ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/16 от 17.03.2016 Рязанского областного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

именем

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2016 года Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Воейкова А.А.,

при секретаре – Русановой О.М.,

с участием прокурора - Щукиной Е.И.,

представителей административного истца: ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» - Никитина Е.И., Варзина В.А.,

представителя административного ответчика: главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области – Харина В.Ю.,

рассмотрев дело по административному исковому заявлению ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области о признании недействующим постановления главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 18.12.2015 № 368, в части

у с т а н о в и л:

ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обратилось в суд с административным иском к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области (далее ГУ «РЭК») о признании недействующим - постановления от 18.12.2015 № 368 «О тарифах на теплоноситель для потребителей ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», в части устанавливающего тарифы на теплоноситель на период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года, отраженные в приложении № 1.

В обоснование своих требований указало, что 14 октября 2015 года вступила в силу новая редакция пункта 71 Основ ценообразования (принята Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1055) включающая в необходимую валовую выручку регулируемой организации дополнительный элемент – «расчетную предпринимательскую прибыль организации».

ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направила 19 ноября 2015 года в ГУ «РЭК» скорректированный расчет тарифов и дополнительные материалы, указав на необходимость учета в необходимой валовой выручке, а соответственно и в тарифах на теплоноситель «расчетной предпринимательской прибыли».

18 декабря 2015 года ГУ «РЭК» принято оспариваемое постановление, но тарифы в названном приложении, по мнению административного истца, установлены неправильно (занижены), поскольку ГУ «РЭК» при их расчете занизил валовую выручку ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» - не включил в нее «расчетную предпринимательскую прибыль».

ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» считает, что в оспариваемой части постановление незаконно, так как не соответствует требованиям Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», «Основам ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (в редакции от 03.10.2015) «О ценообразовании в сфере теплоснабжении», нарушает имущественные права и законные интересы административного истца, как теплоснабжающей организации.

По указанным основаниям ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» просило удовлетворить заявленные требования.

Представитель ГУ «РЭК» заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемые нормы не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Новая редакция пункта 71 Основ ценообразования должна применяться при установлении тарифов, начиная с 2017 года.

Суд, выслушав представителя ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», представителя ГУ «РЭК», исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В силу п.3 ст.8 ФЗ «О теплоснабжении», подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Устава (Основного Закона) Рязанской области правительство Рязанской области формирует исполнительные органы государственной власти Рязанской области.

Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области действует в соответствии с Положением о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 года № 121 «Об утверждении положения о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» и является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах.

Суд считает, что в силу данных норм к компетенции ГУ «РЭК» относится принятие нормативных актов, связанных с установлением, изменением тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для потребителей.

ГУ «РЭК» принято постановление от 18.12.2015 № 368 «О тарифах на теплоноситель для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», приложением 1 установлен тариф на теплоноситель для потребителей Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Данное постановление опубликовано в газете «Рязанские ведомости» № 239 (5033) от 22 декабря 2015 года.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, установленными частью 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010, среди которых: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, а также повышение их экономической и энергетической эффективности.

Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, порядок регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определены постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжении» (вместе с «Основами ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»).

С 14 октября 2015 года пункт 71 Основ ценообразования действует в новой редакции (постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1055), установившей для расчета необходимой валовой выручки (тарифов) такой обязательный элемент как – «расчетная предпринимательскую прибыль регулируемой организации».

ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» 19 ноября 2015 года направила в ГУ «РЭК» скорректированный расчет тарифов и дополнительные материалы, указав на необходимость учета в тарифах «расчетной предпринимательской прибыли».

Однако, ГУ «РЭК» принял оспариваемое постановление без учета «расчетной предпринимательской прибыли».

Суд считает, что ГУ «РЭК», рассматривая предложения ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ» об установлении тарифов на теплоноситель на период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года, следовало рассчитать необходимую валовую выручку с учетом расчетной предпринимательской прибыли ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ», поскольку принимая решение об установлении тарифов 18 декабря 2015 года ГУ «РЭК» обязано было руководствоваться вступившими в силу изменениями законодательства, в которых заложена необходимость учета «расчетной предпринимательской прибыли» при определении необходимой валовой выручки, а соответственно и тарифов.

Представитель ГУ «РЭК» в суде пояснил, что в силу требований пункта 13 «Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» до 1 мая 2015 года была обязана представить в ГУ «РЭК» предложение (с материалами) об установлении цен (тарифов). Такое предложение поступило 29 апреля 2015 года, в котором отсутствовали положения о расчетной предпринимательской прибыли. Это предложение рассмотрено, с вынесением ГУ «РЭК» постановления от 18 декабря 2015 года №368, названные нормативные акты не предусматривают предоставление регулируемой организацией после 1 мая 2015 года скорректированных расчетов тарифов и дополнительных материалов. Новая редакция пункта 71 Основ ценообразования должна применяться при установлении тарифов, начиная с 2017 года.

Данный довод суд считает несостоятельным, поскольку названные изменения пункта 71 Основ ценообразования предоставили ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» право на предоставление скорректированных расчетов и документов, связанных с «расчетной предпринимательской прибылью» и установлением тарифов на теплоноситель с 1 июля 2016 года.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большему юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд приходит к выводу о том, что установленные ГУ «РЭК» цены (тарифы) на теплоноситель для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» на период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года являются экономически необоснованными, не соответствующими требованиям Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года, другим, названным выше, нормативным актам, принятым во исполнение этого закона. В связи с чем, следует удовлетворить административный иск и признать недействующим обжалуемое постановление в названной части.

Рассматривая вопрос о моменте, с которого следует признать недействующим оспариваемый акта, суд соглашается с позицией представителей ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», что таковым должен являться момент вступления решения суда в законную силу, он будет способствовать защите прав и законных интересов, как административного истца, так и неопределенного круга лиц.

В административном иске ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», руководствуясь ч.4 ст.216 КАС РФ, просило обязать ГУ «РЭК» принять новый нормативный акт об установлении новых тарифов в указанной части, но в ходе рассмотрения дела представители административного истца оставили разрешение этого вопроса на усмотрение суда.

В силу положений ч.4 ст.216 КАС РФ о праве суда на разрешение данного вопроса, суд считает, что названная необходимость отсутствует.

При подаче административного иска ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» уплатила государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца следует взыскать <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области о признании недействующим постановления от 18.12.2015 № 368 «О тарифах на теплоноситель для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», в части - удовлетворить.

Признать недействующим постановление Главного управления «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области от 18.12.2015 № 368 «О тарифах на теплоноситель для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в части приложения № 1, устанавливающего тарифы на теплоноситель на период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года, со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Главного управления «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области в пользу ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете «Рязанские ведомости» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Рязанский областной суд.

Судья