абзацем 4 статьи 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Указанные требования закона оценщиком соблюдены, рыночная стоимость земельного участка определена на дату установления его кадастровой стоимости- 1 января 2013 года.
Судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации дана оценка отчету, составленному оценщиком ИП Дегтяревым А. В..
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015г. № 299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Суд приходит к выводу, что отчет об оценке содержит подробное описание проведенного исследования. Отчет содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и авторских монографических работ.
Отчет об оценке понятен по своему содержанию, составлен в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы оценщика.
В отчете об оценке, по мнению суда, содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объекту оценки.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки оценщиком выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта оценки (элементы сравнения): местоположение объекта, время продажи/предложения, факт сделки (уторговывание), передаваемые права, условия продажи (чистота сделки), условия финансирования, инфраструктура, использование или назначение объектов, транспортная доступность, наличие рядом аналогичных объектов.
Для сравнения оценщик выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектом оценки.
Информационной базой явился архив оценщика, данные из периодической печати и с интернет сайтов в электронном виде и на бумажных носителях.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Из таблицы сравнения следует, что объекты - аналоги сопоставлялись с объектом оценки по следующим единицам сравнения: цене предложения, имеющимся правам, условиям финансирования, категории и вида разрешенного использования земель.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка, определенная отчетом оценщика не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления его кадастровой стоимости – 1 января 2013 года.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области не оспаривал отчет об оценке земельного участка.
Соглашаясь с выводами, содержащимися в отчете об оценке, суд также исходит из того, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 августа 2015 года было удовлетворено заявление административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере, определенном отчетом оценщика ИП Дегтяревым А. В. в размере 322063142 рубля. Коллегиальным органом отчет признан соответствующим нормативному правовому регулированию в области оценочной деятельности в Российской Федерации, а установленная рыночная стоимость –достоверной. Установленная решением Комиссии кадастровая стоимость применяется с 1 января 2015 года до даты определения новой кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом приведенным суждений, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска как в части неправомерности отнесения земельного участка ко второй группе видов разрешенного использования, так и определения его кадастровой стоимости в размере, не соответствующем его рыночной стоимости.
Имеются законные основания для возложения на Управление Росреестра по Московской области обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной на дату кадастровой оценки на 1 января 2013 года, на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года для целей, предусмотренных законом, по первой группе видов разрешенного использования в размере 322063142 рубля.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, у Министерства имущественных отношений Московской области, с учетом приведенного в решении нормативного правового регулирования особенностей определения кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования – летное поле, имелась законная обязанность при неоднократном издании Распоряжений, изменяющих кадастровую стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка, руководствоваться действующим на территории Российской Федерации законодательством во избежание принятия нормативных правовых актов ему противоречащих.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области Левина М.Е. в судебном заседании, в письменных объяснениях, не привела никаких доводов, указывающих на право государственного органа исполнительной власти Московской области со специальными полномочиями в области земельных правоотношений, в том числе по вопросам определения кадастровой стоимости, не учитывать действовавший на период определения кадастровой стоимости земельного участка установленный порядок ее определения.
Также суд находит несостоятельными неоднократно заявленные в судебном заседании представителем Министерства ходатайства об оставлении административного искового заявления административного истца без рассмотрения.
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в комиссии и в суде.
4 декабря 2017 года административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по основаниям наличия техничкой ошибки, повлекшей определение недостоверной кадастровой стоимости земельного участка.
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 8 декабря 2017 года № 50-10а-10-7606/17, подписанным секретарем Комиссии, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было возвращено административному истцу с указанием на то, что оспариваемые результаты кадастровой стоимости ранее были рассмотрены Комиссией и в отношении земельного участка установлена рыночная стоимость.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии возлагаются на ее секретаря, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 7 Порядка), который извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункт 16 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, с приложенными к нему документами.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 данного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением.
С учетом приведенных выше положений Порядка, секретарь Комиссии наделен специальными исполнительно-распорядительными функциями, в соответствии с которыми именно секретарь Комиссии осуществляет прием заявлений и их возврат по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком. При этом, секретарь устанавливает наличие оснований для принятия заявления и назначения его к рассмотрению в заседании Комиссии.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Как установлено судом, административным истцом были представлены обязательные для обращения в Комиссию к заявлению об исправлении технической ошибки документы, что не поставлено под сомнение секретарем Комиссии, однако заявление было возвращено без рассмотрения в установленный срок Уведомлением. При этом, по мнению суда, секретарь Комиссии вышел за пределы предоставленных ему полномочий и вместо коллегиального органа разрешил вопрос о материальном праве административного истца - о праве на исправление технической ошибки в сведениях о земельном участке.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам представителя Министерства имущественных отношений Московской области, административным ответчиком в полной мере в соответствии с предписаниями Федерального законодательства соблюдены требования о досудебном порядке, и только после нерассмотрения заявления в установленный законом срок, административный истец, реализуя свое право на судебную защиту, обратился в Московский областной суд с настоящим административным иском.
В силу абзаца 4 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
С учетом изложенного, допущенная при определении кадастровой стоимости земельного участка техническая ошибка подлежит исправлению. Кадастровая стоимость земельного участка определяется судом с учетом отнесения его к первой группе видов разрешенного использования в размере 322063142 рубля и подлежит применению для целей, предусмотренных законом, с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
С учетом того, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, иные требования административного истца лишены материального правого содержания.
Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости удовлетворить.
Признать недостоверными, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и использованные при определении кадастровой стоимости сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 716771 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование размещение авиационно-ремонтного завода (Летное поле), ко второй группе видов разрешенного использования.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исправить техническую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об определении кадастровой стоимости на 01 января 2013, подлежащие применению для целей, предусмотренных законом, с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 716771кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: размещение авиационно-ремонтного завода (Летное поле), в размере 322063142 (триста двадцать два миллиона шестьдесят три тысячи сто сорок два) рубля на основании отчета № 02/15-01 от 16 июля 2015 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленном ИП Дегтяревым А. В..
В остальной части административного иска акционерного общества «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 20 апреля 2018 года