Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-43/2019
16 апреля 2019 года г.Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Абзаевой В.И., с участием прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Астраханцевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующим нормативного правового акта – Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2018 года №2/96 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» на территории Республика Бурятия»
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее также – РСТ Республики Бурятия) от 17 декабря 2018 года №2/96 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14»). Приказ опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 19 декабря 2018г.
Приложением №1 к приказу утверждены одноставочные тарифы для потребителей без дифференциации тарифов по схеме подключения с календарной разбивкой: 1 полугодие 2019г. - 1680,93 руб./Гкал; 2 полугодие 2019г. – 1680,93 руб./Гкал; 1 полугодие 2020г. – 1680,93 руб./Гкал; 2 полугодие 2020г. – 1791,07 руб./Гкал; 1 полугодие 2021г. – 1791,07 руб./Гкал; 2 полугодие 2021г. – 1894,07 руб./Гкал; 1 полугодие 2022г. – 1894,07 руб./Гкал; 2 полугодие 2022г. – 1908,4 руб./Гкал; 1 полугодие 2023г. – 1908,4 руб./Гкал; 2 полугодие 2023г. – 2017,9 руб./Гкал. В приложении также утвержден размер тарифа для населения (с учетом НДС): 1 полугодие 2019г. - 2017,12 руб./Гкал; 2 полугодие 2019г. – 2017,12 руб./Гкал; 1 полугодие 2020г. – 2017,12 руб./Гкал; 2 полугодие 2020г. – 2149,28 руб./Гкал; 1 полугодие 2021г. – 2149,28 руб./Гкал; 2 полугодие 2021г. – 2272,88 руб./Гкал; 1 полугодие 2022г. – 2272,88 руб./Гкал; 2 полугодие 2022г. – 2290,08 руб./Гкал; 1 полугодие 2023г. – 2290,08 руб./Гкал; 2 полугодие 2023г. – 2421,48 руб./Гкал.
Приложением №2 к приказу утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
ФИО1 обратился с административным иском, требования по которому уточнил в ходе рассмотрения дела, о признании не соответствующим закону и недействующим данного приказа.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником жилого помещения, расположенного в г.Улан-Удэ и потребителем предоставляемой ПАО «ТГК-14» коммунальной услуги по теплоснабжению. Установленный РСТ Республики Бурятия размер тарифа за тепло является завышенным, не отвечает принципу экономической обоснованности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При установлении тарифа РСТ Республики Бурятия было принято решение об установлении единого тарифа для потребителей ПАО «ТГК-14» в Республике Бурятия: в г.Улан-Удэ и пос.Каменск, что противоречит Правилам организации теплоснабжения в РФ, пунктам 25, 86 Основ ценообразования, поскольку ПАО «ТГК-14» не признано органом исполнительной власти Республики Бурятия единой теплоснабжающей организацией на территории Республики Бурятия.
В судебном заседании действующий на основании доверенности представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования.
Действующий на основании доверенности представитель административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия ФИО3 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят в установленном порядке органом, к чьей компетенции это относится, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Регулирующим органом была проведена экспертиза поступившего предложения ПАО «ТГК-14», в результате которой были скорректированы затраты ПАО «ТГК-14» на производство тепла, установление единого тарифа для единой теплоснабжающей организации г.Улан-Удэ и пос.Каменск нормам законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Административный истец ФИО1, представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ПАО «Территориальная генерирующая компания №14 (далее – ПАО «ТГК-14»), в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Астраханцевой Е.П., указавшей о необоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием систем теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания). Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 года № 163.
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (п. 13 Правил). Согласно п. 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным п. 29 Правил.
В силу пункта 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (п. 31 Правил).
Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), который должен содержать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе протокол должен содержать основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Изложенный порядок принятия нормативно-правового акта был соблюден.
Как следует из материалов дела, 18 апреля 2018г. в РСТ Республики Бурятия с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией для потребителей МО г.Улан-Удэ на долгосрочный период 2019-2023 г.г., обратилось ПАО «ТГК-14», представив приложение в 295 томах на 117863 листах. Как следует из заявления, организацией было предложено установить одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей единой теплоснабжающей организации: на 2019г. – 2484,33 руб./Гкал, на 2020 г. – 2499,59 руб./Гкал., на 2021г. – 2559,33 руб./Гкал., на 2022г. – 2646,55 руб./Гкал., на 2023г. – 2743,31 руб./Гкал.
В соответствии с указанным предложением регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен экспертом Т. подготовлено экспертное заключение, в котором ряд расходов, которые ПАО «ТГК-14» предлагало включить в расчет тарифов, исключены или уменьшены как экономически необоснованные. Решение об установлении тарифа принято в соответствии с п.30 Правил органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) РСТ Республики Бурятия, состоявшегося 17 декабря 2018г., нормативный акт опубликован в порядке, установленном статьей 4 Закона Республики Бурятия №47-I от 26 октября 1994 г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. №180 "Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru), на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)".
Таким образом, оспариваемый приказ принят РСТ Республики Бурятия в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия нормативно-правового акта регулирующим органом была соблюдена.
Иных нарушений положений нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование в сфере теплоснабжения, судом при рассмотрении дела также не установлено.
В соответствии со статьей 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.
Как установлено частью 4 статьи 11 данного Закона, установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:
1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;
2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями:
а) вид теплоносителя (вода, пар);
б) параметры теплоносителя;
в) системы теплоснабжения;
г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям);
ж) категории (группы) потребителей (покупателей);
з) территории поселений, городских округов в установленных границах.
Из содержания указанной нормы следует, что дифференциация тарифов по указанным параметрам, в том числе по системам теплоснабжения, территории поселений, городских округов не является обязательной и может применяться органом регулирования при наличии соответствующего обоснования такой дифференциации. При этом дифференциация по зоне деятельности теплоснабжающей организации указанной нормой не предусмотрена.
Из положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений.
В соответствии с пунктом 93 Основ ценообразования, пунктом 134 Методических указаний тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих:
а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);
б) средневзвешенная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.
Кроме того, согласно пункту 143 Методических указаний при комплексном теплоснабжении, когда производство тепловой энергии (мощности), ее передача и сбыт производятся одним юридическим лицом, расчет одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) производится с использованием совокупной необходимой валовой выручки регулируемой организации по производству тепловой энергии (мощности), ее передаче и сбыту.
Согласно пункту 94 Основ ценообразования тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящимся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили нерегулируемые договоры теплоснабжения, предусмотренные пунктом 95 Основ ценообразования.
Как следует из экспертного заключения, ПАО «ТГК-14» представлен в Республике Бурятия тремя филиалами: «Генерация Бурятии» (производство тепловой энергии: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ), «Улан-Удэнский энергетический комплекс» (производство и передача тепловой энергии: 33 муниципальные котельные и тепловые сети г. Улан-Удэ), «Теплоэнергосбыт Бурятии» (сбыт тепловой энергии: в п. Каменск и в г. Улан-Удэ), а также приобретает тепловую энергию от иных теплоснабжающих организаций.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 5 сентября 2018г. № 227 «Об утверждении схемы теплоснабжения г. Улан-Удэ на период до 2033 года» ПАО «ТГК-14» присвоен статус единой теплоснабжающей организации по г. Улан-Удэ. Постановлением Администрации МО ГП «Каменское» от 19 апреля 2013 года №39/1 «Об утверждении Схемы теплоснабжения» ПАО «ТГК-14» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории МО ГП «Каменское».
В данном случае оспариваемым нормативным правовым актом тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую для потребителей ПАО «ТГК-14» в Республике Бурятия (г.Улан-Удэ, ГП Каменское) на 2019-2023г.г. РСТ Республики Бурятия был установлен с учетом предложения теплоснабжающей организации ПАО «ТГК-14» и представленных ею обосновывающих материалов относительно деятельности по комплексному теплоснабжению, включающему производство тепловой энергии (мощности), её передачу и сбыт в г.Улан-Удэ и в пос.Каменск (Тимлюйская ТЭЦ), в том числе представленного расчета одноставочных тарифов, не предусматривающего дифференциацию по какому-либо параметру.
Доводы административного истца относительно неприменения регулирующим органом Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. №808, в которых дано понятие зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, критерии и порядок ее определения, во внимание быть приняты не могут.
ПАО «ТГК-14» признано единой теплоснабжающей организацией как в г. Улан-Удэ, так и в МО ГП Каменское, при этом установление в рассматриваемом случае средневзвешенного единого тарифа для потребителей ПАО «ТГК-14»в Республике Бурятия, относящихся к одной категории (группе) потребителей, не нарушает положений пункта 94 Основ ценообразования, поскольку в зоне (зонах) деятельности теплоснабжающей организации в г.Улан-Удэ и ГП Каменское дифференциация тарифа в зависимости от категории (группы) потребителей не производилась.
При этом, как было отмечено, дифференциация тарифа по зоне деятельности теплоснабжающей организации пунктом 23 Основ ценообразования не предусмотрена, как и обязанность дифференциации регулируемых тарифов по таким параметрам как системы теплоснабжения, границы городских округов и поселений.
Доводы административного истца о нарушении регулирующим органом при установлении тарифа пункта 86 Основ ценообразования также нельзя признать состоятельными, поскольку пунктами 83 – 86 Основ ценообразования установлены особенности расчета тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии, следовательно, указанные нормы при установлении тарифа для ПАО «ТГК-14», осуществляющей комплексное теплоснабжение (включая производство тепловой энергии (мощности), передачу и сбыт), применению не подлежат.
Не установлено судом при рассмотрении дела и нарушение регулирующим органом при установлении тарифа пункта 25 Основ ценообразования, предусматривающего, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
Из буквального толкования данной нормы следует, что при принятии тарифного решения, предусматривающего дифференциацию по параметрам, указанным в пункте 23 Основ ценообразования, регулирующий орган не праве установить тарифы ниже экономически обоснованного уровня за счет повышения тарифов для других категорий потребителей, создавая перекрестное субсидирование (перенос несения затрат ресурсоснабжающей организации с одного потребителя на другого с целью снижения тарифов для одного из них).
Поскольку в данному случае регулирующим органом дифференциация тарифа не производилась, тариф установлен одинаковым для всех категорий потребителей, пункт 25 Основ ценообразования нарушен не был.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года №2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2019-2023 годы. По Республике Бурятия на 2019 год индекс установлен в размере на первое полугодие 2019 года 1,7%, на второе полугодие 2019 года 2,8%.
Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом тарифы приняты РСТ Республики Бурятия в пределах максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленной для Республики Бурятия, и являются экономически обоснованными, принципы организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленные в статьях 3 и 7 Закона о теплоснабжении, в том числе принципы соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, не нарушает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что основания для признания Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2018 года №2/96 недействующим отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия
Р Е Ш И Л :
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании недействующим нормативно-правового акта - Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2018 года №2/96 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 23 апреля 2017 года.
Председательствующий судья: Т.Б. Казанцева