ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/19 от 10.07.2019 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №...а-43\2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2019 года г. Черкесск

Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Карасовой Н.Х., при секретаре <ФИО>2, с участием прокурора <ФИО>3; представителей: административного истца – избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии <ФИО>28» - <ФИО>4, административного ответчика – ОТВЕТЧИК - <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>7, заинтересованного лица - Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» - <ФИО>8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии <ФИО>28» о признании незаконным постановления избирательной комиссий Карачаево-Черкесской Республики

У С Т А Н О В И Л:

Избирательное объединение «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии <ФИО>28» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики (избирком КЧР) от <дата>№..., которым заверен список кандидатов в депутаты Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии ЗАИНТ ЛИЦО в количестве <данные изъяты> человек. В обоснование иска ссылается на то, что указанным объединением нарушена процедура выдвижения, поскольку Политсовет Партии для согласования списка по выдвижению не собирался исходя из того, что 9 из 16 членов Политсовета партии ЗАИНТ ЛИЦО» в июне 2019 года не находились в <адрес>. По мнению административного истца, данное обстоятельство является основанием для отказа в заверении списка кандидатов названного избирательного объединения, что не было учтено избирательной комиссией КЧР.

Просит признать незаконным постановление избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от <дата>№... «О списке кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО; обязать избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики отказать в заверении списка, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО»; истребовать от избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики все документы (партийные и документы кандидатов), поданные избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО при выдвижении, справки, составленные избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики и Управлением Минюста по КЧР по результатам посещения мероприятия - конференции избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО», видео запись конференции Карачаево-Черкесского регионального отделения Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО выполненную избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики.

В своих дополнительных доводах также ссылается на то, что избирательным объединением Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» 1) в нарушение п.7.5 Устава о принятии решения конференции в форме Постановлений или Резолюций, был принят и представлен в избирательную комиссию протокол конференции; 2) список кандидатов в депутаты, представленный в избирательную комиссию, в нарушение п. 7.13 Устава Партии заверен уполномоченным представителем, которому конференцией такие полномочия не передавались; 3) избирательным объединением не представлен документ «список уполномоченных представителей», предусмотренный Инструкцией, а представлена выписка из протокола о назначении уполномоченных представителей, постановление или резолюция о назначении уполномоченных представителей не представлены; 4) надлежащий документ – оригинал доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам не представлен; 5) избирательная комиссия не имела права принимать все документы политической партии для выдвижения, поскольку они получены от уполномоченного представителя по финансовым вопросам <ФИО>10; 6) отсутствует постановление об утверждении оттиска печати для финансовых документов, копия доверенности оттиск печати для финансовых документов не содержит; 7) не представлены документы согласно приложению к Закону КЧР №8-РЗ в машиночитаемом виде; 8) выдвижение кандидатов Конференцией произошло с нарушением прав членов партии, делегаты были лишены возможности пользоваться своими правами в соответствии с Уставом, в том числе по внесению предложений о включении кандидатур, исключению кандидатур, так как Политсоветом согласован именно тот список и в том порядке, который выдвинула Конференция.

В своих письменных возражениях избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики просит отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на их необоснованность.

В судебном заседании представитель регионального отделения политической партии «<ФИО>28 поддержал заявленные требования с учетом дополнительных доводов, просил суд удовлетворить иск по изложенным основаниям, указав, что, поскольку избирательным объединением регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» не был представлен полный комплект надлежаще оформленных документов, то процедура выдвижения прошла с нарушением Устава партии, следовательно, с нарушением Закона о политических партиях, поэтому у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для заверения списка кандидатов политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» и обжалуемое постановление является незаконным.

Представители избирательной комиссии республики просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержали доводы возражений на иск, указав, что нарушений, влекущих отказ в заверении списка кандидатов регионального отделения политической партии ЗАИНТ ЛИЦО», не имелось, необходимые документы представлены, допущенные технические ошибки не влекли отказ в заверении списка.

Представитель заинтересованного лица регионального отделения политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на их необоснованность.

Прокурор полагал иск не подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Федеральный закон №67-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 1 названного закона Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Гарантии избирательных прав граждан, порядок и условия организации и проведения выборов депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики при проведении таких выборов регулируется как указанным Федеральным законом, так и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 15 апреля 2014 г. N 8-РЗ «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики» (Закон КЧР №8-РЗ).

В соответствии с п. 19 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная кампания начинается со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов.

Постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва от 31.05.2019 №117 «О назначении выборов депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва» назначены выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва на 08.09.2019.

Как видно из материалов дела, <дата> уполномоченными представителями регионального отделения политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» в избирком республики были представлены документы, необходимые в соответствии с п.1 ст.27 Закона КЧР №8-РЗ для заверения списка кандидатов по единому республиканскому избирательному округу.

Постановлением избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2019 года № №... был заверен список кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» в количестве <данные изъяты> человек.

Оспаривая в порядке п.10 ст.239 КАС РФ постановление избиркома Карачаево-Черкесской Республики, административный истец сослался на нарушение процедуры выдвижения, допущенной избирательным объединением политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО», в том числе связанного с отсутствием надлежащих документов.

Проверяя законность вынесенного избирательной комиссией КЧР решения, как по процедуре принятия, так и по существу соответствия его закону, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 75, пункту 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10 статьи 239, части 4 статьи 240 КАС РФ избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Как видно из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от <дата>№... заверен список кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «<ФИО>28. С настоящим административным иском указанное избирательное объединение обратилось в установленный законом десятидневный срок со дня принятия <дата> оспариваемого постановления избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики в отношении партии ЗАИНТ ЛИЦО».

В силу ч.1 ст.7 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 июля 2004 г. N 18-РЗ «Об Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики», избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики формируется в составе четырнадцати (14) членов комиссии с правом решающего голоса, а согласно ст.19 этого же закона решения принимаются в форме постановлений в сроки, предусмотренные федеральными законами, республиканскими законами, регламентом избирательной комиссии республики.

Из протокола заседания избиркома КЧР видно, что на заседании присутствовало 12 из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Решение о заверении списка кандидатов в депутаты, выдвинутого региональным отделением политической партии ЗАИНТ ЛИЦО», принято единогласно.

В соответствии с Регламентом информационного наполнения сайта избирательной комиссии КЧР в сети Интернет, утвержденным избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики от <дата>№..., решения избирательной комиссии КЧР подлежат официальному опубликованию на сайте избиркома КЧР в сети Интернет.

Оспариваемое постановление 26.06.2019 размещено на сайте избирательной комиссии КЧР, сведения о необходимости его размещения приведены в п.4 постановления избиркома КЧР от <дата>№..., а размещение подтверждено информацией из скриншота, представленного в заседание суда.

Таким образом, принимая решение о заверении списка кандидатов регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО», избирательная комиссия КЧР действовала в пределах предоставленных законом полномочий, процедура принятия постановления была соблюдена.

Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.

При этом основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.

Как следует из пункта 16 части 5 ст.16 Закона КЧР №8-РЗ, избирательная комиссия республики заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

На основании части 4 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ, избирательная комиссия республики в течение трех дней со дня приема документов, указанных законе, обязана принять решение о заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому республиканскому избирательному округу, либо об отказе в его заверении в соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ.

Часть 5 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ предусматривает, что основанием для отказа в заверении списка кандидатов, аналогично положениям пункта 14 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ является: отсутствие документов, указанных в настоящем Законе; несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом №67-ФЗ.

Исходя из подпункта 1.3 части 1 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ к необходимым документам относится документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии списка кандидатов по единому республиканскому избирательному округу, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (Федеральный закон № 95-ФЗ), политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (часть 1). Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт «и» части 2).

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия указанных решений.

Следовательно, проверка соблюдения требований к выдвижению списка кандидатов предполагает проверку избирательной комиссией соблюдения партией не только требований федерального законодательства и закона субъекта, но и Устава партии, касающегося порядка выдвижения кандидатов.

Как усматривается из п.7.3 Устава политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» к компетенции конференции (общего собрания) регионального отделения относится решение следующих вопросов: по согласованию с Политсоветом Партии выдвижение на основных, дополнительных, досрочных и повторных выборах кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 9.3 Устава к полномочиям Политсовета Партии отнесено согласование региональным отделением партии для выдвижения на выборах списков кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.9.4 этого же Устава заседание Политсовета Партии считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. Решения Политсовета Партии принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума. Заседания Политсовета проходят в форме Пленума, решения Политсовета принимаются в форме постановлений или резолюций, ход заседания Политсовета партии оформляется протоколом.

Разрешая вопрос по заверению документов политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО», избирком КЧР исключил из списка кандидатов (<данные изъяты> лицо, имеющее гражданство другого государства - <ФИО>9, и, ссылаясь на отсутствие нарушений, являющихся основанием для отказа в заверении указанного списка кандидатов, заверил список кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутый названным избирательным объединением в количестве <данные изъяты> человек.

По мнению административного истца, документ согласования с Политсоветом списка кандидатов, представленный заинтересованным лицом в избирком КЧР, принят с нарушениями п.п.7.3 и 9.4 Устава Партии ЗАИНТ ЛИЦО» ввиду отсутствия на заседании Политсовета 9 из 16 членов, что подразумевает непредставление такого согласования.

При этом истец ссылается на то, что место нахождение Политсовета - <адрес>, поскольку 9 из 16 членов Политсовета партии «ЗАИНТ ЛИЦО» проживают в иных регионах, то в июне 2019 года они не находились и не могли находиться в <адрес>.

Суд находит данный довод несостоятельным. Учитывая, что избирательная комиссия приняла документы Карачаево-Черкесского регионального отделения Политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» для последующей проверки в 10- дневный срок в целях регистрации либо отказа в регистрации, доводы административного истца об отсутствии каких-либо документов ввиду ненадлежащего их оформления нельзя признать убедительными.

При этом, давая оценку заявленным доводам, суд исходит из того, что в избирательную комиссию республики согласно «справке о приеме документов от избирательного объединения для заверения списков» представлено Постановление центрального политического Совета от 20 июня 2019 года «О согласовании Карачаево-Черкесскому региональному отделению Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» списка кандидатов для баллотирования на выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва по единому избирательному округу» с приложением списка кандидатов.

То есть, Политсовет Партии ЗАИНТ ЛИЦО» на заседании от <дата> согласовал список кандидатов, выдвигаемый Карачаево-Черкесским региональным отделением политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» на выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва.

В судебное заседание представителем заинтересованного лица представлен также протокол Пленума Центрального политического Совета политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» №... от <дата>, из которого следует, что всего членов Центрального политического Совета, присутствующих на Пленуме – 10 из 15, число голосов для принятия решений составляет - 7. По четвертому вопросу повестки дня Пленума единогласно на основании п.9.3 Устава принято решение о согласовании региональному отделению единого списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва по единому республиканскому избирательному округу на выборах 08 сентября 2019 года.

Как видно из приложенного к этому протоколу и представленного суду «списка членов Центрального политического Совета политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» с отметкой об их участии в заседании <дата>», из указанных в иске отсутствующими 9 членов Центрального политического Совета, 6 членов присутствовали на данном заседании, что также подтверждается и отметкой с подписями этих лиц.

То обстоятельство, что данный документ представлен суду посредством электронной связи, не влечет его недопустимости исходя из положений ч.1.1 ст. 70 КАС РФ, поэтому суд признает его достоверным, допустимым, подтверждающим факты, приведенные в Постановлении Политсовета от <дата>, принятом избирательной комиссией республики на стадии заверения списка.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 70 КАС РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

В судебном заседании ходатайств о недопустимости данного доказательства заявлено не было, при этом протокол Пленума Центрального политического Совета политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» №... от <дата> является проверяемым, судом обязательности представления оригиналов документов в соответствии с п. 1.1 ч.1 ст.70 КАС РФ, не усматривается, сомнений в его подлинности и приведенного в нем содержания, не имеется.

Ссылка представителя административного истца на то, что 9 из 16 членов Политсовета могли не присутствовать на данном заседании ввиду проживания и места работы в других регионах, тогда как заседание Политсовета проводилось в <адрес>, Смоленский бульвар, <адрес>, вышеназванными документами опровергается. При этом сторона истца каких-либо доказательств заявленного довода не представила.

Таким образом, региональным отделением политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» в избирательную комиссию КЧР был представлен в соответствии с п.п.1.3 ст.27 Закона КЧР №8-РЗ и п.п. 9.3, 9.4 Устава надлежащий документ, подтверждающий согласование Политсоветом партии списка кандидатов по единому республиканскому избирательному округу

При таком положении, оснований для признания обжалуемого постановления избирательной комиссии КЧР по приведенному в иске доводу об отсутствии документа о согласовании ввиду неправомочности состава Политсовета при согласовании списка кандидатов, не имеется. Такие обстоятельства не подтверждены материалами дела.

В отношении дополнительных доводов, приведенных суду представителем административного истца, суд полагает их основанными на ошибочном истолковании норм права. Так, довод о том, что 1) в нарушение п.7.5 Устава о принятии решения конференции в форме Постановлений или Резолюций, в избирательную комиссию представлен протокол конференции, не свидетельствует о непредставлении надлежащего документа. В соответствии с пунктом 7.5. Устава политической партии ЗАИНТ ЛИЦО решения Конференции (Общего Собрания) регионального отделения принимаются в форме Постановлений или Резолюций, ход заседания Конференции (Общего Собрания) оформляется протоколом. То есть форма принятия решений конференции – это постановления и резолюции, а форма оформления решений принятых на конференции - протокол.

<дата> состоялась внеочередная конференция Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии, на которой разрешался в том числе вопрос о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу.

Как видно из материалов дела, в частности «справки о приеме документов» в соответствии с Уставом партии ЗАИНТ ЛИЦО» решение о выдвижении списка кандидатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в форме протокола четвертого этапа внеочередной конференции Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» от <дата> было представлено в избирательную комиссию КЧР.

Такая же форма представления документов, представляемых избирательными объединениями на выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, предусмотрена Инструкцией избирательной комиссии КЧР по порядку выдвижения списка кандидатов (утвержденной постановлением избиркома КЧР за №63\393-6 от 26.03.2019).

Приведенный административным истцом в п.2 дополнительный довод касается того, что список кандидатов в депутаты, представленный в избирательную комиссию, в нарушение п. 7.13 Устава Партии заверен уполномоченным представителем, которому конференцией такие полномочия не передавались, нельзя признать убедительным. В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ список кандидатов представляется в избирательную комиссию республики на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения.

В соответствии пунктом 7.13. Устава партии ЗАИНТ ЛИЦО» Председатель регионального отделения Партии подписывает Решения Конференции (Общего Собрания) регионального отделения Партии, выписки из протокола Конференции (Общего Собрания) регионального отделения Партии, список кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иные документы регионального отделения.

Как видно из протокола конференции, решением четвертого этапа внеочередной конференции регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» (третий вопрос повести дня) <ФИО>10 был назначен уполномоченным представителем избирательного объединения Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» по всем вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, за исключением финансовых вопросов.

Список кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, представленный в избирательную комиссию республики был подписан председателем регионального отделения <ФИО>11, скреплен печатью избирательного объединения, прошит и заверен уполномоченным представителем избирательного объединения <ФИО>10

Таким образом, список кандидатов регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО», представленный в избирательную комиссию республики, соответствует установленным частью 6 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ и п. 7.13. Устава партии требованиям.

В части доводов, указанных в п.3 и п.4 дополнений о том, что избирательным объединением не представлены - документ «список уполномоченных представителей», предусмотренный Инструкцией, а также постановление или резолюция о назначении уполномоченных представителей и надлежащий документ – оригинал доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а представлена выписка из протокола о назначении уполномоченных представителей, также не могут быть признаны заслуживающими внимания.

Так, частью 1 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ определен перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию республики, вместе со списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, для заверения списка кандидатов. При этом данная норма требования о предоставлении вместе со списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, списка назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения не содержит.

Пункт 1.4. названной статьи предусматривает представление в избирательную комиссию одновременно со списком кандидатов решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам.

Тогда как список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения и нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам подлежат предоставлению в избирательную комиссию республики на основании части 6 и 7 статьи 29 Закона КЧР №8-РЗ для рассмотрения вопроса о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, то есть на другой стадии избирательного процесса.

Как видно из материалов дела, в частности, «справки о приеме документов от избирательного объединения» решение регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей по финансовым вопросам было представлено в избирательную комиссию республики (пункт 6). Согласно представленному суду протоколу заседания конференции, третьим вопросом повестки дня обсуждался именно этот вопрос.

Кроме того, само по себе непредставление одновременно со списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, списка назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения и оригинала доверенности этого лица основанием для отказа в заверении списка кандидатов не является, так как обжалуемым постановлением избирательной комиссии вопрос о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения не разрешался.

В части довода, приведенного представителем административного истца в пункте 5 дополнений о том, что избирательная комиссия не имела права принимать все документы политической партии для выдвижения, поскольку они получены от уполномоченного представителя по финансовым вопросам <ФИО>10, суд также не находит оснований согласиться.

В судебное заседание представлены заявления <ФИО>10 о согласии быть уполномоченным представителем регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО», <ФИО>12 о согласии быть уполномоченным по финансовым вопросам и выданная <ФИО>12 доверенность регионального отделения на совершение действий в качестве уполномоченным по финансовым вопросам. Более того, согласно сведениям из протокола четвертого этапа внеочередной конференции регионального отделения политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» от <дата><ФИО>10 был назначен уполномоченным представителем избирательного объединения Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО».

При таком положении, наличие в пункте 9 «справки о приеме документов от избирательного объединения для заверения списков кандидатов данных о том, что представлено заявление <ФИО>10 о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам свидетельствует об описке, допущенной при составлении названной справки.

Следовательно, данный довод материалами дела не подтверждается и основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединениям Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО» являться не мог, поскольку документы были приняты избирательной комиссией республики от уполномоченного на то представителя.

Довод пункта 6 дополнений об отсутствии постановления об утверждении оттиска печати для финансовых документов, в том числе сведений об этом в копии доверенности, несостоятелен.

Как усматривается из положений ч. 1 статьи 27 Закона КЧР №8-РЗ, требования о предоставлении вместе со списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, решения избирательного объединения об утверждении оттиска печати для финансовых документов не содержится.

Оттиск печати для финансовых документов приводится в нотариально удостоверенной доверенности, представляемой для рассмотрения вопроса о

регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам (часть 7 статьи 29 Закона КЧР №8-РЗ).

Между тем, обжалуемым постановлением избирательной комиссии республики вопрос о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения не разрешался.

В пункте 7 дополнительных доводов административный истец ссылается на то, что согласно приложению к Закону КЧР №8-РЗ не представлены документы в машиночитаемом виде.

Однако, как видно из материалов дела «справка о приеме документов от избирательного объединения для заверения списков кандидатов» составлена по форме согласно приложению 6 к Инструкции избирательной комиссии республики, при этом форма справки не предусматривает установления факта предоставления избирательным объединением документов о кандидатах, включенных в список кандидатов, как и факта предоставления документов на машиночитаемых носителях. Справка о приеме документов о кандидатах, выдвинутых избирательным объединением в составе списка кандидатов, оформляется в соответствии с формой, приведенной в приложении №5 к Инструкции.

Ссылка административного истца в пункте 8 дополнительных доводов на то, что выдвижение кандидатов Конференцией произошло с нарушением прав членов партии, делегаты были лишены возможности пользоваться своими правами в соответствии с Уставом, не свидетельствует о незаконности как решения Конференции, так порядка выдвижения списка кандмидатов.

Как видно из материалов дела, в частности представленных справок Управления Министерства юстиции РФ по КЧР и избиркома республики (в виде информации) о посещении мероприятия по выдвижению списка кандидатов избирательным объединением партии «ЗАИНТ ЛИЦО», решение о выдвижении списка кандидатов в ходе четвертого этапа внеочередной конференции регионального отделения политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» <дата> было принято с соблюдением требований Федерального закона «О политических партиях» и Устава политической партии ЗАИНТ ЛИЦО».

То обстоятельство, что Уставом партии не урегулирован вопрос в части, касающейся определения кандидатур и составления списка кандидатов до его направления на согласование с Политсоветом, не свидетельствует о каком- либо нарушении, допущенном административным ответчиком либо заинтересованным лицом. Как видно из материалов дела, процедура согласования и выдвижения соответствует Уставу партии ЗАИНТ ЛИЦО» и не противоречит закону.

Кроме того, полномочий на защиту прав и интересов членов иного избирательного объединения у административного истца не имеется.

Таким образом, утверждения, приведенные в административном исковом заявлении и в дополнительных доводах к нему, являются несостоятельными, они основаны неправильном истолковании норм материального права.

Поскольку именно на избирательном объединении, уполномоченном представить список кандидатов по единому избирательному округу для заверения, лежит обязанность выполнить правовые предписания об условиях выдвижения списка кандидатов, то в данном случае усматривается выполнение такой обязанности, что подтверждено принятием избирательной комиссией республики документов этого избирательного объединения.

Учитывая наличие обязательных и предусмотренных законом документов и соблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, установленных федеральными и региональными законами, а также Уставом партии ЗАИНТ ЛИЦО», что подтверждено в настоящем судебном заседании, причины для отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» отсутствовали.

В силу изложенного оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным постановления избирательной комиссии республики от 26.06.2019 года № №... «О списке кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» - не имеется.

В связи с чем не могут быть удовлетворены требования административного истца об обязании избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики отказать в заверении списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением партии «ЗАИНТ ЛИЦО».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения «Карачаево-Черкесское региональное отделение политической партии «<ФИО>28 о признании незаконным постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2019 года № 71/476-6 «О списке кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии ЗАИНТ ЛИЦО» и обязании избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики отказать в заверении списка, выдвинутого избирательным объединением «Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии «ЗАИНТ ЛИЦО».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение пяти дней со дня изготовления мотивированной части решения.

Судья подпись Н.Х.Карасова

Копия верна:

Судья Верховного суда КЧР Н.Х. Карасова

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2019 года