Дело № 3а- 5/2019
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 июня 2019г. г.Нальчик
Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Канунникова М.А.,
при секретаре Жантуеве К.Р.,
с участием:
прокурора - Башиева Р.А.,
представителя административного истца акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» - Трофимовой А.С.
представителей административного ответчика Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики - Рябинкиной Н.Е.
представителя заинтересованного лица Министерства инфраструктуры и цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики – Хацуковой Л.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» о признании приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017г. №76 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» с учетом изменений внесенных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018г. №25 недействующим,
руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
установил:
Акционерное общество «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (далее АО «СКСППК») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017 № 76 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» с изменениями внесенными приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018 №25.
В обоснование требований указано, что АО «СКППК» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики.
Приказом ФСТ России от 28.12.2010 №651-т АО «СКППК» внесено в Реестр субъектов естественных монополий, регистрационный № 6/1/2,в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
В порядке, предусмотренном Приказом ФСТ РФ от 19.08.2011 №506-Т «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)» АО «СКППК» представило в орган регулирования материалы по финансово-хозяйственной деятельности общества, для установления экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории КБР на 2018 год.
Приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017г. № 76 был установлен экономически обоснованный тариф на 2018 год в размере 38,65 рублей за одну тарифную зону.
В связи с исполнением протоколов заседаний межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта от 13.07.2017г. №3от 05.12.2017г. №6, а также принятых на селекторном совещании заместителя министра транспорта РФ с участием глав субъектов РФ от 19.01.2018г. №АЛ-8 решений, размер экономически обоснованного тарифа для перевозок по территории КБР на 2018 год был пересмотрен.
Приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР от 20.07.2017г. №25 внесены изменения в приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017г. № 76 и установлен экономически обоснованный тариф на 2018 год в размере 40,83 рубля за одну тарифную зону.
Административный истец считает, что оспариваемый приказ, является незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества, поскольку принят с нарушением ст. 252 НК РФ, пункта 13 положения «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 №643, пунктам 19, 25, 30, 28, 46, 49.1 «Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» утвержденной Приказом ФАС России от 05.12.17 №1649/17, «Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», утвержденных приказом Минтранса России от 12.08.2014 №225, других действовавших на момент принятия оспариваемого приказа отраслевых нормативных актов в части не включения в необходимую валовую выручку общества на 2018 год фактически понесенных обществом в 2017 году расходов на осуществление регулируемой деятельности на сумму 12115,4 руб. и неправомерного учета в размере НВВ на 2018 год завышенного объемного показателя пассажирооборота в размере 9600,0 тыс. пасс. км. Установленный ответчиком с такими параметрами экономически обоснованный уровень тарифа исключает возможность административного истца осуществлять безубыточную деятельность по территории КБР в 2018 году и получать в полном объеме признанные некомпенсируемые убытки прошлых лет. Считает что, подобные действия напрямую затрагивают экономические интересы общества, нарушая право как перевозчика пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, на полное возмещение убытков вследствие регулирования тарифов за счет бюджета КБР, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также Федеральным законом от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (часть 3 статьи 8).
В судебном заседании представитель административного истца Трофимова А.С. заявленные административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР Рябинкина Н.Е. и представитель заинтересованного лица Министерства инфраструктуры и цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики Хацуковой Л.Б. возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемый приказ соответствующим действующему законодательству.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Башиевым Р.А., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009г. №643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с абзацем третьим части 2.1 статьи 8 указанного федерального закона порядок разрешения споров по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, определяются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 05.12.2017г. №1649/17 утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Методика N 1649/17), которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон № 147-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 г. № 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственном регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 названного Положения органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Ранее, уполномоченным органом исполнительной власти в Кабардино-Балкарской Республике в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику, в соответствии с Положением «О государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору» утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2017 г. № 182-ПП являлся Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору.
В соответствии с Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 29.05.2018г. №64-УГ «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, утвержденную Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 11.10.2014г. №199-УГ» Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору был преобразован в Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики.
Положением о Министерстве энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.06.2018г. №100-ПП, предусмотрено, что Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики функции по проведению единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области топливно-энергетического комплекса, ценообразования, энергосбережения и энергоэффективности.
Министерство является органом, уполномоченным осуществлять, в том числе, государственный контроль по вопросам формирования, установления и применения цен (тарифов), плат, надбавок. В соответствии с пунктом 5.8.1 Министерство в целях реализации возложенных на него задач и функций устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Таким образом, оспариваемый нормативно правовой акт принят уполномоченным органом, нарушений порядка его принятия или опубликования судом не установлено.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 Приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017г. № 76 был установлен экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по маршрутам определенным договором между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и АО «СКППК» на 2018 год в размере 38,65 рублей за одну тарифную зону.
14.02.2018г. общество обратилось в регулирующий орган с заявлением о пересмотре размера экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО «СКППК» на 2018 год с учетом фактического пассажирооборота за 2017 год - 8854,421 тыс. пасс. км. и включением некомпенсируемых убытков 2017г.
По результатам рассмотрения заявки общества, и принятого по ней экспертного заключения, размер экономически обоснованного тарифа для перевозок по территории КБР на 2018 год был пересмотрен. Приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР от 20.07.2017г. №25 внесены изменения в пункт 1 приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017г. № 76 и установлен экономически обоснованный тариф на 2018 год в размере 40,83 рубля за одну тарифную зону.
Решение об установлении оспариваемого тарифа принято единогласно на заседании правления Министерства 20 июля 2018 г. в присутствии большинства членов правления, с участием представителя общества.
Протокол №10 заседания правления Комитета от 29.12.2016г. утвержден и.о. министра энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР. Проект приказа об установлении оспариваемого тарифа был доведен до сведения общества в установленном порядке. Текст оспариваемого приказа опубликован 27.07.2018г. на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minenergo.kbr.ru/, а также в газете «Официальная Кабардино-Балкария» (№28(568)).
При этом, как следует из протокола №10 заседания правления министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР в расчетах экономически обоснованного тарифа регулятором учтен показатель пассажирооборота, согласованный перевозчиком при подписании Договора от 26.06.2018г. №138/2018 в объеме 9600 тыс. пасс. км. А предлагаемая перевозчиком сумма убытков за 2017 год вообще не была включена в расчет, в связи с возникшими сомнениями относительно возможности их отнесения на Кабардино-Балкарскую республику.
В то же время, согласно пункта 12 Методики №1649/17 расчет экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации выполняется на основе необходимой валовой выручки субъекта регулирования (НВВ).
В силу пункта 19 Методики №1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования. При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму.
При этом, согласно пункта 28 Методики №1649/17, экономически обоснованными считаются тарифы, обеспечивающие формирование НВВ (необходимой валовой выручки) субъекту регулирования в границах субъекта Российской Федерации.
Пунктом 49.1.4. Методики №1649/17 предусмотрено, что пассажирооборот в разрезе субъектов Российской Федерации определяется с учетом Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, то есть с распределением пассажиро-километровой работы по субъекту следования (с учетом субъекта отправления, субъекта следования и субъекта прибытия и протяженности соответствующих участков с указанием их принадлежности к субъекту Российской Федерации).
Орган регулирования при определении объемных и качественных показателей пассажирских перевозок, влияющих на величину экономически обоснованных затрат и используемых в расчетах, руководствуется Контрактом или официальными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта. В случае отклонения планового значения пассажирооборота на период регулирования и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным этого периода, орган регулирования учитывает данные изменения при рассмотрении размера экономически обоснованного тарифа в последующие периоды.
Из приведенных нормы следует, что в случае отклонения фактического пассажирооборота, имевшего место в предыдущие периоды регулирования, от планового, в расчет экономически обоснованного тарифа подлежат включению недополученные субъектом естественных монополий доходы.
В данном случае, доходы общества, недополученные в результате отклонения планового значения пассажирооборота от его факта в 2017 году, подлежали включению в расчет экономически обоснованного тарифа в последующий период, т.е. на 2018 год.
Обращаясь в феврале 2018 года к регулятору с заявлением об изменении установленного приказом №76 от 18.12.2017г. тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на 2018 год, общество просило включить в расчет тарифа понесенные в 2017 году некомпенсируемые расходы в сумме 17973,11,0 млн.руб.
В административном иске и приложенном к нему расчете (т.1 л.д. 30) размер некомпенсированных убытков АО «СКППК» по КБР за 2017 год определен истцом в сумме 12115,4 тыс. рублей.
Проверяя доводы административного истца, в том числе о величине и причинах возникновения некомпенсируемых расходов, подлежащих, по мнению истца, включению в расчет тарифа, судом, по ходатайству представителя истца, была назначена судебная экспертиза по определению экономической обоснованности величины установленного АО «СКППК» тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2018 год. Проведение экспертизы было поручено экспертам Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Федерального государственного автономного образовательного учреждения Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ). На разрешение экспертов были поставлены вопросы: - является ли экономически обоснованной сумма затрат не учтенных в НВВ АО «СК СППК» в 2017 году в размере 12115,4 тыс. рублей и утвержденная регулирующим органом в размере 0,0 руб. при расчете НВВ АО «СК СППК» в приказе Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017 № 76 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» и в последующем с изменениями внесенными приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018 №25? Если нет, рассчитать величину затрат общества в связи с изменением пассажирооборота подлежащих учету в НВВ за 2018 год; - какова величина пассажирооборота, подлежащая учету при установлении тарифа АО «СК СППК» на 2018 год в приказе Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017 № 76 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» и в последующем с изменениями внесенными приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018 №25 с учетом требований положения «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 №643; «Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» утвержденной Приказом ФАС России от 05.12.17 №1649/17, «Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», утвержденных приказом Минтранса России от 12.08.2014 №225; иных действовавших отраслевых нормативных актов, а также заключенного договора о предоставлении субсидий из республиканского бюджета КБР на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории КБР на 2018 год от 26 июня 2018 года №138/2018?
Согласно выводам заключения экспертов ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ по первому вопросу (т.2 л.д. 171-214), указанные в обновленном заявлении №448 от 14.02.2018 АО «СК ППК» об установлении экономически обоснованного тарифа на 2018 г., скорректированное в т.ч. с учетом фактического пассажирооборота за 2017 г. и включением некомпенсируемых убытков за 2017 г., убытки в сумме 17 973,11 тыс. руб. содержали в своем расчете не выплаченные (по состоянию на дату подачи обновленного заявления на утверждение тарифов) АО «СК ППК» субсидии за июль-декабрь 2017 г., выплата которых осуществлялась на основании договора между АО «СК ППК» и Государственным комитетом Кабардино-Балкарской республики по транспорту и связи №46/2017 от 24.03.2017 «О предоставлении субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской республики». Исходя из предоставленных экспертам в материалах судебного дела платежных поручений, субсидии за июль-декабрь 2017 г. были выплачены АО «СК ППК» в феврале-марте 2018 г. в сумме 6 611,8 тыс. руб. Таким образом, исходя из представленной информации, АО «СК ППК» были заявлены некомпенсированные убытки без учета недоплаченных субсидий по договору №46/2017 от 24.03.2017, в сумме 11 361,34 тыс. руб.
По результатам анализа «Экспертного заключения по установлению тарифа на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике на 2017 г.», подготовленного Министерством при установлении тарифов АО «СК ППК» на 2017 г., а также иных отчетных данных предоставленных АО «СК ППК» эксперты установили, что плановые затраты АО «СК ППК» на перевозку пассажиров в пригородном сообщении Кабардино-Балкарской Республики на 2017 были определены Министерством в размере 40 258,72 тыс. руб., фактические расходы за 2017 г. по заявлению АО «СК ППК» составили 39 829,70 тыс. руб.
Исходя из превышения плана над фактом, эксперты пришли к выводу, что убытки АО «СК ППК» могут быть связаны только с недополученным доходом в результате отклонения фактического объема перевозки пассажиров от планового объема, учтенного при установлении тарифов для АО «СК ППК» на 2017 г. (показатель «пассажирооборот», измеряемый в пассажиро-км).
При этом, в особом мнении, эксперты, исходя из разницы фактических расходов АО «СК ППК» на перевозку пассажиров в пригородном сообщении Кабардино-Балкарской Республики в 2017 г. (39 829,7 тыс. руб.) и расчетного фактического дохода (27940,36 тыс.руб.), определили величину недополученных АО «СК ППК» доходов за 2017 г., обусловленных отклонением планового значения пассажирооборота (12934 тыс.пасс.км.), учтенного при установлении тарифов на 2017 г. и фактически сложившегося пассажирооборота за 2017 г. (8926,63 тыс.пасс.км.), в размере: 11 889,34 тыс. руб.
В судебном заседании представители сторон согласились с выводами экспертов относительно величины недополученных доходов АО «СК ППК» за 2017г. в размере 11889,34 тыс. руб., в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данная величина принимается судом в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.
При таких данных, произведенный регулирующим органом расчет тарифа на 2018 год без учета недополученных доходов АО «СК ППК» за 2017г. в размере 11889,34 тыс. руб. противоречит вышеназванным нормативным правовым актам и не может быть признан экономически обоснованным.
В части доводов административного истца о неправомерном учете регулирующим органом в размере НВВ на 2018 год завышенного объемного показателя пассажирооборота в размере 9600,0 тыс. пасс. км. суд приходит к следующему.
Согласно пункту 14(2) постановления Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» органы регулирования субъектов Российской Федерации при определении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - экономически обоснованный уровень тарифов на пригородные перевозки) определяют прогнозный объем оказываемых услуг в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также комплексным планом транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 49.1.1. Методики №1649/17 определение и установление объемов транспортной работы и перевозок осуществляется уполномоченным органом (уполномоченными органами) субъекта Российской Федерации в соответствии с Контрактом.
Объемные и качественные показатели пассажирских перевозок, предусмотренные Контрактом, должны также соответствовать комплексному плану транспортного обслуживания населения (далее - КПТО).
Существенными параметрами при прогнозировании объемных и
качественных показателей пассажирских перевозок являются:
"отправленные пассажиры", "перевезенные пассажиры", "пассажирооборот", "населенность вагона", "вагоно-километры", "составность поездов", "рабочий парк вагонов".
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта при формировании условий Контракта определяется прогноз количества перевезенных пассажиров и маршруты следования поездов, с учетом которых прогнозируется пассажирооборот. Определение прогноза вагоно-километров осуществляется с учетом пассажирооборота и прогнозируемой нормативной населенности вагонов. С учетом сложившейся за отчетный период фактической населенности вагонов могут быть установлены предельные отклонения нормативной населенности вагонов на прогнозируемый период. Допускается увеличение нормативной населенности вагонов с учетом недопущения ухудшения качества проезда пассажиров (недопустимости существенного роста населенности). Снижение нормативной населенности вагонов допускается с учетом обоснованности объемов транспортного заказа (количества поездов и их составности).
При прогнозировании объемов транспортной работы в текущем и очередном годах органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта, принимается во внимание фактическая (за три года, предшествующих текущему) и прогнозируемая динамика количества перевезенных пассажиров в разрезе субъектов Российской Федерации.
При наличии отклонения динамики количества перевезенных пассажиров от динамики пассажирооборота, предусмотренной Контрактом, до пересмотра Контракта органом регулирования принимается расчетный показатель пассажирооборота с учетом динамики количества перевезенных пассажиров, согласованный с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области транспорта.
Пунктом 49.1.2. Методики №1649/17 установлено, что при возникновении разногласий по объемным показателям перевозок для расчета экономически обоснованных затрат и уровня тарифов, необходимые показатели принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта и с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
В соответствии с пунктом 49.1.4. Методики №1649/17 пассажирооборот в разрезе субъектов Российской Федерации определяется с учетом Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, то есть с распределением пассажиро-километровой работы по субъекту следования (с учетом субъекта отправления, субъекта следования и субъекта прибытия и протяженности соответствующих участков с указанием их принадлежности к субъекту Российской Федерации).
Орган регулирования при определении объемных и качественных показателей пассажирских перевозок, влияющих на величину экономически обоснованных затрат и используемых в расчетах, руководствуется Контрактом или официальными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта. В случае отклонения планового значения пассажирооборота на период регулирования и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным этого периода, орган регулирования учитывает данные изменения при рассмотрении размера экономически обоснованного тарифа в последующие периоды.
При этом, приказ Минтранса России от 12.08.2014 N 225 "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" не содержит положений, определяющих порядок расчета планового пассажирооборота, учитываемого при расчете экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Исходя из указанных норм, суд приходит к выводу, что пассажирооборот, учитываемый при расчете экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении должен определятся на основании контракта (договора) на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской республики на 2018 г.
Данный вывод суда согласуется и с заключением экспертов ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ признанным судом допустимым доказательством по делу.
В соответствии с п. 1.6. Договора между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и открытым акционерным обществом «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской республики на 2018 г. №58/2018 от 7.03.2018, стороны согласовывают плановый объем перевозок пассажиров (транспортная работа (вагоно.км), пассажирооборот, количество отправленных пассажиров).
Договором о предоставлении субсидий из республиканского бюджета КБР на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории КБР на 2018 год от 26.07.2018 №138/2018 Сторонами определена и согласована величина пассажирооборота на 2018 г. в размере 9 600 тыс. пасс-км.
При таких данных, суд приходит к выводу, что величина пассажирооборота подлежащая учету при установлении тарифа АО «СК ППК» на 2018 г. административным ответчиком определена правильно - составляет 9 600 тыс. пасс.км., нарушений требования норм законодательства, регулирующих определение и порядок расчета экономически обоснованных затрат в этой части не установлено.
Таким образом, поскольку, вопреки требованиям вышеуказанных императивных норм действующего законодательства, регулирующим органом установление и введение в действие оспариваемого тарифного регулирования, было произведено без учета недополученных доходов АО «СК ППК» за 2017г. в размере 11889,34 тыс. руб,. приказ Министерства по энергетике, тарифам и жилищному надзору Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2017 №76 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» с последующими изменениями внесенными приказом Министерства энергетики тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018 №25 подлежит признанию недействующим.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, указанный приказ, с учетом разъяснений данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 4 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Связанная с признанием судом недействующим оспариваемого приказа недостаточная правовая урегулированность правоотношений может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд полагает возможным обязать Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18 декабря 2017 года № 76, в той его части, в которой он признан недействующим.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте - https://minenergo.kbr.ru/, а также в официальном печатном издании, газете «Официальная Кабардино-Балкария».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
р е ш и л:
Административное исковое заявление акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» о признании приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18.12.2017г. №76 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» с учетом изменений внесенных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018г. №25 недействующим удовлетворить.
Признать пункт 1 приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18 декабря 2017 года № 76 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике» с учетом изменений внесенных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2018г. №25 недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Возложить на Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Кабардино-Балкарской Республике для акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», заменяющий Приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 18 декабря 2017 года № 76, в той его части, в которой он признан недействующим.
Возложить на Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на официальном сайте - https://minenergo.kbr.ru/, а также в газете «Официальная Кабардино-Балкария».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Канунников